Индивидуальное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

ИПК - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…………………………………………………………5
1.1. Теоретические принципы консультации…………………………………5
1.2. Особенности консультации клиента в состоянии
кризиса……………………………………………………………………………..7
Глава 2.ОТНОШЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА И КОНСУЛЬТИРУЕМОГО………………………………..………………………..9
2.1.Профессиональные умения консультанта…………………………………...9
2.2.Различные ориентации ИПК………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. оксана ИПК.docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

     Работа в  роли практикующего психолога-консультанта  под руководством более опытного  специалиста необходима психологу-консультанту  для приобретения профессионального  опыта и овладения на практике  необходимыми умениями и навыками. Этому всему гораздо легче  научиться на опыте других, чем  в результате прослушивания лекций  и чтения книг. Кроме того, в практической работе психолога-консультанта нередко возникает множество неожиданных вопросов, которые невозможно заранее предусмотреть и в ходе учебной деятельности получить на них удовлетворительные ответы. Умения вырабатываются практически в ходе подражания профессиональной работе других, это же сводит к минимуму возможные ошибки, которые в своей работе может допустить начинающий психолог-консультант. Функция супервизора, которую выполняет более опытный психолог-консультант, в данном случае заключается в том, чтобы не только подготовить малоопытного психолога к самостоятельной работе, но и квалифицированно оценить степень его готовности к такой работе.

Этап завершение беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет решающее значения для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, “смазанное” завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.

Кроме того некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального реагирования и его завершение к концу беседы.

     Бывает крайне полезно  выделить по крайней мере пять  минут для подведения итогов  консультации, включающего в себя  короткое, но точное суммирование  содержания беседы и выражение  совместно достигнутого в ходе  сессии понимания основной проблемы  клиента. Из суммирования часто  вытекает тот или иной вопрос  или необходимость что-то прояснить, как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. Суммируя  проблемы клиента бывает полезно спросить: “Что вы считаете вашей основной проблемой, на которой вы бы хотели поработать?” Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий, в целом, и договорённость о следующей встрече, в частности.

Как известно из психотерапевтической практики, важный материал зачастую выражается клиентами именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить клиента: Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить? Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать совместной задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности услышать насущную потребность клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он не осмелился сказать напрямую [3, с. 10].

     Одна из целей заключительной  стадии консультации состоит  в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился  за помощью и реального опыта  консультации. “Как вы себя чувствуете  в связи с приходом сюда  сегодня?” или “Насколько то, что произошло соответствовало  вашим ожиданиям?. В чем именно?” - вот те вопросы, которые позволяют  обнаружить ожидания клиента  и обсудить возможные разочарования. Задавание такого рода вопроса  порой требует определённого  мужества от консультанта. Обсуждение  ожиданий - это зачастую трудный  разговор о том, чего клиент  не получил, но это также потенциальная  возможность для коррекции нереалистичных  ожиданий от разовой встречи, а следовательно для последующей  реализации реалистичного плана  действий по решении проблем  клиента.

Заключительная фаза беседы - это также время для предоставления клиенту релевантной информации и дачи профессиональной рекомендации. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так например проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому помимо (или вместо) психологической помощи клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста - психиатра, юриста, сексолога и т.д. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка возможных опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первичной консультации.

В заключение, я хотел бы добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т.д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть безвозвратно утеряна.

В целом, первичная консультация должна проводиться в форме, представляющей пациенту основания для решения, желает ли он подвергнуться курсу консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Различные ориентации  ИПК

      Основные  различия между различными формами  психотерапии касаются: 
Специфики ситуации взаимодействия, различия роли психотерапевта(тренера, супервизора), различия клиентов психотерапии и типов проблем; 
2) содержательные и процессуальные различия (в том числе связанные с использованием тех или иных техник, упражнений и с ценностно-теоретическими основами помощи); 
3) ориентация преимущественно на самопонимание клиента в психотерапии и понимание клиентами мира, своего поведения, понимания и ценностных отношений в тренинге или в противовес супервизии, направленной на осмысление консультантом своего поведения, понимания и ценностных отношений в профессиональной деятельности, а также поведения, понимания и ценностей клиента. [4, с. 4].

 При этом индивидуальное  консультирование часто имеет  ряд преимуществ перед групповым  и семейным, клиент получает полное  внимание консультанта, более полно  обеспечивается психологическая  безопасность клиента, включая соблюдение  конфиденциальности, более глубокое  понимание клиента консультантом. Кроме того, в индивидуальном  консультировании многое зависит  от консультанта, его профессионализма  и личностной зрелости, поскольку  консультант выступает как единственный  более или менее успешный (неуспешный) «другой» — легче отследить  взаимные влияния и оценить  эффекты (результаты) взаимодействия, в семейном и групповом консультировании  очень многое зависит от взаимодействия  внутри и между группой и  специалистом. 
     Однако в групповом и семейном консультировании возникают дополнительные каналы воздействия, «групповое» влияние и возможность «здесь-и-теперь» апробации новых шаблонов поведения и познания в общении с не-спе-циалистами («обыденными психологами»), с незнакомыми до этого людьми, клиент учится принимать помощь от непрофессионалов и учится оказывать психологическую помощь в повседневной социальной жизни, осознавать и исследовать симптоматические особенности понимания себя другими членами группы (семьи); сопоставлять свой внутренний опыт с опытом других людей; укреплять свое Я на основе идентификации и деидентификации с отдельными членами группы, с некоторыми ситуациями.      В семейной психотерапии, кроме того, отмечается роль такого особого качества отношений в семейной группе, стремление семейной групп «изменяться, не изменяясь» — наличие сложившихся семейных паттернов, требующих осознания, переработки и/или трансформации. Межличностная динамика выступает как источник информации и исследовательская лаборатория, посвященная познанию себя и других людей, изучению типичных и нетипичных социальных (семейных) ситуаций. Появляется возможность исследовать процессы социального поведения (своего и других людей); учиться видеть и принимать как сходства, так и различия между людьми, между собой и людьми (развитие толерантности)— сравнивая процессы и опыт внегруппового и группового взаимодействия. 
Сходство разных форм консультации (групповой, семейной и индивидуальной) проявляется:

  1. в их ориентации на развитие самопонимания клиента, переоценивание прошлого опыта; получение новой информации и переосмысление уже имеющейся;
  2. принятие на себя ответственности, переучивание и развитие необходимых навыков и обучение новым;
  3. его самоусиление и доверие к себе; самопринятие;
  4. исследование специалистом собственной идентичности; в том числе проявлений своего бессознательного; расширение палитры способов поведения, понимания себя и мира.

     Цели ИПК  определяются в общем плане  как раскрытие, осознание и переработка  проблем и травмирующих ситуаций, внутриличностных и межличностных  конфликтов участников, коррекция  неадекватных отношений, эмоциональных, когнитивных и поведенческих  стереотипов на основании межличностного взаимодействия. Задачи этого вида работы часто обозначаются так:

  1. В  интеллектуальной сфере - осознание и обогащение когнитивных связей «личность - ситуация - болезнь», осознание интерперсонального плана собственной личности и осознание генетического (исторического) плана — нарушения/развития, личности, отношений;
  2. В эмоциональной сфере — получение эмоциональной поддержки и формирование эмоционально более благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознание и вербализация собственных эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого опыта и получение нового эмоционального опыта в группе;
  3. В поведенческой сфере — формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и эмоционально более благоприятного отношения к себе.

     ИПК во многом  есть процессы воздействия на  смыслообразование,   объединяющие  в себе когнитивный, эмоциональный  и поведенческий компоненты. Оно  осуществляется в двух формах: активизация и трансформация  процессов смыслообразования. Приемы, реализующие их, довольно разнообразны:

  1. Внушающее побуждающее воздействие; побуждение внутреннего диалога или побуждение к слушанию «тела» средствами направленной терапии или как результат наблюдения в процессе выполнения психотерапевтических рекомендаций;
  2. Катарсические переживания при соприкосновении с произведениями искусства, природой, ритуально-карнавальными ситуациями.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Индивидуальное психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент жизни человека, психолог-консультант может помочь преодолеть стресс, жизненный кризис, решение [2, с. 6].

     Индивидуальное психологическое консультирование также может помочь в понимании и реорганизации отношений с другими людьми. Основная задача психолога-консультанта в данной ситуации состоит в том, чтобы помочь посмотреть на характер взаимоотношений с другими людьми со стороны, обсудить те их стороны, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основа такой работы состоит в исследовании и изменении установок относительно других людей, и форм взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы имеется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, изменить свое отношение к происходящему и собственное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алешина, И.В. Введение в практическую социальную психологию  / И.В.

     Алешина –  М.: Академия, 2003. – 205с.

  1. Вишнякова, М.Ю. Введение в психоанализ / М.Ю. Вишнякова. – М.: Маркетинг, 2003. – 192с.
  2. Деревлева, М.А.  Практика и техника психоанализа: учебное пособие

для студентов вузов / М.А.Деревлева, М.Т. Ульянова. – М.: Мастерство:

Высшая школа, 2002. – 256с.

  1. Шепель, В.М.  Вопросы психологии / В.М.Шепель. – М.: Академия, 1996. – 205с.
  2. Гоулман, Д.М. Эмоцианальное лидерство: искусство управления людьми

на основе эмоционального  интеллекта. – М.:Альпина,2005.-197с.

  1. Безлепкина, Л.Ф. В интересах устойчивого социальнго развития / Л.Ф. Безлепкина// Вестник социальной работы. 2011. - №4. –С. 14-25.
  2. Болотина, Т.Н. Роль социальных служб в системе социальной защиты населения / Т.Н. Болотина // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 2010 – С.87-92.

 


Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование