Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:07, курсовая работа
Целью исследования является выявление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов.
Исходя из цели, определим объект и предмет исследования.
Объект исследования – эмоциональные процессы.
Предмет исследования – индивидуальные различия в эмоциональной сфере.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………...5
1.1. Понятие эмоций, их функции……………………………………………..5
1.2. Теории эмоций……………………………………………………………..9
1.3. Виды и формы эмоций……………………………………………………13
Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА……………………...............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28
Э = f П (Ин-Ис);
где Э — эмоция, её степень, качество и знак;
П — сила
и качество актуальной
(Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта;
Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;
Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.
Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а человек обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией.
Данная формула не применяется для получения конкретных количественных значений, она только показывает сам принцип формирования эмоций.
Таким образом, взгляды ученых на происхождение эмоций расходятся, в связи с чем, в психологии выделяется большое количество теорий. В данной работе мы рассмотрели только некоторые из них.
Вопрос о количестве и видах эмоций обсуждается давно. Еще античные мыслители пытались выделить эмоциональные состояния. Так, например, Аристотель впервые выделил несколько видов эмоций, при этом разделив чувства и аффекты по степени их влияния на поведение.
Позднее Р. Декарт в своем труде «Страсти души» писал о том, что следует выделять первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом, к данной группе он относит: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Главное назначение первичный страстей – сигнализировать душе о том, что полезно и вредно для тела. Все остальные страсти являются видами первичных и образуются при жизни [7].
Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические – понижающие её.
Основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций настолько велико (значительно больше 50000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения [2].
Особого внимания заслуживает классификация, предложенная К.Э. Изардом. Изард выделил десять базовых эмоций, а остальные, по его мнению, являются производными от них. Базовые эмоции представлены в таблице 1.
Таблица 1. Базовые эмоции по К.Э. Изарду
Эмоции |
Характеристика эмоций |
Радость |
Положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Она служит для устранения отрицательных воздействий эмоций, установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий. Выражается улыбкой и смехом |
Удивление |
Не имеет
четко выраженного |
Интерес |
Эмоциональная реакция на новое, источник мотивов, научения и творчества. Мимически выражается: приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ |
Печаль |
Эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Проявляется в проникновенности мысли к объекту печали, слезах (при сильной печали слез может не быть), горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, дает возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием |
Гнев |
Эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Проявляется: на лице вздуваются вены, рот сжат, губы дрожат, сжаты кулаки и другое. Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма
|
Отвращение |
Отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками субъекта. В эволюции возникло как защита от отравления. При отвращении человек морщит нос, кривит губы, отталкивает от себя объект отвращения, имитирует тошноту |
Презрение |
Отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая противоречием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживания. Презрение – это отвержение другого человека. Выражается в иронии, насмешках, отталкивающих жестах |
Страх |
Отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Является способом активности и защиты от сильных потрясений. Выражается в затруднении дыхания, дрожании тела, расширении зрачков |
Стыд |
Социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожиданиям других людей. Переживание стыда – показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. Переживая стыд, человек прячет глаза, отворачивает или опускает голову, краснеет и другое |
Вина |
Эмоция, возникающая при нарушении моральных и эстетических норм. Не возникает без принятия общественных норм. Выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться. Переживание эмоции вины схоже с переживанием стыда |
По мнению К. Изарда существует большое количество смешанных эмоций: диады — смешение двух базовых эмоций (например, страх — стыд) и триады — смешение трех базовых эмоций (например, интерес —удовольствие — удивление). Из десяти базовых эмоций можно составить сорок пять диад и сто двадцать триад [10].
Интересную, на наш взгляд, классификацию предложил Б.И. Додонов. В ее основе лежат потребности и цели, которым служат те или иные эмоции.
Б.И. Додонов выделяет следующие группы эмоций [5].
1. Альтруистические. Возникают
на основе потребности в
2. Коммуникативные. Возникают на основе потребности в общении. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям относятся: чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
3. Глорические (от лат. Gloria — слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.
4. Праксические. Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.
5. Пугнические (от лат. pugna — борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей.
6. Романтические. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.
7. Гностические (от греч. gnosis — знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю». Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.
8. Эстетические. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.
9. Гедонистические. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.
10. Акизитивные (от франц. acquisition — приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений. [5]
Особого внимания заслуживает классификация, предложенная У. Мак-Дуггалом. По его мнению, эмоции имеют инстинктивную основу и являются «аффективным проявлением инстинктивного процесса». В связи с этим, выделяет столько же групп эмоций, сколько инстинктов.
Про данную классификация можно сказать, что здесь в некоторых случаях инстинктом и эмоцией называется то, что ими не является – в этом состоит ошибка классификации. [12]
По мнению К. Шнайдера, любая эмоция непременно касается чего-либо, это может быть состояние, сам субъект или кто-то другой. В связи с этим, Шнайдер предложил выделить три вида эмоций: эмоции состояния, эмоции, направленные на себя, и эмоции, направленные на других. Данная классификация представлена в таблице 2.
Таблица 2. Классификация эмоций К. Шнайдера
Эмоции состояния |
Эмоции, направленные на себя |
Эмоции, направленные на других | |
приятные |
Радость, удовольствие, веселье, счастье, спокойствие, уверенность, довольство |
Сила, гордость, самолюбование, упрямство, чувство собственного превосходства |
Любовь, симпатия, доверие, сочувствие, уважение, интерес, одобрение, благодарность, благорасположение, восторг, преклонение |
неприятные |
Печаль, тоска, страх, апатия, грусть, огорчение, беспомощность, отчаяние, тревога, содрогание, ностальгия по Родине, обида, гнев, злость, зависть, ревность, недовольство, пустота |
Смущение, чувство вины, сожаление, стыд, сдержанность, скромность |
Ненависть, отвращение, недоверие, игнорирование, вражда, унижение, недовольство, унижение |
Итак, мы рассмотрели несколько классификаций, можно сказать, что все имеют свои недостатки. До сих пор нет общепринятой классификации, а их многообразие объясняется тем, что природа эмоций недостаточно изучена.
Эмоции могут
проявляться в следующих
Собственно эмоции — это кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей имеют хорошо осознаваемую причину возникновения [6].
Аффект — эмоциональное состояние, характеризующееся высокой степенью интенсивности. Аффект возникает внезапно и относительно быстро исчезает, носит характер «взрыва». Всегда бурно проявляется и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия — внимание фокусируется на объекте, вызвавшем аффект. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него психическом заболевании [12, 6].
Настроение — устойчивое эмоциональное состояние. Представляет собой особенно яркое проявление экстенсивности чувств. Под экстенсивностью чувства понимается степень его распространенности в сознании. Таким образом, настроение распространяется на все содержание сознания субъекта и окрашивает поведение и деятельность человека в течение определенного времени. Настроение человека может зависеть от множества факторов [3].
Итак, в первой главе мы ознакомились с понятием эмоций, рассмотрели их свойства и функции, на основе чего, сделали вывод, что эмоции играют значительную роль в жизни человека. Мы подробно рассмотрели взгляды некоторых ученых на происхождение эмоций и условно разделили все теории на несколько групп. Кроме этого, познакомились с видами эмоций и формами их проявления. Теперь перейдем к рассмотрению вопроса об особенностях эмоциональных процессов личности в зависимости от разных факторов.
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Говоря об индивидуальных различиях в эмоциональной сфере, следует, в первую очередь, обратить внимание на то, что специфический отпечаток на эмоциональную жизнь человека накладывают темперамент. На основе чего, выделяют разные эмоциональные типы людей с характерными особенностями протекания эмоциональных процессов. Сначала следует рассмотреть понятие темперамента.
Темперамент — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности. Это природно-обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. Темперамент проявляется в темпе психических реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату.
Темперамент изучается очень давно. Понятие темперамента и его типы ввел в науку основоположник медицины Гиппократ. Он выделил 4 типа темперамента в зависимости от того, какая жидкость преобладает в теле человека: кровь — основа сангвинического типа, слизь — флегматического, желтая желчь — холерического, а черная желчь — меланхолического.
У каждого вида темперамента есть свои характерные особенности проявления эмоций. Несмотря на то, что темперамент в целом зависит от наследственности, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания. Темперамента в чистом виде не существует. Каждый человек имеет свой индивидуальный темперамент как совокупность свойств и уровней их развития, поэтому темперамент всегда уникален.
Рассмотрим
подробнее особенности
Информация о работе Индивидуальные особенности эмоциональных процессов