Искусство общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.
Возрастание психологической общности как сходства, единств; похожести, с одной стороны, облегчает общение (мы понимаем друг друга с полуслова, мы говорим с ним на одном языке), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д.
Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

Чем более полным и точным представлением о другом человеке мы располагаем, тем более подходящий способ поведения в общении с  ним мы выберем.

Основными источниками формирования представления о личности другого  человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. 

Несмотря на то что большинство людей понимают, что не существует непосредственной связи между особенностями физического облика человека и его личностными качествами, выводы о таких зависимостях распространены. 

В то же время есть люди, которые  сознательно связывают особенности  внешности с качествами личности. В специально проведенном исследовании выяснили, что из 72 опрошенных людей 17 человек считают, что люди с  большим лбом - умные, 14 человек сказали, что полные люди обладают добродушным  характером, и т.д. 

Подобные обобщения могут  быть результатом недостаточной  психологической компетентности, следствием поверхностного анализа собственного опыта общения. Но тем не менее эти тенденции - реальный факт, и они оказывают влияние на характер представлений о личности других людей.

Гораздо более обоснованными  являются представления о личности другого человека, сформировавшиеся на основе наблюдений за экспрессивными характеристиками внешности, поскольку последние функционально связаны с психологическими качествами личности. 

И все же основными источниками  формирования представления о личности другого человека являются его поведение  и деятельность. 

При этом содержание понятий  о личности другого человека зависит  от характера деятельности, ее результатов, особенностей протекания, от вклада каждого  участника в общий результат.

Исследования социальных психологов показывают, что наиболее точные, адекватные представления о  других людях складываются у тех, для кого характерна направленность на другого человека. 

О большом значении для  нормального общения наличия  у партнеров направленности на другого  человека писал В.А.Сухомлинский: Умей чувствовать рядом с собой человека, умей чувствовать его душу, его желания .

Еще одним фактором, который  наряду с направленностью на другого  человека обеспечивает способность  адекватно понимать и оценивать  других людей, является степень развития у человека познавательных и эмоциональных  процессов. 

Среди познавательных процессов  для эффективного межличностного общения  особое значение имеют внимание, Восприятие, память, мышление, воображение. 

Развитость эмоциональной  сферы в ходе общения проверяется прежде всего тем, умеет ли человек сопереживать другим людям.

Выбор способа поведения  в ходе межличностного общения во многом зависит и от уровня самопонимания и самооценки, на основе которых формируется умение сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. Специальные исследования показывают, что неадекватная самооценка затрудняет межличностное общение. 

Характер ее неадекватности, в частности, сказывается на положении  индивида в структуре группы: у  людей с резко завышенной самооценкой  социометрический статус в группе значительно ниже, чем у людей с Заниженной самооценкой.

Процесс приближения представлений  о себе и представлений других людей об этом человеке к наиболее адекватному - весьма сложный Процесс, который включает познание самого себя и всестороннее познание другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Типичные трудности и техника межличностного общения

 

Вернемся к результатам  анализа нашего повседневного общения. По-видимому, все ситуации, которые  вы внесли в табл. 6, различаются по степени значимости, вашей личной удовлетворенности этим общением, а  также по другим характеристикам. 

Возможно, некоторые из этих ситуаций вы могли бы выделить как  наиболее трудные для вас.

Таким образом, можно говорить о субъективной оценке трудности  той или иной ситуации общения  для человека. Чаще всего люди испытывают трудности в тех ситуациях, в  которых отсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена. 

В результате перечисленных  причин возникает неуверенность  в себе. Состояние неуверенности  в себе возникает периодически у  каждого человека. Однако если оно  повторяется, то может перейти в  чувство, а затем крепиться уже как свойство личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Малый разговор

 

Для того чтобы вовлечь  человека в разговор, необходимо начинать с того, что является для него интересным или важным. Поэтому самый  главный навык при ведении  беседы - навык быстрой ориентации в том, что может быть предметом  вступительного, так называемого малого разговора.

Малый разговор в большинстве случаев касается тех тем, которые собеседнику приятно или интересно обсуждать. Чаще всего они касаются позитивных сторон его собственной жизни. Цель малого разговора - создать благоприятную психологическую атмосферу, зало жить основы взаимной симпатии и доверия. Он зачастую не имеет ничего общего с тем большим разговором, который был запланирован и должен составить суть встречи. Тема малого разговора рождается непосредственно в момент встречи.

Важно помнить следующие  правила малого разговора:

  1. Тема не должна быть слишком серьезной и касаться нерешенных проблем, забот и тревог. Все это нужно оставить длябольшого разговора.
  2. Полезно начать с уточняющего вопроса о приятных событиях жизни собеседника, о которых вам уже что-то известно, например: Я слышал, что вы в воскресенье были на этом чудесном фестивале?.., Какая чудесная у вас ручка, это подарок вашей жены, вы сказали. Теперь уже линию метро провели почти прямо к вашему дому, не правда ли?
  3. Делайте как можно больше положительных высказываний о paзных предметах, о чужих идеях, достижениях, о людях, не участвующие в разговоре, но известных обоим собеседникам, и т.п. 

Например: Миг нравится, что теперь в городе появился коммерческий транспорт. Когда торопишься, он незаменим; Я недавно встретил Андрея. Он был так увлечен своими мыслями! Готовит изобретение. Замечательно!; Сегодня я встретила так много интересных людей! и т.п.

 

 

7 Искусство задавать вопросы

 

Известно, что в научном  исследовании точно поставленный вопрос -это наполовину решение проблемы. В общении хорошо поставленным вопросом будет тот, на который собеседник захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать.

Вопросы могут быть закрытыми, открытыми и альтернативными.

Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ, например да, нет , назвать точную дату, имя или число и т.п.  
Например: Вы живете в Москве? - Нет. Вы любите психологию? - Да .

Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить одним словом. Такой вопрос начинается со слов почему, зачем, каким образом, каково ваше решение по поводу, что вы могли бы нам предложить и т.п., а это требует развернутого ответа.

Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа. 

Например: Каким образом вы решили стать инженером: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете, почему?

Для того чтобы разговорить  собеседника, лучше использовать открытые вопросы, на которые ему интересно  отвечать. 

Можно попробовать (использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни Одна из альтернатив не задевала собеседника (Ах вот, какие у вас Предположения по поводу меня!). 

Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым  собеседником, лучше применять закрытые вопросы. При этом надо помнить, что  мы узнаем лишь то, о чем спрашиваем, в то время как при открытых вопросах мы можем узнать многое такое, что не касается существа вопроса.

Рекомендуется смягчать вопросы, могущие задеть собеседника, и формулировать  их в форме условной гипотезы. Например, вместо вопроса  
Ты что, боишься его? рекомендуется задать вопрос: А может выть так, что иногда у тебя возникает страх перед этим человеком?

Не рекомендуется начинать вопрос со слов: Ты что... или А почему ты не... По-настоящему грамотный вопрос - это запрос об информации, а не скрытое обвинение.  
Если вы недовольны решением собеседника или его действиями, постарайтесь тактично сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.

Аналогичным образом, если вы заранее знаете ответ на вопрос, не задавайте его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Методы активного слушания

 

Часто нам мешает слушать  сосредоточенность на собственных  мыслях или желаниях. Иногда получается так, что формально мы слышим партнера, а по существу - нет. 

Это хорошо иллюстрируется диалогом из киножурнала Ералаш . Два мальчика - толстый и тонкий - сидят на школьном подоконнике. Один из них очищает мандарин на глазах у другого и медленно, с аппетитом съедает его. 

Другой мальчик говорит: Вот если бы у меня был мандарин, я бы с тобой поделился. Толсты и отвечает, глядя в пространство:Да... Жаль, что у тебя нет мандарина Формально диалог состоялся, но понимание не достигнуто.

Чтобы лучше понять собеседника, рекомендуется использовать техники  активного слушания: дословного повторения и перефразирования.

Дословное повторение — воспроизведение части высказывания napтнера или целой его фразы. Например:

- Я не согласен  с тем, чтобы эту работу мы  выполняли вдвоем с Сергеем.  Нам невозможно будет договориться. Мы просто увязнем в словах.

- Увязнете в  словах?

- Ну, конечно.  Ты понимаешь, что такое соединить  меня с Сергеем в одну команду?  У каждого свои представления,  как нужно делать этот проект, свои идеи.

- Свои идеи?

- Конечно. Так  пусть лучше будет два проекта.

- Два проекта...

Дословное повторение помогает нам самим сосредоточиться на словах партнера и неотрывно следить  за нитью его рассуждений.  
Партнеру повторы дают понять, что его слышат, причем слышат настолько хоро¬шо, чтобы быть в состоянии воспроизвести его слова. Для того, чтобы повторения звучали естественно, можно начинать их с вводной фразы «Как я понял вас ..., Итак, ты считаешь ... и т.п.

Перефразирование — краткое воспроизведение основного содержания речи партнера, сути его высказывания.

Например:

- Пусть будет  два проекта, два решения. Пусть  будет соревнование проектов, а  не наше личное соревнование  внутри проектной группы. Так  будет лучше для дела. Пусть  победит лучший проект. Если это  будет проект Сергея, а не мой,  что ж... Я с этим соглашусь,  в конце концов. Если меня убедят, что это действительно так.

- Итак, ты предлагаешь,  чтобы вы сделали два независимых  проектов и потом был выбран  лучший?

Здесь мы воспроизводим  высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем  самое существенное в его словах.  
Начать можно с вводной фразы: Твоими основными идеями, как я понял, являются…; Другими словами, вы считаете, что… и др.

Виды влияния:

  1. Убеждение. Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия.
  2. Самопродвижение. Конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных трюков и раскрываем свои истинные цели и запросы.
  3. Внушение. Спорный вид влияния; внушение - это всегда проникновение через черный вход сознания; цели инициатора внушения могут не совпадать с целями адресата.
  4. Заражение. Неоднозначный вид влияния, особенно если непроизвольно передаются неблагоприятные состояния - апатия, тоска, злоба и т.п. Зара¬жение интересом, воодушевлением, энергией считается, как правило, конструктивным.
  5. Пробуждение импульса к подражанию. Спорный вид влияния; считается конструктивным в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу.
  6. Формирование благосклонности. Неоднозначный вид влияния, поскольку может содержать в себе элемент манипуляции: невинный обман в форме хвастовства или лести (подражание - высшая форма лести), невинный подкуп и шантаж после оказания услуги и т.п.
  7. Просьба. Спорный вид влияния; в российской культуре иногда считается разрушительным для того, кто просит, в американской культуре считается законным.
  8. Принуждение. Неоднозначный вид влияния; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях.
  9. Деструктивная критика. Неконструктивный вид влияния; противоречит потребности человека в ощущении собственной значимости и силы, уважении других.
  10. Игнорирование. Неоднозначный вид влияния: может как принижать адресата, так и, напротив, помогать ему сохранить лицо.
  11. Манипуляция. Неконструктивный вид влияния, поскольку адресат поставлен в положение живой машины, выполняющей чужой замысел, или музыкального инструмента, на струнах которого играют другие.  
    Адресату влияния трудно бывает простить такой скрытый контроль над собой, даже если манипулятор стремился действовать ему во благо. Манипуляция противоречит потребности в ощущении собственной значимости, независимости и уважения других.

Информация о работе Искусство общения