Индивидуальные различия в общении. Психологические явления в процессе коммуникации. Коммуникационные цепочки: формальные каналы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:56, реферат

Описание работы

Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления.
Как говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБЩЕНИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕПОЧКИ: ФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ В ГРУППАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Упр. Психология.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский Государственный  Университет»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛЕЙ, БИЗНЕСА И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по управленческой психологии

на тему:

Индивидуальные различия в общении. Психологические явления в процессе коммуникации. Коммуникационные цепочки: формальные каналы общения в группах.

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса

Специальность: финансы и кредит

Группа 21Э-202

Солейникова Виктория Евгеньевна

Дисциплина: Управленческая психология

Преподаватель: Ярошенко Сергей Николаевич

 

 

Челябинск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ 
  2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБЩЕНИИ 
  3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ 
  4. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕПОЧКИ: ФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ В ГРУППАХ 
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникации   являются   важнейшей   составляющей   в деятельности руководителя, поскольку коммуникации -  это обмен         информацией между  людьми. Без обмена информацией они не могут     вместе работать, формулировать     задачи  и решать их.

Коммуникации – важнейший  элемент обеспечения эффективности  управления.

Как говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются  между собой  различными   представлениями,   идеями,   интересами,   настроениями, чувствами,   установками   и   т.д.

Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой,  можно  рассматривать  как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть  понят  как  процесс обмена информацией. Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны  общения,  необходимо  четко расставить  все  акценты  и  выявить  специфику  в  самом  процессе   обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми.

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в  коммуникациях. Менеджеры должны в  совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют  работу «чужими руками».

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  РАЗЛИЧИЯ В ОБЩЕНИИ

 

Эффективное общение начинается с понимания своего собственного стиля и тех стилей, что используются другими. Когда вы впервые встречаете человека, советуем вам попробовать  выяснить его стиль, потому что люди обычно ожидают от других общения  в той же манере, как и их собственная.

Исследователи выделяют шесть  стилей общения:

  1. «Величественные» – такие люди предпочитают не анализировать и не обдумывать, а сразу говорить, что у них на уме. Они используют всего несколько слов, чтобы выразить свои мысли и идеи, и говорят самую суть.
  2. «Сократы» – такие люди верят в тщательное обсуждение проблем до того, как будет принято решение. Наслаждаются процессом отстаивания своих позиций, не боятся быть вовлеченными в бесконечные дискуссии, склонны к деталям и часто «говорят со сносками».
  3. «Склонные к размышлению» – люди этого типа тесно связаны с межличностными отношениями. Они ни в коем случае не желают обидеть или оскорбить других, из них получаются отличные слушатели. «Задумчивые» скорее не скажут ничего или скажут то, что вы хотите услышать, чем скажут что-то, что может породить конфликт.
  4. «Судьи» – этот стиль является чем-то средним между «величественными» и «сократами». Они скажут вам именно то, о чем думают, и объяснят это в деталях.  Такие люди склонны иметь вокруг себя ореол превосходства, так как именно они чаще всего доминируют во время обсуждения проблемы.
  5. «Кандидаты» – этот стиль имеет черты «сократов» и «склонных к размышлению». Поэтому эти люди стремятся быть мягкими и торопятся оказать поддержку, но в тоже время анализирующими и болтливыми. Для них в общение важную роль играет информация.
  6. «Сенаторы» – используют «величественный» и «размышляющий» стили, не смешивая их, выбирают то один то другой. В зависимости от обстоятельств.

 Чем больше мы узнаем и принимаем другой стиль общения, тем больше мы признаем, что он сочетается с нашим собственным. В любом случае: выявление и удовлетворение требований стилей общения может повысить степень эффективности общения друг с другом.

Различия полов и общение.

Исследования Д. Таннена показали, что мужчины часто во время разговора акцентируют особое внимание на своем общественном положение, в то время как женщины опускают этот факт. Кроме того, женщины концентрируются на налаживании позитивных связей между ними и собеседниками.

Разница в манере общения  между мужчинами и женщинами  объясняет, почему они по-разному  реагируют на проблемы. В то время  когда женщины предпочитают слушать  и опираться на общественную поддержку, мужчины стремятся взять все  под контроль, предлагая совет. Мужчины  также стремятся быть более точными  и понятными.

Все значение этих различий всплывает на поверхность, как только мы обращаем внимание на то, что руководители чаще поощряют тех людей, чей стиль  общения совпадает с их собственным.

Выход состоит в том, чтобы  признавать различные манеры общения  и всегда помнить, что разговор –  основа работы менеджера, и главное  здесь – понимать, что различные  люди по-разному выражают то, что  они имеют в виду. Учет последнего в практике организационных коммуникаций делает возможным использование  для достижения целей талантов людей, оперирующих абсолютно разными стилями общения.

Культуральные различия общения.

Быстро развивающийся  феномен глобализации порождает  трудности общения, связанные с  различием культур. Такие трудности называются культуральными. Очевидно, одна из самых непосредственных трудностей – научиться правильно общаться (как вербально, так и невербально). Когда люди говорят на разных языках, они общаются друг с другом далеко не идеально.

Часть проблем заключается  в том, что для различных людей разные вещи могут иметь разные значения. Например, у русских возникают трудности с пониманием таких слов, как «эффективность» и «свободный рынок». Неудивительно, что существование культуральных барьеров в общение было открыто тогда, когда западные фирмы предприняли попытку заняться бизнесом в Восточной Европе и, в частности, в России.

Можно упомянуть и о  различиях в интонациях речи, которые  по-разному используются в разных странах и обращениях к собеседнику.

По-разному могут толковаться  жесты. Все это может мешать чувствовать нюансы в общении, которые часто так важны при проведении деловых переговоров.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ

В процессе вербальной и  невербальной коммуникации люди оказывают  влияние друг на друга. Оценивая степень  воздействия людей друг на друга  в процессе коммуникации, психологи  рассматривают такие явления, как  заражение, внушение, убеждение и  подражание.

Заражение.

Передача эмоционального состояния от одного человека к другому  в процессе общения. Эффект заражения  характерен для больших групп  людей, и его механизм носит название «цепной реакции» - от одного индивида к другому. Заражение часто является следствием распространения слухов, особенно если они касаются судьбы группы или организации, а также  часто возникает в процессе выступления  харизматичных личностей перед  большой аудиторией.

Внушение.

Внушением называют различные  способы воздействия на человека с целью создания у него определенного  психического состояния и побуждения к определенным действиям. Чем ниже у человека критическое отношение  к действительности, тем более  он внушаем, податлив по отношению к  воздействию окружающих людей. Внушение и заражение может встречаться  одновременно: например, действенная  реклама направлена на то, чтобы  вызвать к жизни эмоциональное  заражение у потребителей, а в  результате такого заражения осуществляется и внушение – внедряется мысль  о превосходстве одного товара или  услуги над другими.

Убеждение.

Отличается от внушения тем, что передаваемая информация принимается  человеком сознательно, на основе рационального, логического рассуждения.  Формированию устойчивых убеждений способствует наличие широких знаний в той  или иной области, умение критически мыслить, накопленный индивидом опыт. Если внушение направленно на эмоциональную сферу человека, то убеждение воздействует на его интеллект. Поэтому в практике преподавания существует установка не на внушение, а на убеждение: в процессе изучения географии, физики,  астрономии ученики формируют свои взгляды на мир, хотя и подвергаются убеждающему воздействию со стороны учителя.

Подражание.

Воспроизведение одним человеком  действий, привычек, поведения другого  человека называется подражанием. Подражание бывает: непроизвольным и произвольным. Подражание является одной из типичных форм давления группы на индивида: если ваши коллеги ходят на работу в строгих костюмах с галстуками, вы, скорее всего, станете следовать их примеру.  Также подражание помогает человеку войти в новый коллектив, способствует у него развитию нужных организационных черт и привычек.

В процессе коммуникации неизбежно  возникают те или иные психологические  явления, и опытный менеджер организовывает общение таким образом, чтобы  его вербальное и невербальное воздействие  на окружающих способствовало повышению  эффективности деятельности сотрудников.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ  ЦЕПОЧКИ: ФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ В ГРУППАХ

Коммуникационная цепь –  это схема, определяющая, каким организационным  подразделениям (как группам, так и людям) с кем общаться.

Возможности формального общения.

Значительное количество исследований показало, что проблема общения внутри группы может серьезным образом влиять на ее работу. Чтобы оценить эти научные находки, следует для начала рассмотреть некоторые из возможных видов связи между людьми. Одни из самых распространенных и изученных вариантов показаны ниже:

Нецентрализованные  сети:





     Пятиугольник                              Пятиугольник со звездой


Централизованные сети:





                Y               Мельница                             Цепочка


Как показано на рисунке, связи  могут отличаться по степени их централизации. Она определяется тем, в какой мере информация способна проходить через специального члена сети.

Члены централизованных сетей  для общения между собой должны обращаться к главе организации, который находится на пересечении информационных потоков. Для сравнения, пятиугольник и пятиугольник со звездой относятся к децентрализованным сетям, поскольку информация может свободно перемещаться между членами организации без участия главы. У членов децентрализованных организаций равные права и возможности доступа к информации, в то время как в централизованных организациях присутствует неравенство, так как отдельные личности во главе коммуникационных сетей имеют большие возможности доступа к информации, чем те, которые находятся на периферии.

Исследования показали, что  подобные различия в системах общения  отвечают за эффективность выполнения группой различных видов работ. В частности, было установлено, что в случаях, когда выполняемые задания легкие, лучше справляются централизованные организации, когда же задания сложные, - лучшими оказываются децентрализованные организации. Следует учитывать давление, оказываемое на главу организации, чем больше количество информации, с которой работают члены группы, тем больше степень загруженности, которую испытывает руководитель.

Важнейший аспект заключается  еще и в том, что любой вид  формального общения действует  в организациях вместе с широко распространенными  неформальными видами, что тоже может  помочь группам достичь своих  целей. Даже если формальные каналы перекрывают  доступ информации, неформальные связи  между людьми – дружба или контакты в других организациях – могут  помочь процессу общения. Неформальное общение между людьми играет исключительно  большую роль в организациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На пути к эффективному и слаженному функционированию организации  стоят некоторые проблемы, связанные  напрямую с индивидуальными особенностями  сотрудников, а также это и  групповые факторы взаимодействия. Управляет  в организации тот, кто владеет информацией. Специалисты  по управлению сравнивают функцию  информации  с  функцией  фар  автомобиля  при движении ночью:  фары  освещают  дорогу  впереди,  обеспечивая  контроль  за обстановкой и подготовку реакций водителя. Потоки информации в организации как кровь по его  кровеносным  сосудам, циркулируют в его «теле», питая  подразделения  и  работу  должностных  лиц, связывая их воедино. В  процессе  коммуникации  возникает  множество  препятствий,  которые следует преодолевать для эффективной работы в целом.

Информация о работе Индивидуальные различия в общении. Психологические явления в процессе коммуникации. Коммуникационные цепочки: формальные каналы общения