Индивидуальные особенности эмоциональных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов.
Исходя из цели, определим объект и предмет исследования.
Объект исследования – эмоциональные процессы.
Предмет исследования – индивидуальные различия в эмоциональной сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………...5
1.1. Понятие эмоций, их функции……………………………………………..5
1.2. Теории эмоций……………………………………………………………..9
1.3. Виды и формы эмоций……………………………………………………13
Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА……………………...............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

индивидуальные особенности эмоциональных процессов.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………...5

1.1. Понятие эмоций, их функции……………………………………………..5

1.2. Теории эмоций……………………………………………………………..9

1.3. Виды и формы эмоций……………………………………………………13

Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА……………………...............................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  данной темы состоит в том, что в эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств.

Исследованию  эмоций посвящены работы многих ученых. Первым обратил внимание на эмоциональную  сферу человека древнегреческий  мыслитель Аристотель. Также изучали  ее и такие ученые, как Ч. Дарвин,  У. Джеймс и Г. Ланге, С. Шехтер, Л. Фестингер, К.Э. Изард, К. Леонгард, П.В. Симонов, П.К. Анохин и Б.И. Додонов. Несмотря на большое количество работ, посвященных данной теме, степень ее изученности недостаточно велика. Проблема изучения эмоциональной сферы состоит в том, что до сих пор не ясна природа возникновения самих эмоций, что порождает большое количество разнообразных теорий на сей счет.

Целью исследования является выявление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных  процессов.

Исходя из цели, определим объект и предмет исследования.

Объект исследования – эмоциональные процессы.

Предмет исследования – индивидуальные различия в эмоциональной  сфере.

В соответствии с целью, объектом и предметом, задачами исследования являются:

  1. Определение понятия эмоций и их роли в жизни человека;
  2. Анализ теорий  эмоций;
  3. Описание основных видов эмоций и форм их проявления;
  4. Описание эмоциональных типов людей и особенностей их эмоциональной сферы

Новизна исследования заключается в установлении связи  между темпераментом и особенностями эмоциональной сферы.

Поставленные  задачи могут быть решены с помощью теоретических методов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

    1. Понятие об эмоциях и их функции

 

Эмоциональные процессы всегда вызывали и вызывают интерес у многих ученых. Но до сих пор природа эмоций недостаточно хорошо изучена. В связи с этим, в психологии выделяется большое количество разных теорий, посвященных данной теме. Разнообразно и количество определений понятия «эмоции». На наш взгляд, наиболее удачным является определение, данное П.К. Анохиным: «Эмоции (от лат. emoveo — возбуждать, волновать) — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей» [1].

Как и любому психическому процессу, эмоциям присущ ряд свойств [14].

  1. Универсальность. Данное свойство выделил английский психолог У. Мак-Дугалл. Заключается в том, что эмоции не зависят от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают.
  2. Динамичность. Выделил данное свойство В. Вундт в трехмерной схеме характеристики эмоций. Динамичность эмоций состоит в том, что они протекают в несколько фаз, то есть наблюдается нарастание напряжения и его разрешение.
  3. Доминантность. Данное свойство говорит о том, что сильные эмоции способны подавлять противоположные себе эмоции и не допускать их в сознание человека.
  4. Суммация и упрочение. В. Витвицкий отметил, что наиболее сильное удовольствие/неудовольствие человек обычно испытывает не при первом, а при последующих воздействиях с эмоциогенным раздражителем. А В. Дерябин указал на способность эмоций к суммации. Это означает, что эмоции, связанные с одним объектом, суммируются в течение всей жизни, что приводит к увеличению их интенсивности.
  5. Адаптация. Эмоциям, свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Это характерно как для положительных, так и для отрицательных эмоций.
  6. Субъективность. В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
  7. Заразительность.  Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, способен невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним.
  8. Пластичность.  Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».
  9. Удержание в памяти. Указывает на способность эмоций долгое время храниться в памяти.
  10. Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается в данный момент.
  11. Перенос. Данное свойство является близким к иррадиации. Заключается в переносе чувств на другие объекты. Так у влюбленного способностью вызвать сентиментальные эмоции обладает не только вид любимого человека, но и предметы, с ним соприкасавшиеся.
  12. Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние. В связи с этим П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях.
  13. Переключаемость. Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция.

Итак, эмоции в  жизни человека имеют большое  значение и выполняют несколько  функций. Перейдём к их рассмотрению.

Организующая  функция является основной. Заключается в том, что эмоции, прежде всего, организуют определенную деятельность человека.

Оценочная функция заключается в том, что эмоции отражают значимость для человека явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий в форме непосредственного переживания. И, таким образом, служит одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей.

Закрепляющая  функция указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и действия, которые их возбудили.

Экспрессивно-коммуникативная  функция — эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них [11].

Синтезирующая функция заключается в том, что эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.

Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.

Мы рассмотрели функции эмоций. Можно  сделать вывод, что эмоции играют важную роль в жизни человека. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся. Однако все ученые сходятся во мнении, что несомненно главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека [9].

Также следует говорить и  о роли эмоций в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Можно сказать, что эмоции — это обязательный элемент творчества.

Кроме этого, эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь. В связи с этим, выделяется особый вид памяти — эмоциональный.

Эмоции рассматриваются  многими учеными как надежное средство общения между людьми.  Так, например, П. К. Анохин считал, что  эмоционально окрашенная беседа или  прочитанная лекция всегда с большей  теплотой и благодарностью оценивается  людьми [1].

Таким образом, роль эмоций в жизни человека велика, они выполняют множество функций. Все это придает жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и другое.

    1. Теории эмоций

 

На счет возникновения эмоций нет единой точки зрения. В связи с этим в психологии сложилось большое количество теорий. Условно их можно разделить на несколько групп.

К биологическим  теориям можно отнести теорию Ч. Дарвина.

Теория  Ч. Дарвина [4]

Английский  натуралист, создатель эволюционной теории Ч. Дарвин в 1872 году опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В данной книге он рассматривал в сравнении эмоциональные проявления у людей и животных.  Ч. Дарвин пришел к выводу, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой остатки ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование. Таким образом, он указал на эволюционный путь развития эмоций.

Идеи Дарвина  легли в основу других теорий эмоций, в их числе теория У. Джеймса — Г. Ланге.

Теория  У. Джеймса — Г. Ланге

Данная теория была разработана  двумя учеными, не зависимо друг от друга — в 1884 году американцем У. Джеймсом и в 1885 — датчанином  Г. Ланге. Теория заключается в том, что эмоциональные состояния являются вторичным явлением, они возникают как реакция на сигналы, поступающие в мозг, об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органов в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим».

Теория  П.К. Анохина

В своей теории П.К. Анохин также опирается на теорию Ч. Дарвина. Анохин рассматривает эмоции "как  закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". «Возникновение потребностей, по П.К. Анохину, приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели» [1]

Группа когнитивных  теорий отражает точку зрения, согласно которой основным механизмом возникновения  эмоций являются когнитивные процессы.

Когнитивно-физиологическая  теория С. Шехтера

С. Шехтер в своей  теории говорит о том, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения, но только при наличии когнитивной оценки ситуации, которая вызвала возбуждение.  По мнению Шехтера, эмоциональные состояния — результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.

Теория  Л. Фестингера [15]

Л. Фестингер  разработал теорию «когнитивного диссонанса». Когнитивный диссонанс — это состояние психического дискомфорта индивида, возникающего в результате столкновения в сознании противоречивых представлений. Фестингер высказал идею, что положительные эмоции возникают при отсутствии когнитивного диссонанса, а отрицательные — при его наличии.

Теория  дифференциальных эмоций К.Э. Изарда [10]

В данной теории объектом изучения являются частные эмоции, рассматриваемые  раздельно друг от друга.  В основе теории лежат  5 основных допущений:

  • Десять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.
  • Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.
  • Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.
  • Эмоции взаимодействуют между собой: одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Дифференциальная  теория эмоций определяет эмоции как  сложные процессы, которые имеют  нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной  нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне  эмоция представлена переживанием.

Информационная  теория П.В. Симонова [13]

Информационная теория эмоций занимает особое место в психологии. В своей теории Симонов высказал утверждение, что эмоции возникают вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Формула имеет следующий вид:

Информация о работе Индивидуальные особенности эмоциональных процессов