Интеллект руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование некоторых общих особенностей интеллекта и его специфической роли в деятельности руководителя. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие интеллекта в психологии;
- рассмотреть интеллект и эффективность управленческой деятельности;
- проанализировать специфику интеллектуальных качеств руководителя.

Содержание работы

Введение
1. Интеллект руководителя
1.1. Понятие интеллекта в психологии
2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Итак, рассмотренные представления  о структуре и содержании интеллекта, о его месте, в системе общих  способностей личности составляют основу для определения его специфики  в деятельности руководителя.

2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности

Прямая зависимость между  успешностью управленческой деятельности и интеллектом руководителя представляется на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень  долгое время фактически блокировало  не только исследования в данной области, но и саму постановку вопроса о  связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности. И лишь в начале 60-х гг. была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эти два наиболее обобщенных явления — интеллект, и эффективность управленческой деятельности. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая, а криволинейная зависимость (рис. 2). Это означает, что наибольшей успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности.

Рис. 2. Зависимость эффективности  управленческой деятельности от уровня интеллекта

Эти результаты оказались  довольно неожиданными и стимулировали  новые исследования в данной области, которые в целом подтвердили  первоначально установленную зависимость. Она стала в настоящее время  «хрестоматийной». В частности, Т. Коно обнаружил, что студенты, имевшие исключительно высокие оценки в школе и в университете, поступая в дальнейшем на службу в японские корпорации, не становятся там, как правило, высшими менеджерами8. В исследовании Ф. Филлера и А. Лейстера также были обнаружены очень невысокие (незначимые) корреляции между интеллектом и успешностью деятельности руководителя9. Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях: корреляции варьируются в диапазоне лишь 0,15—0,25, что незначимо.

И все же, несмотря на многочисленность и убедительность подобных результатов, они плохо согласуются с обыденными представлениями об «уме как залоге эффективного руководства»; о том, что  «хороший руководитель — это очень  умный руководитель». Выявление  причин этого противоречия строгих  научных и эмпирических данных очень  показательно и полезно. Оно позволяет  раскрыть саму суть связи интеллекта с успешностью управленческой деятельности, действительную сложность их взаимодействия. Некоторые из этих причин описаны  в концепции «промежуточных факторов»  Ф. Филлера и А. Лейстера. Суть ее состоит в том, что связь интеллекта с эффективностью управленческой деятельности является не прямой, а множественно опосредованной. На эффективность деятельности, помимо интеллекта, влияют — и зачастую более сильно — многие иные причины. Сам же интеллект также оказывает влияние на деятельность через множество промежуточных переменных. К их числу авторы относят уровень мотивации руководителя, его индивидуальный опыт, отношения с вышестоящим начальством, отношения с управляемой группой (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Модель Фидлера — Лейстера

Данная модель частично объясняет  сложный характер связи интеллекта с успешностью управленческой деятельности. Однако есть и еще одна важная причина  рассматриваемой зависимости. Практическое мышление и мышление теоретическое, конкретное и абстрактное, «ум» практика и теоретика — это очень  разные, специфические явления. Но практически  все интеллектуальные тесты, посредством  которых проводится диагностика  интеллектуальных способностей, адресованы именно теоретическому, абстрактному, академическому интеллекту, а не его  практическому компоненту. Требования, предъявляемые к интеллектуальным функциям менеджера, зачастую просто несопоставимы  с требованиями и заданиями, на которых  построены существующие интеллектуальные тесты. Отсюда — и та противоречивость результатов, которая констатирована выше.

Сложный — криволинейный  характер зависимости эффективности  управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется также и  другими установленными в последнее  время причинами. Во-первых, была обнаружена обратная связь между уровнем  интеллекта и стажем управленческой деятельности (отрицательные корреляции в диапазоне 0,15—0,20)10 . Во-вторых, наиболее высокие значения интеллекта выявлены как раз у тех лиц, которые  характеризуются относительно меньшим  стажем управленческой деятельности. И наоборот, среднее значение интеллекта, соответствующее максимальным- показателям успешности деятельности, характеризуют лиц со средним и большим стажем управленческой деятельности. Поэтому уменьшение эффективности управленческой деятельности на рис. 2 при больших значениях интеллекта обусловлено не столько «отрицательным влиянием» высокого интеллекта как такового, сколько относительно меньшим стажем деятельности на интервале «высокий интеллект».

3. Специфика интеллектуальных  качеств руководителя

В теории управления разработаны  многочисленные и очень разнообразные  перечни тех интеллектуальных качеств, которыми должен обладать «эффективный руководитель». Зачастую они являются просто результатом обобщения наблюдений и житейского опыта, представляют собой  «продукт систематизации здравого смысла». Поэтому в них представлены очень несходные, разнопорядковые свойства, причем часто и неинтеллектуального характера. Вообще, очень трудно назвать какое-либо положительное «общечеловеческое» качество, в том числе — и интеллектуальное, которое бы не было полезным и для деятельности руководителя, что, собственно, и является достаточным основанием для включения многих качеств в такого рода перечни. В целом это, безусловно, верно; но все же остается вопрос: какие из них наиболее специфичны именно управленческой деятельности? Его решение определяется современными представлениями о структуре когнитивных процессов и строении интеллекта.

Понятие интеллекта определяется как интеграция, т.е. целостная система, единство всех частных (специальных) и  общих познавательных способностей человека. В свою очередь, частные, специальные  познавательные способности соотносятся  с конкретными психическими процессами — восприятием, памятью, мышлением  и др. Общие способности характеризуют  уже не уровень развития отдельных  психических процессов, а их «совместную  работу» — целостное функционирование. В своем комплексном проявлении интеллектуальные способности неразрывно связаны со всеми другими, также  общими, способностями: креативностью, обучаемостью, рефлексивностью, саморегуляцией, активностью. Взаимодействие с ними порождает и новые особенности интеллекта.

Далее, вся интеллектуальная деятельность руководителя развертывается в достаточно специфических условиях. Они специфичны по предмету деятельности — им выступает совокупность «социальных  объектов» (т.е. других — подчиненных  лиц); и по степени жесткости —  режиму требований, ответственности  и др. Все это определяет исходную прагматичность позиции руководителя, выдвижения на первый план практических компонентов интеллекта.

Специфические особенности, которые присущи отдельным психическим  процессам — восприятию, памяти, мышлению в деятельности руководителя одновременно являются и специфическими характеристиками интеллекта руководителя, взятого в плане его частных  познавательных способностей. Все они поэтому выступают как категории собственно интеллектуальных качеств руководителя. Поэтому материалы, характеризующие восприятие, память и мышление руководителя, одновременно характеризуют и его интеллект. Для каждого из процессов существуют наиболее специфические для управленческой деятельности их черты и психологические особенности.

Главной особенностью восприятия является то, что ведущим его типом  в управленческой деятельности выступает  социальная перцепция, процессы межличностного восприятия. Они очень своеобразны  и по своему содержанию, и по требованиям, предъявляемым к человеку. Они  выходят далеко за пределы восприятия как такового, поскольку насыщены оценочными, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интерпретационными, экспрессивными операциями. Формирование и совершенствование навыков межличностного восприятия в ходе управленческой деятельности ведет к тому, что на его основе складывается и развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая проницательность. Ее значимость для управленческой деятельности очень велика. Умение «оценить с первого взгляда» человека, видеть «за внешним поведением» истинные его мотивы, способность «читать другого» — все эти и многие другие речевые обороты наглядно иллюстрируют важность данного качества.

Далее, в процессах памяти особая роль в обеспечении эффективного управления принадлежит двум ее основным типам — оперативной и долговременной памяти. При этом специфика управленческой деятельности, ее условия и особенности  требуют от процессов оперативной  памяти их особого качества — свойства мобилизационной готовности. В еще  более очевидной форме управленческая деятельность «использует» и ресурсы  долговременной памяти, формируя такое  важнейшее свойство руководителя, как  профессиональный опыт. Мера его полноты, богатства, адекватности также является специфическим регулятором интеллектуальной деятельности. Она выступает поэтому как одно из важнейших качеств руководителя.

Таким образом, мнемические процессы входят как частные компоненты в структуру практического интеллекта: оперативная память — преимущественно в форме мобилизационной готовности; долговременная память — через характеристики формирующегося на ее основе профессионального опыта.

Наконец, аналогичная закономерность существует и для процессов мышления. Его общие особенности под  влиянием специфики управленческой деятельности приобретают своеобразие  и предстают в форме практического  мышления. Любая из особенностей процесса практического мышления имеет в  своей основе то или иное интеллектуальное качество, интеллектуальную способность. Это прежде всего прогностичность, рефлексивность, систематичность, «панорамностъ», избирательность, конкретность, оригинальность, «направленность на реализацию», критичность, реалистичность и др.

Интеллект руководителя включает все эти и другие частные хотя и очень важные познавательные способности, однако не сводится к ним и ими не исчерпывается. Он имеет и обобщенные свойства и проявления, присущие ему в целом; они определяют собой уровень частных, специальных его способностей. Для их характеристики следует привлечь рассмотренные выше особенности его общей структуры.

Так, из двух типов интеллекта — вербального и невербального  доминирующее место в структуре  практически-социального интеллекта имеет первый из них. Для высших проявлений практического интеллекта — для  мышления руководителя самим предметом  его деятельности является «социальный  объект». Система знаний о нем  оформлена понятийно, вербально. В  структуре взаимодействия руководителя с этими «социальными объектами» — подчиненными исключительное по значимости место принадлежит общению, т.е. также преимущественно вербальному  средству. Все это (а также многое другое, например, вербальный тип представления  большей части документации) ведет  к доминированию вербального  компонента в практически-социальном интеллекте. Это, однако, не означает, что  другая — невербальная составляющая незначима. Но сам характер ее направленности — в большей мере на оперирование абстрактным (а не конкретным), формальным (а не содержательным) материалом —  обусловливает ее подчиненное место  по отношению к вербальному интеллекту.

Далее, по аналогичным причинам относительно большая нагрузка в  деятельности руководителя ложится  на конвергентное, а не на дивергентное мышление (Дж. Гилфорд). Это связано с ее высокой ответственностью, а следовательно, с необходимостью поиска максимально обоснованного решения, а также с выраженной повторяемостью типичных ситуаций управленческого цикла, с нормативностью требований к этой деятельности и др. Конвергентный тип мышления в наибольшей мере соответствует практическим задачам как таковым, в отличие от теоретических, познавательных (требующих больших дивергентных способностей).

Существуют также и  определенные приоритеты в сравнительной  роли двух типов интеллекта (по Р. Кэттелу) — «связанного» («кристаллизованного») и «свободного» («текучего»). В идеале, конечно, и тот и другой должен быть достаточно высоким. Тогда богатство опыта, профессиональной компетентности и знаний, закрепленных в «связанном» интеллекте, будет сочетаться с операционной мощью «свободного» интеллекта, который как раз и проявляется в новых задачах, нетипичных ситуациях. «Связанный» интеллект будет тем самым обеспечивать стратегическое, а «свободный» — оперативное управление. Однако это — именно идеал. Чаще приходится наблюдать большую выраженность какого-либо одного из этих типов. По отношению к управленческой деятельности, к интеллекту руководителя как практически-социальному более важным представляется фактор «связанного» интеллекта. Дело в том, что он непосредственно соотносится с важнейшим регулятором управленческой деятельности — профессиональным опытом руководителя, лежит в основе его формирования.

Итак, практически-социальный интеллект руководителя — это  определенный симтпомокомплекс, в котором доминируют вербальный и «связанный» типы в сочетании с конвергентным мышлением. Он, в частности, обеспечивает формирование управленческого опыта в его наиболее адекватном виде: по объему.— за счет «связанного» интеллекта; по содержанию — за счет вербального, социально-ориентированного интеллекта.

Это, конечно, не значит, что  конвергентное мышление лучше, чем  дивергентное, а последнее «не  нужно» руководителю. Дивергентное мышление также, безусловно, полезно, а в ряде ситуаций управления — вообще необходимо; речь идет лишь о преобладающих, типичных особенностях, их наибольшей выраженности.

На таком сочетании  основаны многие иные качества, посредством  которых принято характеризовать  интеллект руководителя: например, «широта взглядов», «глобальный  подход к проблемам», «профессиональная  компетентность» и др. Все они, однако, в конечном итоге производны от структуры управленческого опыта, а он, в свою очередь, является продуктом  функционирования практически-социального  интеллекта, обладающего тремя основными  отмеченными особенностями. Они, однако, не исчерпывают собой всех особенностей интеллекта руководителя.

Информация о работе Интеллект руководителя