Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:31, реферат
Целью работы является исследование некоторых общих особенностей интеллекта и его специфической роли в деятельности руководителя. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие интеллекта в психологии;
- рассмотреть интеллект и эффективность управленческой деятельности;
- проанализировать специфику интеллектуальных качеств руководителя.
Введение
1. Интеллект руководителя
1.1. Понятие интеллекта в психологии
2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя
Заключение
Список использованной литературы
Так, очень значимую роль в организации управленческой деятельности играет уже отмечавшееся интеллектуальное свойство метакогнитивной осведомленности. Оно состоит в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интеллекта, а также — в учете и умении «прятать» его слабые стороны. Умение использовать именно наиболее развитые личностные и познавательные качества, избегать при этом способов интеллектуальной деятельности, которые требуют «включения» недостаточно развитых качеств — это один из главных механизмов высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. По отношению к деятельности руководителя он, специфичен. 1. Он становится более рельефным и выраженным в связи с большой сложностью и жесткостью условий управленческой деятельности. Эти условия в наибольшей мере «высвечивают» сильные и слабые стороны интеллекта руководителя, усиливают требования реализации первых и недопустимость вторых. 2. Комбинация по принципу «опора на достоинство — подавление недостатков» лежит в основе стилевых особенностей деятельности руководителя. Исследования показывают, что именно правильный учет своих «плюсов» и «минусов» является одной из главных причин формирования того стиля деятельности, который наиболее соответствует личностным особенностям. 3. Одной из главных «забот» руководителя является его имидж, репутация, авторитет. Отсюда метакогнитивная осведомленность приобретает черты не только внутреннего регулятора интеллектуальной деятельности, но и становится регулятором внешнего поведения руководителя. В результате выбираются такие способы поведения и воздействия на подчиненных, которые в наибольшей мере базируются «на сильных сторонах» и, что главное, — подчеркивают их.
Другое обобщенное интеллектуальное качество — открытая познавательная позиция, также специфично для деятельности руководителя. Оно лежит в основе ряда важных особенностей его поведения. Это, прежде всего, такие значимые для деятельности качества руководителя, как «восприимчивость к новому», «открытость для мнений других», «готовность изменить взгляды», «направленность на поиск новых сведений» и др. Кроме того, данное качество является необходимым условием и для проявления креативности и самообучаемости в деятельности руководителя.
Далее, проявления интеллектуального стиля (как еще одного качества интеллекта) в управленческой деятельности также специфичны. Основные — «чистые» стили (исполнительский, законодательный, оценочный) не вполне адекватны комплексному характеру деятельности руководителя, хотя компоненты каждого из них и предполагаются ею. Оптимальным для нее выступает комбинированный интеллектуальный стиль — своеобразный синтез в практическом интеллекте ведущих компонентов этих стилей, в особенности законодательного и оценочного.
Среди основных типов интеллектуальной одаренности также достаточно отчетливо выделяется два наиболее отвечающих своеобразию управленческой деятельности типа: четвертый и шестой («компетентные» и «мудрые»). Именно они характеризуются наибольшей практической (профессиональной, социальной) ориентацией использования интеллектуального потенциала. Они определяют богатый профессиональный и социальный опыт, а также умение реализовать его на практике. Руководителям с «компетентным типом» интеллектуальной одаренности в наибольшей мере присуща важнейшая черта, которая в последнее время обозначается понятием «экспертность системы управленческих знаний». Другой из указанных типов характеризуется социальной изощренностью способов поведения и воздействия на подчиненных, а также очень развитыми прогностическими способностями. Они, в частности, могут компенсировать определенные недостатки в уровне компетентности, «экспертности» руководителя.
Интеллект хотя и очень
обобщенная, но все же — одна из способностей
личности, входящая в целостную структуру
всех иных — также общих способностей.
Он при этом испытывает на себе их воздействие
и приобретает специфику
Многообразны и специфичны
проявления в интеллектуальной деятельности
руководителя другой общей способности
— креативности. В «обыденной психологии
управления» это нашло свое четкое
отражение в понятии «
Во-вторых, еще более выражена роль креативности в реализации другой важнейшей и наиболее специфической деятельности руководителя — в функции формулировки перед подчиненными новых задач, в выдвижении новых целей организации. Активность руководителя в этом плане, умение четко и доступно ставить задачи и формулировать цели — неотъемлемый атрибут эффективного управления. Это, однако, возможно лишь в том случае, если цели и задачи уже предварительно ясны самому руководителю. В-третьих, креативность проявляется и в решении уже существующих проблем. Ключевое умение руководителя состоит в том, чтобы быть в состоянии предложить нетрадиционное, новое, «не видимое» другими решение проблемы или подход к ней. Это очень сильно содействует укреплению его профессионального и социального авторитета. В данном случае креативность выступает как оригинальность мышления руководителя, его нестандартность.
Аналогичную роль в организации
управленческой деятельности играет и
другая общая способность —
Данная способность является психологической основой для механизмов «рефлексивного управления». Его основной принцип состоит в признании «управляющим» того, что «управляемый», обладая всеми теми же качествами, что и он сам, будет вести себя в ситуации так же, как и он — т.е. правильно, наиболее эффективно с точки зрения самого «управляющего». Следовательно, для того чтобы предвидеть особенности поведения подчиненного, руководитель должен мысленно встать на его позиции управляемого, что и достигается посредством рефлексии.
Развитая рефлексия является предпосылкой для так называемого оттормаживания непосредственных, часто импульсивных реакций на происходящее. В психологии существует понятие «рефлексивной паузы», благодаря которой в поведение включаются дополнительные интеллектуальные операции. Эмпирически это отражено в ряде общеизвестных выражений, использующихся для описания деятельности руководителя: «иногда лучше не ответить, чем ответить», «молчание — золото», «сделать паузу» и др. Умение «держать паузу» — не менее важное доказательство интеллектуальной зрелости, чем быстрота в действиях, в принятии управленческих решений.
Вместе с тем управленческая
деятельность характеризуется и
как бы противоположным требованием
к интеллектуальной деятельности. Это
— требования к скорости переработки
информации, к скорости ее «вспоминания»
(актуализации), к скорости («мгновенности»)
реакции на события, и в особенности
в быстроте принятия решений. Большинство
задач оперативного управления, все
экстренные ситуации или напряженные
режимы деятельности базируются на скоростных
качествах обработки
В заключение необходимо отметить
еще одно — очень важное для
руководителя свойство — устойчивость
к неопределенности. В общем плане
она определяется как способность
к эффективному управлению в условиях
неопределенности; а в более узком
— как способность сохранять
параметры эффективности
1. Способность когнитивной
компенсации неопределенности, т.е.
реконструкции, восполнения
2. Способность к восприятию
неопределенных ситуаций не
3. Симптомокомплекс собственно личностных качеств, в частности: экстравертированность, эмоциональная стабильность, невысокая рефлексивность, независимость от группы, интернальность и др. В исследованиях показано, что наиболее эффективные руководителя сочетают в себе высокую устойчивость к неопределенности с еще одной очень интересной, но реже встречающейся способностью — склонностью к неопределенности. Она проявляется в субъективном предпочтении ситуаций, содержащих неопределенность, по сравнению с полностью определенными ситуациями. Первые рассматриваются как более эмоционально привлекательные, субъективно комфортные, содержащие большие возможности для получения высоких результатов. Эта способность связана с еще более общими личностными качествами — склонностью к риску и мотивацией достижения. Заметим, что свойства устойчивости и склонности к неопределенности являются независимыми друг от друга. Существует специфическая типология личностей руководителей в зависимости от сочетания меры выраженности этих свойств (рис. 4).
Рис.4 Типология стилей управления в зависимости от отношения к неопределенности
Доказано, что лишь лица,
принадлежащие к I и IV секторам, могут
быть вообще признаны пригодными к
управленческой деятельности; наиболее
профессионально успешными
Заключение
Интеллект в широком смысле — это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией. Поэтому, все что говорится о восприятии, памяти и мышлении и других познавательных процессах, является одновременно и характеристикой отдельных сторон интеллекта.
Понятие интеллекта определяется
как интеграция, т.е. целостная система,
единство всех частных (специальных) и
общих познавательных способностей
человека. Связь уровня интеллекта
с эффективностью управленческой деятельности
достаточно сложна и многократно
опосредована и зависит от многих
дополнительных факторов и, преимущественно,
от профессионального опыта
Это — те интеллектуальные
свойства, которые, складываясь под
влиянием управленческой деятельности,
сами затем оказывают на нее определяющее
воздействие. Основой для выделения
специфических интеллектуальных свойств
руководителя является структура его
частных и общих