Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 14:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить и проанализировать проблему возникновения интернет-зависимости среди молодежи, сформулировать
3
возможные варианты решения проблемы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме интернет-зависимости
2. Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
3. Провести опрос среди молодежи, особенно подверженной интернет-зависимости (студенты, а также работающие в творческой сфере молодые люди)
4. Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
5. Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.
Введение …………………………………………………………………...…….3
Глава 1.Теоретическое изучение феномена Интернет-зависимости…………5
§ 1.1. Понятие и критерии Интернет-зависимости и аддиктивного поведения как психологического феномена……………………………………………………………….....5
§ 1.2. Социально-психологические причины Интернет-зависимости. ..9
§ 1.3. Психологический портрет Интернет-зависимого человека………………………………………………………………......13
Глава 2. Исследование Интернет-зависимости среди молодежи…………….................................................................................15
§ 2.1. Организация и методики исследования …………....................... 15
§ 2.2. Результаты исследования ……………………………………...... 21
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………...…25
пользователи". Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет позитивной социальной идентичности.
По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет - зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах, наркотиках и т.п. В реальной жизни Интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована.
Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Sh. Turkle, "компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация) создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы"[11]. Далее, потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места жительства.
Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться психопатологией: Кимберли Янг установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет - зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других
11
нуждаются в социальной поддержке пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности.
Относительно мотивации использования Интернет второй группой людей (Интернет-зависимых, использующих преимущественно те сервисы Интернет, которые связаны с поиском информации) по результатам исследования К. Янг нельзя сделать никакого однозначного вывода.
В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых висит на общении ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в реальном общении. Для более полного понимания феномена Интернет-зависимости необходимо обратиться к другим видам зависимостей. Действительно, К. Янг и И. Голдберг говорят о сходстве Интернет-зависимости с навязчивым стремлением к азартным играм и с патологическим обжорством (булимией). Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через выделение определенных свойств личности, которые делают ее предрасположенной к формированию различных видов зависимости вообще, а также через сопоставление различных видов зависимости (наркозависимостей, патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.) и выделение некоторых общих закономерностей формирования зависимости.
12
§ 1.3.Психологический портрет Интернет-зависимого человека [14].
13
5. Интернет-зависимые люди характеризуются такими показателями коммуникативной сферы, как высокая степень одиночества и конфликтности, что свидетельствует о наличии у интернет-зависимых людей трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения и о преодолении данных трудностей межличностного взаимодействия в реальности путем замещения этого общения на виртуальное за счет возможности конструирования в рамках общения посредством сети Интернет ) новой виртуальной личности. Наличие трудностей в межличностном общении у интернет-зависимых подтверждается использованием большинством опрошенной молодежи интернет-среды с целью общения.
6. Для
мотивационной сферы интернет-
7. При увеличении степени интернет-зависимости происходит усугубление изменения личностных характеристик интернет-аддиктов, что приводит к углублению социальной их дезадаптации и прогрессированию интернет-зависимости.
14
Глава2. Исследование Интернет-зависимости среди молодежи.
§ 2.1. Организация и методики исследования.
Проведем социологический опрос, попросив заполнить анкету (разработанную К. Янгом) некоторое количество молодых людей, для выявления процента интернет-зависимых среди молодежи (см. Приложение 1). Для этого возьмем 20 человек 10 человек женского пола и 10 человек мужского пола (см. Рис. 14), 10 из которых будут студентами Федерального государственного Бюджетного образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Московского государственного университета путей сообщения» МГУПС (МИИТ), Гуманитарного института и 10 работающих в компаниях, занимающейся творческими интернет-услугами (дизайн, контент, продвижение и прочее).
На данном 12 рисунке мы видем,что из 20 людей 20% (4 человека) в возрасте от 16 до 20 лет, 40% (8 человек) в возрасте от 21 до 25 лет, 30% (6 человек) в возрасте от 26-30 лет, 10% (2 человека) в возрасте от 31 до 35 лет.
Данная выборка обоснована тем, что молодые люди полностью отвечают параметрам людей, имеющих наибольшую возможность стать интернет-зависимыми.
15
Из 1 рисунка мы видим, что на вопрос как часто пользуются интернетом ответели: 80% (16 человек) круглые сутки, 10% (2 человека) – по необходимости, 10% (2 человека)- постоянно на работе.
Из 3 рисунка мы видим, что на вопрос чем пользуются чаше всео ответели: по 100% (20 человек) - для личного общения, для поиска информации, для общения в соцсетях, для работы и по 90% (18 человек) – для он-лайн игр или скачивания, просмотров фильмов.
16
Из 2 рисунка видно, что на вопрос откуда чаще всего заходишь в интернет ответели: 10% (2 человека) – компьютер и ноутбук, 90% (18 человек).
Из 4 рисунка видно, что на вопрос что больше всего привлекает в пользовании интернетом ответели: по 10% (по 2 человека) – анонимность и получение новой информации, 50% (10 человек) – полезность, 30% (6 человек) – доступность.
17
На 5 рисунке видим, что на вопрос считаете ли себя интернет-зависимым ответели: по 10 % ( по 2 человека) – да и затрудняюсь ответить, а 80% (16 человек) – нет.
Из 6 рисунка мы видим, что на вопрос про забывчивость ответили: 70% (14 человек) – да, а 30% (6 человек) – нет.
18
На 7 рисунке видим, что на вопрос о пренебрежении сном ответили: 10% (2 человека) – никогда или редко, 20% (4 человека) – постоянно, 30% (6 человек) – часто и 40% (8 человек) – иногда.
Из 8 рисунка известно, что на вопрос по пренебрежению домашними делами ответили: 75% (15 человек) – да и 25% (5 человек) – нет.
Из 9 рисунка нам известно, что на данный приведенный в анкете (см. Приложение 1) вопрос ответили: 50% (10 человек) – сначала сообщения,всего-то 5 минут, 40% (8 человек) – сначала дело, потом успею все проверить и 10% (2 человека) – пытаюсь совместить, начав дело, просматриваю сообщения.
19
Из рисунка 10 видим, что на вопрос про знакомства в интернете ответели: 20% (4 человека) – да, 80% (16 человек) – нет.
На 11 рисунке видно, что на вопрос ответили: по 40% (по 8 человек) – часто и иногда, а по 10% (по 2 человека) – редко и затрудняюсь ответить.
Из 13 рисунка видим, что на вопрос ответили: 70% (14 человек) – совмещаю, 20% (4 человека) – работаю, 10% (2 человека) – учусь.
20
§ 2.2. Результаты исследования
По проблеме интернет-зависимости молодежи было проведено социологическое исследование (опрос), методом анкетирования. В опросе приняли участие молодые люди 16-35 лет, студенты московского вуза, а так
же молодые люди работающие в творческой сфере интернет-услуг. Для удобства было выбрано равное количество молодых людей и девушек.
По итогам анкетирования были сделаны следующие выводы (Рис. 1-13):
Молодые люди в большинстве возраста 20-30 лет, 70% из которых совмещают работу и учебу в вузе, почти все находятся в интернете круглосуточно, используя для доступа в интернет не только компьютер, но и планшеты, нетбуки и телефоны 80% опрошенных не считают себя интернет-зависимыми, несмотря на то, что 70% пренебрегали домашними делами, чтобы только провести больше времени в интернете и 70% же страдали приступами забывчивости из-за интернета – забывая про поставленный на плиту чайник или опаздывая на встречу. Подобные ситуации происходят, когда человек говорит себе "сейчас, еще 5 минут" и уходит с головой в интернет, забывая о времени и делах. Половина опрошенных на первое место ставят полезность интернета, но, тем не менее, включая компьютер по делу, первое, что они сделают – это проверят сообщения в почте, социальных сетях и пр., и только 40% сначала займутся необходимым делом. Также 80% опрошенных сами замечают, что имеют склонность проводить время в интернете бесцельно.
Все это показывает нам, что несмотря на постоянное реальное общение и большую занятость при совместительстве работы и учебы большинство молодых людей являются интернет-зависимыми, заменяя реальное общение виртуальным и находясь в интернете круглые сутки. Молодые люди, работающие в творческом коллективе и постоянно проводящие время в
21
интернете по работе тем не менее не перестают пользоваться интернетом даже без надобности в любое свободное время, а свободное время на работе забивают серфингом или виртуальным общением.
Для решения проблемы интернет-зависимости было бы целесообразно
для начала предоставить молодежи выбор, т.е. сделать более доступными массовые мероприятия – например, бесплатные катки зимой или бесплатное обучение танцам на улице летом, а также другие публичные мероприятия, освещающиеся в интернете. Показательным примером может служить сейчас уже Ежегодный Фестиваль Мыльных Пузырей, несколько лет назад предложенный одним человеком как флешмоб в интернете и собравший несколько тысяч человек в первый раз. Так как это оказалось интересно, необычно и, что важнее всего, доступно для молодежи (баночка мыльных пузырей стоит около 30 рублей) – это мероприятие и получило такую большую распространенность и тысячи человек оторвались от компьютеров, чтобы провести пару часов на свежем воздухе и создать праздник "из ничего". Также стоит предоставить молодежи более доступную возможность получить интересное хобби, открыв курсы по бесплатному обучению различным специальностям. Получение прибыли в этом случае возможно от продажи созданных обучающимися работ. Это было бы неплохим вкладом в будущее, т.к. большая часть интернет-зависимых приобрели зависимость из-за отсутствия выбора – из-за недостатка средств на хобби или отдых.
Для более молодой группы необходимо провести профилактические беседы, показав возможности, о которых, многие, возможно, даже не задумывались. Также, целесообразно провести профилактические беседы с родителями подростков и молодежи, показав как важно уделять больше времени на общение с ребенком, чтобы предотвратить социальную неадаптированность и интернет-зависимость.
22
Заключение
Итак, вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета, остается нерешенным. А вот само существование феномена зависимости от Интернета и соответствующих форм поведения представляется несомненным. Он требует тщательного психологического изучения.
Таким образом, подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1.Интернет-зависимость приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации, препятствует формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе.