Интернет-Зависимость среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди молодежи, сформулировать
3
возможные варианты решения проблемы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме интернет-зависимости
2. Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
3. Провести опрос среди молодежи, особенно подверженной интернет-зависимости (студенты, а также работающие в творческой сфере молодые люди)
4. Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
5. Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...…….3

Глава 1.Теоретическое изучение феномена Интернет-зависимости…………5

§ 1.1. Понятие и критерии Интернет-зависимости и аддиктивного поведения как психологического феномена……………………………………………………………….....5

§ 1.2. Социально-психологические причины Интернет-зависимости. ..9


§ 1.3. Психологический портрет Интернет-зависимого человека………………………………………………………………......13

Глава 2. Исследование Интернет-зависимости среди молодежи…………….................................................................................15

§ 2.1. Организация и методики исследования …………....................... 15
§ 2.2. Результаты исследования ……………………………………...... 21

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………...…25

Файлы: 1 файл

Титульный лист 1..doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

Гуманитарный институт

 


Кафедра: «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

 

Специальность 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Интернет-Зависимость среди молодежи»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: ст. ГГУ-311

Сонькина Е. Ю.

ПРОВЕРИЛ: к. пс. н. доц.                      

Светличная Л. В.

 

 

 

 

 

МОСКВА 2013

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………...…….3

 

Глава 1.Теоретическое изучение феномена Интернет-зависимости…………5

 

§ 1.1. Понятие и критерии Интернет-зависимости и аддиктивного поведения как психологического феномена……………………………………………………………….....5

 

§ 1.2. Социально-психологические причины Интернет-зависимости. ..9

 

 

§ 1.3. Психологический портрет Интернет-зависимого человека………………………………………………………………......13

 

Глава 2. Исследование Интернет-зависимости среди молодежи…………….................................................................................15

 

§ 2.1. Организация и методики исследования …………....................... 15

§ 2.2. Результаты исследования ……………………………………...... 21

 

Заключение………………………………………………………………………23

 

Список литературы…………………………………………………………...…25

 

Приложение 1……………………………………………………………….....27

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую вам информацию вы можете получить, не отходя от экрана вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.

В данной работе изучается проблема интернет-зависимости среди молодежи, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [5, С. 191]. Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на человека, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

Объект исследования – интернет-зависимость

Предмет исследования – проблема интернет-зависимости среди молодежи.

Цель исследования – изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди молодежи, сформулировать

3

возможные варианты решения проблемы.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме  интернет-зависимости

2. Подготовить инструментарий (в  данном случае - анкету) для проведения  опроса

3. Провести опрос среди молодежи, особенно подверженной интернет-зависимости (студенты, а также работающие в творческой сфере молодые люди)

4. Проанализировать полученные  данные, и сформулировать выводы

5. Выработать предложения и рекомендации  для решения проблемы.

Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Егорова А.Ю., Короленко

 Ц.П., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения  компьютерных технологий, как Интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в

социально-психологической литературе данной проблемы. Практическая

значимость. Результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

4

Глава 1. Теоретическое изучение феномена Интернет-зависимости.

§ 1.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости и аддиктивного поведения как психологического феномена.

            Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.

            Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг.К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [3, С.83].

             В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания [8, с. 70].

           Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [6, 24]. "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с

5

Н.В. Дмитриевой. Свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности »[7].

            Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к Интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM [4, С.101].

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" . В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [2, С.4].

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное / патологическое применение Интернета». При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому).

Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой

6

в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете, способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни, готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей, пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна, избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде, злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [4, C.110].

Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.

Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое желание проверить  электронную почту;

2. постоянное ожидание следующего  выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4. жалобы окружающих на то, что  человек тратит слишком много денег на Интернет. [10]

Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им. [12]

7

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

2. невозможность остановиться;

3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4. пренебрежение семьей и друзьями;

5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения  не за компьютером;

6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

7. проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

1. синдром карпального канала (туннельное  поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением  мышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по типу мигрени;

4. боли в спине;

5. нерегулярное питание, пропуск  приемов пищи;

6. пренебрежение личной гигиеной;

7. расстройства сна, изменение режима сна. [12]

 

8

Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:

1. Киберсексуальная. Зависимость от  интерактивных комнат общения  для "взрослых" или от киберпорнографии.

2. Киберотношения. Зависимость от  дружеских отношений, завязанных  в комнатах общения, интерактивных  играх и конференциях, которая  заменяет реальных друзей и семью.

3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение  в азартные сетевые игры, зависимость  от интерактивных аукционов и  навязчивое состояние торговли  через сеть.

4. Информационная перегрузка. Чрезмерная  вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.

5. Компьютерная зависимость. Навязчивые  состояния в компьютерных играх  или в программировании, в основном среди детей и подростков. [10]

§1.2. Социально-психологические причины Интернет-зависимости.

[9]К.Янг, исследуя Интернет [13] - зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37%), грязи (28%), телеконференции (15%), электронная почта (13%), WWW (7%) , информационными протоколами (FTP, Gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать

9

ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет - зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.

Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет - зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет - зависимых не выделялись.

Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет - зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования.

По данным Янг, Интернет - зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих , получения признание окружающих.

Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные

10

Информация о работе Интернет-Зависимость среди молодежи