Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:31, реферат
Целью работы является исследование некоторых общих особенностей интеллекта и его специфической роли в деятельности руководителя. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие интеллекта в психологии;
- рассмотреть интеллект и эффективность управленческой деятельности;
- проанализировать специфику интеллектуальных качеств руководителя.
Введение
1. Интеллект руководителя
1.1. Понятие интеллекта в психологии
2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя
Заключение
Список использованной литературы
Итак, рассмотренные представления о структуре и содержании интеллекта, о его месте, в системе общих способностей личности составляют основу для определения его специфики в деятельности руководителя.
2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
Прямая зависимость между успешностью управленческой деятельности и интеллектом руководителя представляется на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень долгое время фактически блокировало не только исследования в данной области, но и саму постановку вопроса о связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности. И лишь в начале 60-х гг. была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эти два наиболее обобщенных явления — интеллект, и эффективность управленческой деятельности. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая, а криволинейная зависимость (рис. 2). Это означает, что наибольшей успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности.
Рис. 2. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта
Эти результаты оказались
довольно неожиданными и стимулировали
новые исследования в данной области,
которые в целом подтвердили
первоначально установленную
И все же, несмотря на многочисленность
и убедительность подобных результатов,
они плохо согласуются с
Рис. 3. Модель Фидлера — Лейстера
Данная модель частично объясняет
сложный характер связи интеллекта
с успешностью управленческой деятельности.
Однако есть и еще одна важная причина
рассматриваемой зависимости. Практическое
мышление и мышление теоретическое,
конкретное и абстрактное, «ум» практика
и теоретика — это очень
разные, специфические явления. Но практически
все интеллектуальные тесты, посредством
которых проводится диагностика
интеллектуальных способностей, адресованы
именно теоретическому, абстрактному,
академическому интеллекту, а не его
практическому компоненту. Требования,
предъявляемые к
Сложный — криволинейный характер зависимости эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется также и другими установленными в последнее время причинами. Во-первых, была обнаружена обратная связь между уровнем интеллекта и стажем управленческой деятельности (отрицательные корреляции в диапазоне 0,15—0,20)10 . Во-вторых, наиболее высокие значения интеллекта выявлены как раз у тех лиц, которые характеризуются относительно меньшим стажем управленческой деятельности. И наоборот, среднее значение интеллекта, соответствующее максимальным- показателям успешности деятельности, характеризуют лиц со средним и большим стажем управленческой деятельности. Поэтому уменьшение эффективности управленческой деятельности на рис. 2 при больших значениях интеллекта обусловлено не столько «отрицательным влиянием» высокого интеллекта как такового, сколько относительно меньшим стажем деятельности на интервале «высокий интеллект».
3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя
В теории управления разработаны
многочисленные и очень разнообразные
перечни тех интеллектуальных качеств,
которыми должен обладать «эффективный
руководитель». Зачастую они являются
просто результатом обобщения
Понятие интеллекта определяется
как интеграция, т.е. целостная система,
единство всех частных (специальных) и
общих познавательных способностей
человека. В свою очередь, частные, специальные
познавательные способности соотносятся
с конкретными психическими процессами
— восприятием, памятью, мышлением
и др. Общие способности
Далее, вся интеллектуальная деятельность руководителя развертывается в достаточно специфических условиях. Они специфичны по предмету деятельности — им выступает совокупность «социальных объектов» (т.е. других — подчиненных лиц); и по степени жесткости — режиму требований, ответственности и др. Все это определяет исходную прагматичность позиции руководителя, выдвижения на первый план практических компонентов интеллекта.
Специфические особенности,
которые присущи отдельным
Главной особенностью восприятия
является то, что ведущим его типом
в управленческой деятельности выступает
социальная перцепция, процессы межличностного
восприятия. Они очень своеобразны
и по своему содержанию, и по требованиям,
предъявляемым к человеку. Они
выходят далеко за пределы восприятия
как такового, поскольку насыщены
оценочными, самооценочными, рефлексивными,
объяснительно-
Далее, в процессах памяти
особая роль в обеспечении эффективного
управления принадлежит двум ее основным
типам — оперативной и
Таким образом, мнемические процессы входят как частные компоненты в структуру практического интеллекта: оперативная память — преимущественно в форме мобилизационной готовности; долговременная память — через характеристики формирующегося на ее основе профессионального опыта.
Наконец, аналогичная закономерность
существует и для процессов мышления.
Его общие особенности под
влиянием специфики управленческой
деятельности приобретают своеобразие
и предстают в форме
Интеллект руководителя включает все эти и другие частные хотя и очень важные познавательные способности, однако не сводится к ним и ими не исчерпывается. Он имеет и обобщенные свойства и проявления, присущие ему в целом; они определяют собой уровень частных, специальных его способностей. Для их характеристики следует привлечь рассмотренные выше особенности его общей структуры.
Так, из двух типов интеллекта
— вербального и невербального
доминирующее место в структуре
практически-социального
Далее, по аналогичным причинам относительно большая нагрузка в деятельности руководителя ложится на конвергентное, а не на дивергентное мышление (Дж. Гилфорд). Это связано с ее высокой ответственностью, а следовательно, с необходимостью поиска максимально обоснованного решения, а также с выраженной повторяемостью типичных ситуаций управленческого цикла, с нормативностью требований к этой деятельности и др. Конвергентный тип мышления в наибольшей мере соответствует практическим задачам как таковым, в отличие от теоретических, познавательных (требующих больших дивергентных способностей).
Существуют также и определенные приоритеты в сравнительной роли двух типов интеллекта (по Р. Кэттелу) — «связанного» («кристаллизованного») и «свободного» («текучего»). В идеале, конечно, и тот и другой должен быть достаточно высоким. Тогда богатство опыта, профессиональной компетентности и знаний, закрепленных в «связанном» интеллекте, будет сочетаться с операционной мощью «свободного» интеллекта, который как раз и проявляется в новых задачах, нетипичных ситуациях. «Связанный» интеллект будет тем самым обеспечивать стратегическое, а «свободный» — оперативное управление. Однако это — именно идеал. Чаще приходится наблюдать большую выраженность какого-либо одного из этих типов. По отношению к управленческой деятельности, к интеллекту руководителя как практически-социальному более важным представляется фактор «связанного» интеллекта. Дело в том, что он непосредственно соотносится с важнейшим регулятором управленческой деятельности — профессиональным опытом руководителя, лежит в основе его формирования.
Итак, практически-социальный интеллект руководителя — это определенный симтпомокомплекс, в котором доминируют вербальный и «связанный» типы в сочетании с конвергентным мышлением. Он, в частности, обеспечивает формирование управленческого опыта в его наиболее адекватном виде: по объему.— за счет «связанного» интеллекта; по содержанию — за счет вербального, социально-ориентированного интеллекта.
Это, конечно, не значит, что конвергентное мышление лучше, чем дивергентное, а последнее «не нужно» руководителю. Дивергентное мышление также, безусловно, полезно, а в ряде ситуаций управления — вообще необходимо; речь идет лишь о преобладающих, типичных особенностях, их наибольшей выраженности.
На таком сочетании
основаны многие иные качества, посредством
которых принято