Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 14:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди молодежи, сформулировать
3
возможные варианты решения проблемы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме интернет-зависимости
2. Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
3. Провести опрос среди молодежи, особенно подверженной интернет-зависимости (студенты, а также работающие в творческой сфере молодые люди)
4. Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
5. Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.
Введение …………………………………………………………………...…….3
Глава 1.Теоретическое изучение феномена Интернет-зависимости…………5
§ 1.1. Понятие и критерии Интернет-зависимости и аддиктивного поведения как психологического феномена……………………………………………………………….....5
§ 1.2. Социально-психологические причины Интернет-зависимости. ..9
§ 1.3. Психологический портрет Интернет-зависимого человека………………………………………………………………......13
Глава 2. Исследование Интернет-зависимости среди молодежи…………….................................................................................15
§ 2.1. Организация и методики исследования …………....................... 15
§ 2.2. Результаты исследования ……………………………………...... 21
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………...…25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ)
Гуманитарный институт
Кафедра: «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»
Специальность 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
ВЫПОЛНИЛА: ст. ГГУ-311
Сонькина Е. Ю.
ПРОВЕРИЛ: к. пс. н. доц.
Светличная Л. В.
МОСКВА 2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………...……
Глава 1.Теоретическое изучение феномена Интернет-зависимости…………5
§ 1.1. Понятие и критерии Интернет-зависимости
и аддиктивного поведения как психологического
феномена…………………………………………………………
§ 1.2. Социально-психологические причины Интернет-зависимости. ..9
§ 1.3. Психологический портрет Интернет-зависимого
человека…………………………………………………………
Глава 2. Исследование Интернет-зависимости среди
молодежи…………….................
§ 2.1. Организация и методики исследования …………....................... 15
§ 2.2. Результаты исследования ……………………………………...... 21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………….....
2
ВВЕДЕНИЕ
Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую вам информацию вы можете получить, не отходя от экрана вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.
В данной работе изучается проблема интернет-зависимости среди молодежи, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [5, С. 191]. Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на человека, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Объект исследования – интернет-зависимость
Предмет исследования – проблема интернет-зависимости среди молодежи.
Цель исследования – изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди молодежи, сформулировать
3
возможные варианты решения проблемы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по
2. Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
3. Провести опрос среди молодежи, особенно подверженной интернет-зависимости (студенты, а также работающие в творческой сфере молодые люди)
4. Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
5. Выработать предложения и
Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Егорова А.Ю., Короленко
Ц.П., Янг К. и других специалистов,
о таких последствиях
социально-психологической литературе данной проблемы. Практическая
значимость. Результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
4
Глава 1. Теоретическое изучение феномена Интернет-зависимости.
§ 1.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости и аддиктивного поведения как психологического феномена.
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Родоначальниками психологического
изучения феноменов зависимости от Интернета
могут считаться два американца: клинический
психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг.
Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических
критериев для определения зависимости
от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы
исследовательские и консультативно-
В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания [8, с. 70].
Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [6, 24]. "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с
5
Н.В. Дмитриевой. Свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности »[7].
Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к Интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM [4, С.101].
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" . В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [2, С.4].
Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное / патологическое применение Интернета». При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому).
Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой
6
в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете, способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни, готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей, пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна, избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде, злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [4, C.110].
Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:
1. навязчивое желание проверить электронную почту;
2. постоянное ожидание
3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. [10]
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им. [12]
7
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. невозможность остановиться;
3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. пренебрежение семьей и
5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7. проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. синдром карпального канала (туннельное
поражение нервных стволов
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
4. боли в спине;
5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. пренебрежение личной гигиеной;
7. расстройства сна, изменение режима сна. [12]
8
Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:
1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.
3. Чрезмерная сетевая
4. Информационная перегрузка. Чрезмерная
вовлеченность в посещение
5. Компьютерная зависимость. Навязчивые
состояния в компьютерных
§1.2. Социально-психологические причины Интернет-зависимости.
[9]К.Янг, исследуя Интернет [13] - зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37%), грязи (28%), телеконференции (15%), электронная почта (13%), WWW (7%) , информационными протоколами (FTP, Gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать
9
ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет - зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.
Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет - зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет - зависимых не выделялись.
Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет - зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования.
По данным Янг, Интернет - зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих , получения признание окружающих.
Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные
10