Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:45, реферат
Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.
Возрастание психологической общности как сходства, единств; похожести, с одной стороны, облегчает общение (мы понимаем друг друга с полуслова, мы говорим с ним на одном языке), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д.
Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию
1 Функции общения
Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.
Возрастание психологической общности как сходства, единств; похожести, с одной стороны, облегчает общение (мы понимаем друг друга с полуслова, мы говорим с ним на одном языке), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д.
Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми.
Это побуждает нас еще больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.
Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией.
Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей.
Параллельно и очень быстро
увеличивается число
Есть еще одна причина,
которая побуждает нас
Для профессионалов социономической группы (профессии типа Человек - человек) одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентное м, в общении.
Можно выделить целый ряд
функций общения. Прежде всего общение
является решающим условием становления
каждого человека как личности.
Если маленького ребенка лишить возможности
общения с другими людьми, то это значительно
задерживает его психическое развитие,
а в случае очень больших ограничений
могут произойти необратимые изменения.
Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие впоследствии к людям, были вполне развиты биологически, но совершенно не социализированы.
Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных способностей.
Влияние невозможности общения с другими людьми на состояние и самочувствие человека можно продемонстрировать на многих примерах.
Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д.
Следует, однако, заметить, что
серьезные нарушения
Интересным и полезным материалом для понимания того, как действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения.
Это люди, путешествующие и одиночестве по морям и океанам, зимующие в полярных областях, спелеологи, добровольно или вынужденно пребывающие в подземных пещерах, моряки, спасшиеся во время кораблекрушения.
Данные наблюдений и специальных исследований показывают, что человеку в этих условиях свойственны такие чувства: неуравновешенность, повышенная чувствительность, беспокойство, неуверенность и себе, тревога, уныние, вялость и т.д.
Интересным является то, что все они в условиях изоляции вскоре начинают говорить вслух. Сначала это своего рода комментарии увиденного или происходящего.
Потом появляется потребность обратиться к кому-то (или чему-то).
Некоторые paзговаривают сами с собой: подбадривают, отдают команды, задают вопросы. Через некоторое время почти все находят себе какого-нибудь собеседника.
Спелеолог М.Сифр, который с целью научных исследований провел 63 дня в одиночестве в подземной пещере, поймал на полу своей палатки паучка. И я начал с ним разговаривать, - пишет он, странный это был диалог! Мы двое были единственными живыми существами в мертвом подземном царстве. Я говорил с пауком, беспокоился за его судьбу ...
Основная причина такого поведения людей, находящихся в условиях изоляции, заключается в том, что у них нет возможности для удовлетворения потребности в общении. Поэтому человек компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым.
Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельно ста человека.
Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними.
Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения.
В своих классических экспериментах
известный русский психолог и
психоневролог В.М.Бехтерев изучал
наблюдательность, способность к
установлению различий сходных и
сходства различных объектов, индивидуальное
и групповое отношение к
В эксперименте сначала регистрировались индивидуальные реакции, затем происходило коллективное обсуждение, принималось групповое решение, и каждый член группы опять записывал свое мнение в протокол.
Это мнение сравнивалось с первой зарегистрированной индивидуальной реакцией. Результаты исследований дали возможность констатировать факт несомненного преимущества совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.
В ходе общения возрос объем знаний каждого, были исправлены ошибки.
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.
Психологи разрабатывают
специальные методы принятия решений
в группе, предлагают пути совершенствования
традиционных методов.
К таким методам относятся совещание,
групповая дискуссия, мозговой штурм,
синектика и ряд других.
2 Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения
Психологическое влияние - это
воздействие на психическое состояние,
чувства, мысли и поступки других
людей с помощью
Вербальный означает словесный. Вербальные средства воздействия -это слова.
Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью.
Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др.
Эти сигналы могут изменять
действие произносимых слов, в одних
случаях усиливая или ослабляя его,
а в других — изменяя их смысл.
Если человек говорит: Обещаю, что обязательно
это сделаю! с уверенной и искренней интонацией
в голосе, то мы ему верим. Однако если
он говорит это скучающим тоном, фыркает,
подчеркнуто всхлипывает или нечаянно
зевает - мы склонны усомниться в искренности
обещания.
Невербальный означает несловесный.
К невербальным средствам общения относятся
взаимное расположение собеседников в
пространстве, например, расстояние между
ними, их перемещения и движения в этом
пространстве, их позы, жесты, мимика, направление
взгляда, прикосновения друг к другу, а
также зрительные, слуховые и иногда обонятельные
сигналы, которые один человек вольно
или невольно передаст другому параллельно
с речью.
Внешность человека, шум, который он производит,
запах духов - все это также невербальные
сигналы. Невербальные сигналы тоже могут
усиливать действие слов, ослаблять ею
или совершенно изменять их смысл.
Например, если человек поворачивается
к двери и, стоя спиной к собеседникам,
произносит: Очень рад был с вами познакомиться,
то это может вызвать недоумение или недоверие.
Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут.
Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать.
По известной американской формуле Меграбяна, при первом встрече каждый из нас на 55% верит невербальным сигналам другою человека, на 38% - паралингвистическим и лишь на 7% - содержании речи.
При последующих встречах
это соотношение может
Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.
Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может не переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.
В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.
3 Цели влияния
Влияние в межличностном
общении нацелено на удовлетворение
своих мотивов и потребностей
с помощью других людей или
через их посредство.
Когда воспитатель пытается привить своим
подопечным определенные способы поведения,
например, привычку говорить правду или
доводить начатое дело до конца, он делает
это не только потому, что считает эти
привычки необходимыми, но также и потому,
что испытывает потребность формировать
у молодых людей такие привычки, вообще
формировать других людей.
Когда руководитель добивается от подчиненных
решения важной задачи или достижения
цели, он не только достигает какого-то
социально значимого результата, но реализует
собственную потребность добиваться успеха
(избегать неудачи, избегать неопределенности
и т.п.).
Во многих случаях влияние
может быть направлено прежде всего
на удовлетворение личных потребностей,
хотя совершается оно под видом пользы
для дела, для общества, для других людей
и т.п.
Например, учитель может использовать
предоставленную ему возможность влияния
для того, чтобы удовлетворить потребность
в ощущении собственной силы, самоутвердиться
за счет своих учеников, испытать чувство
удовлетворения от того, что они вынуждены
подчиняться его требованиям, возможно,
даже справедливым.
Руководитель может
Родители могут стремиться удовлетворить
свою потребность в отдыхе и покое, когда
требуют от своих детей самостоятельности
или выдержки, и т.п.
Каждый из нас может пытаться влиять на других, чтобы удовлетворить потребности, никак прямо не связанные с учебными, воспитательными или профессиональными задачами.
Однако для многих людей свойственно считать (или, по крайней мере, объявлять) цели своего влияния на других благородными, т.е. продиктованными интересами дела, общества, развития, творчества и т.д.
Цели, связанные с иными
потребностями, зачастую не осознаются
или тщательно скрываются. Между
тем эти цели тоже необязательно неблагородны .
Они могут быть связаны со вполне оправданными
человеческими потребностями в сочувствии,
внимании, принятии другими людьми, одобрении,
психологическом комфорте, одиночестве,
безопасности, подтверждении собственной
значимости и силы и др.
Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других.
Неконструктивными способами,
прикрываясь интересами дела или
общества.
Осознав свои цели, можно решить, насколько
они достойны итого, чтобы мы стремились
их реализовать, а затем найти конструктивные
способы получения помощи и поддержки
других людей для их осуществления.
4 Познание в процессе межличностного общения
Познание других людей в процессе межличностного общения является как результатом, так и условием общения.
Познание другого человека предполагает формирование преставления о нем, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о качествах, способностях человека, его отношении к различным сторонам действительности, к себе, другим людям, а также говорящих об его сопиально-групповой принадлежности.