Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:07, курсовая работа
Целью исследования является выявление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов.
Исходя из цели, определим объект и предмет исследования.
Объект исследования – эмоциональные процессы.
Предмет исследования – индивидуальные различия в эмоциональной сфере.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………...5
1.1. Понятие эмоций, их функции……………………………………………..5
1.2. Теории эмоций……………………………………………………………..9
1.3. Виды и формы эмоций……………………………………………………13
Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА……………………...............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ………………………………………………………
1.1. Понятие эмоций, их функции……………………………………………..5
1.2. Теории эмоций…………………………………………………………….
1.3. Виды и формы эмоций……………………………………………………13
Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ
ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА……………………..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что в эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств.
Исследованию эмоций посвящены работы многих ученых. Первым обратил внимание на эмоциональную сферу человека древнегреческий мыслитель Аристотель. Также изучали ее и такие ученые, как Ч. Дарвин, У. Джеймс и Г. Ланге, С. Шехтер, Л. Фестингер, К.Э. Изард, К. Леонгард, П.В. Симонов, П.К. Анохин и Б.И. Додонов. Несмотря на большое количество работ, посвященных данной теме, степень ее изученности недостаточно велика. Проблема изучения эмоциональной сферы состоит в том, что до сих пор не ясна природа возникновения самих эмоций, что порождает большое количество разнообразных теорий на сей счет.
Целью исследования является выявление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов.
Исходя из цели, определим объект и предмет исследования.
Объект исследования – эмоциональные процессы.
Предмет исследования – индивидуальные различия в эмоциональной сфере.
В соответствии с целью, объектом и предметом, задачами исследования являются:
Новизна исследования заключается в установлении связи между темпераментом и особенностями эмоциональной сферы.
Поставленные задачи могут быть решены с помощью теоретических методов исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Эмоциональные процессы всегда вызывали и вызывают интерес у многих ученых. Но до сих пор природа эмоций недостаточно хорошо изучена. В связи с этим, в психологии выделяется большое количество разных теорий, посвященных данной теме. Разнообразно и количество определений понятия «эмоции». На наш взгляд, наиболее удачным является определение, данное П.К. Анохиным: «Эмоции (от лат. emoveo — возбуждать, волновать) — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей» [1].
Как и любому психическому процессу, эмоциям присущ ряд свойств [14].
Итак, эмоции в жизни человека имеют большое значение и выполняют несколько функций. Перейдём к их рассмотрению.
Организующая функция является основной. Заключается в том, что эмоции, прежде всего, организуют определенную деятельность человека.
Оценочная функция заключается в том, что эмоции отражают значимость для человека явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий в форме непосредственного переживания. И, таким образом, служит одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей.
Закрепляющая функция указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и действия, которые их возбудили.
Экспрессивно-коммуникативная функция — эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них [11].
Синтезирующая функция заключается в том, что эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.
Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.
Мы рассмотрели функции эмоций. Можно сделать вывод, что эмоции играют важную роль в жизни человека. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся. Однако все ученые сходятся во мнении, что несомненно главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека [9].
Также следует говорить и о роли эмоций в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Можно сказать, что эмоции — это обязательный элемент творчества.
Кроме этого, эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь. В связи с этим, выделяется особый вид памяти — эмоциональный.
Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Так, например, П. К. Анохин считал, что эмоционально окрашенная беседа или прочитанная лекция всегда с большей теплотой и благодарностью оценивается людьми [1].
Таким образом, роль эмоций в жизни человека велика, они выполняют множество функций. Все это придает жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и другое.
На счет возникновения эмоций нет единой точки зрения. В связи с этим в психологии сложилось большое количество теорий. Условно их можно разделить на несколько групп.
К биологическим теориям можно отнести теорию Ч. Дарвина.
Теория Ч. Дарвина [4]
Английский натуралист, создатель эволюционной теории Ч. Дарвин в 1872 году опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В данной книге он рассматривал в сравнении эмоциональные проявления у людей и животных. Ч. Дарвин пришел к выводу, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой остатки ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование. Таким образом, он указал на эволюционный путь развития эмоций.
Идеи Дарвина легли в основу других теорий эмоций, в их числе теория У. Джеймса — Г. Ланге.
Теория У. Джеймса — Г. Ланге
Данная теория была разработана двумя учеными, не зависимо друг от друга — в 1884 году американцем У. Джеймсом и в 1885 — датчанином Г. Ланге. Теория заключается в том, что эмоциональные состояния являются вторичным явлением, они возникают как реакция на сигналы, поступающие в мозг, об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органов в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим».
Теория П.К. Анохина
В своей теории П.К. Анохин также опирается на теорию Ч. Дарвина. Анохин рассматривает эмоции "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". «Возникновение потребностей, по П.К. Анохину, приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели» [1]
Группа когнитивных теорий отражает точку зрения, согласно которой основным механизмом возникновения эмоций являются когнитивные процессы.
Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера
С. Шехтер в своей теории говорит о том, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения, но только при наличии когнитивной оценки ситуации, которая вызвала возбуждение. По мнению Шехтера, эмоциональные состояния — результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.
Теория Л. Фестингера [15]
Л. Фестингер разработал теорию «когнитивного диссонанса». Когнитивный диссонанс — это состояние психического дискомфорта индивида, возникающего в результате столкновения в сознании противоречивых представлений. Фестингер высказал идею, что положительные эмоции возникают при отсутствии когнитивного диссонанса, а отрицательные — при его наличии.
Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда [10]
В данной теории объектом изучения являются частные эмоции, рассматриваемые раздельно друг от друга. В основе теории лежат 5 основных допущений:
Дифференциальная
теория эмоций определяет эмоции как
сложные процессы, которые имеют
нейрофизиологические, нервно-мышечные
и чувственно-переживательные
Информационная теория П.В. Симонова [13]
Информационная теория эмоций занимает особое место в психологии. В своей теории Симонов высказал утверждение, что эмоции возникают вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Формула имеет следующий вид:
Информация о работе Индивидуальные особенности эмоциональных процессов