Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:17, контрольная работа
ИПК - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…………………………………………………………5
1.1. Теоретические принципы консультации…………………………………5
1.2. Особенности консультации клиента в состоянии
кризиса……………………………………………………………………………..7
Глава 2.ОТНОШЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА И КОНСУЛЬТИРУЕМОГО………………………………..………………………..9
2.1.Профессиональные умения консультанта…………………………………...9
2.2.Различные ориентации ИПК………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
Работа в
роли практикующего психолога-
Этап завершение беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет решающее значения для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, “смазанное” завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.
Кроме того некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального реагирования и его завершение к концу беседы.
Бывает крайне полезно
выделить по крайней мере пять
минут для подведения итогов
консультации, включающего в себя
короткое, но точное суммирование
содержания беседы и выражение
совместно достигнутого в ходе
сессии понимания основной
Как известно из психотерапевтической практики, важный материал зачастую выражается клиентами именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить клиента: Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить? Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать совместной задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности услышать насущную потребность клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он не осмелился сказать напрямую [3, с. 10].
Одна из целей заключительной
стадии консультации состоит
в выяснении соответствия
Заключительная фаза беседы - это также время для предоставления клиенту релевантной информации и дачи профессиональной рекомендации. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так например проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому помимо (или вместо) психологической помощи клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста - психиатра, юриста, сексолога и т.д. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка возможных опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первичной консультации.
В заключение, я хотел бы добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т.д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть безвозвратно утеряна.
В целом, первичная консультация должна проводиться в форме, представляющей пациенту основания для решения, желает ли он подвергнуться курсу консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.
2.2. Различные ориентации ИПК
Основные
различия между различными
Специфики ситуации
2) содержательные и
3) ориентация преимущественно на самопонимание
клиента в психотерапии и понимание клиентами
мира, своего поведения, понимания и ценностных
отношений в тренинге или в противовес
супервизии, направленной на осмысление
консультантом своего поведения, понимания
и ценностных отношений в профессиональной
деятельности, а также поведения, понимания
и ценностей клиента. [4, с. 4].
При этом индивидуальное
консультирование часто имеет
ряд преимуществ перед
Однако в групповом и семейном
консультировании возникают дополнительные
каналы воздействия, «групповое» влияние
и возможность «здесь-и-теперь» апробации
новых шаблонов поведения и познания в
общении с не-спе-циалистами («обыденными
психологами»), с незнакомыми до этого
людьми, клиент учится принимать помощь
от непрофессионалов и учится оказывать
психологическую помощь в повседневной
социальной жизни, осознавать и исследовать
симптоматические особенности понимания
себя другими членами группы (семьи); сопоставлять
свой внутренний опыт с опытом других
людей; укреплять свое Я на основе идентификации
и деидентификации с отдельными членами
группы, с некоторыми ситуациями.
В семейной психотерапии, кроме того, отмечается
роль такого особого качества отношений
в семейной группе, стремление семейной
групп «изменяться, не изменяясь» — наличие
сложившихся семейных паттернов, требующих
осознания, переработки и/или трансформации.
Межличностная динамика выступает как
источник информации и исследовательская
лаборатория, посвященная познанию себя
и других людей, изучению типичных и нетипичных
социальных (семейных) ситуаций. Появляется
возможность исследовать процессы социального
поведения (своего и других людей); учиться
видеть и принимать как сходства, так и
различия между людьми, между собой и людьми
(развитие толерантности)— сравнивая
процессы и опыт внегруппового и группового
взаимодействия.
Сходство разных форм консультации (групповой,
семейной и индивидуальной) проявляется:
Цели ИПК
определяются в общем плане
как раскрытие, осознание и переработка
проблем и травмирующих
ИПК во многом есть процессы воздействия на смыслообразование, объединяющие в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Оно осуществляется в двух формах: активизация и трансформация процессов смыслообразования. Приемы, реализующие их, довольно разнообразны:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальное психологическое консультирован
Индивидуальное психологическое
Алешина – М.: Академия, 2003. – 205с.
для студентов вузов / М.А.Деревлева, М.Т. Ульянова. – М.: Мастерство:
Высшая школа, 2002. – 256с.
на основе эмоционального интеллекта. – М.:Альпина,2005.-197с.
Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование