Искусство преодоления стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 21:55, реферат

Описание работы

Чувство опасности в большинстве случаев создаёт настоящий стресс. И в повседневной жизни мы нередко испытываем стресс в его психологическом понимании, когда от нас требуется обострённое восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Психологическое напряжение и есть главный показатель стресса.

Содержание работы

Введение.

Понятие стресса, особенности поведения людей в условиях стресса.

Сущность стресса.

Управление стрессом.

Приемы выхода из стрессовых ситуаций.

Заключение

Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии экстрем. ситуаций.docx

— 46.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РОАТ 

«Российская открытая академия транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему «Искусство преодоления стресса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила:

                                                                                              студентка III курса

                                                                                       

                                                                                                      Шифр

                                                                                

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение.

 

  1. Понятие стресса, особенности поведения людей в условиях стресса.

 

  1. Сущность стресса.

 

  1. Управление стрессом.

 

  1. Приемы выхода из стрессовых ситуаций.

 

  1. Заключение

 

  1. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в экстремальных условиях, он же вид критической жизненной ситуации.

В экстремальных ситуациях любое  действие или любой элементарный психический акт требует преодоления трудностей, большого напряжения и ответственности. Самые простые, первичные функции психики состоят в удовлетворении жизненно важных потребностей. К таким потребностям человека относятся: потребность в еде, тепле, безопасности и сохранении жизни. Наиболее экстремальны для человека условия космического полёта, глубоководных погружений, путешествий повышенной сложности и так называемые экстремальные виды спорта. Иными словами, экстремальные условия — обстоятельства, опасные для жизни, т. е. фактически это условия, в которых люди находятся на грани выживания.

Чувство опасности в большинстве  случаев создаёт настоящий стресс. И в повседневной жизни мы нередко испытываем стресс в его психологическом понимании, когда от нас требуется обострённое восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Психологическое напряжение и есть главный показатель стресса.

Стресс, возникает и в том  случае, когда человек чувствует высокую степень ответственности за последствия принятых решений.

Искусство преодоления стресса может стать доступным каждому, кто готов им овладеть. Прежде всего, требуется сформировать собственное конструктивное отношение к стрессу. Стрессом нужно уметь управлять, поэтому разработаны многие методы управления стрессом. 

Понятие стресса, особенности поведения  людей в условиях стресса

Деятельность человека в  особых и экстремальных условиях зачастую сопровождается возникновением стресса.

Поскольку стресс зачастую связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто называют также эмоциогенными. Иногда под стрессом понимают и состояние человека, и вызывающие его факторы. При сильной нагрузке на психику реакция человека (т.е. развитие стресса) проходит в три стадии:

  1. стадия тревоги, когда после некоторого снижения сопротивляемости организма начинается мобилизация его ресурсов;
  2. стадия повышенной сопротивляемости организма;
  3. истощение организма, т.е. снижение его сопротивляемости. Если нагрузка продолжает возрастать, то может наступить срыв.

По своей физиологической  сущности стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая  и полезная вегетативная и соматическая реакция, направленная на приспособление организма к новым условиям существования. Он заключается в целом ряде физиологических  сдвигов в организме, способствующих расширению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных  и опасных действий. Поэтому сам  по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией, но и механизмом, который способствует успеху выполнения деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное  влияние на результаты деятельности лишь до тех пор, пока он не превысит определенного критического уровня. При превышении критического уровня в организме развивается процесс  гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизма саморегуляции и ухудшение результатов деятельности. Такой стресс называется дистрессом (дважды, двойной).

Пока стресс, вызванный  усложнением условий деятельности, не превышает критического уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации резервных возможностей организма и не проходит для него бесследно. Поэтому те виды деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье осуществляющих такую деятельность людей. В связи с этим при и  осуществлении такой деятельности особенно актуальным является применение методов психопрофилактики стресса.

В зависимости от вида неблагоприятного воздействия (стрессора) и характера его влияния на человека выделяются физиологический стресс и психологический. Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу стрессовые состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различных физиологических систем и соответствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для прикладных исследований большое значение имеют знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и др.

Психологический стресс характеризуется  включением сложной системы психических  процессов, опосредующих влияние стрессора  на организм человека. Анализ таких  состояний нередко ведется с  использованием различных вариантов  термина «напряженность». Психологический  стресс подразделяется на три вида – информационный, эмоциональный, коммуникативный. Информационный стресс возникает в  условиях информационных перегрузок и  сенсорного голода. В первом случае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения  в требуемом темпе, особенно при  высокой степени ответственности  за их последствия. Во втором – человек  явно недогружен информацией, что также  вызывает у него ряд отрицательных  явлений (скука, потеря интереса к работе, сонливость, апатия). Эмоциональный  стресс проявляется в ситуациях  угрозы, обиды, опасности, тревоги. Коммуникативный  стресс обусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия в коллективе.

Однако такое деление  видов стресса весьма условно, поскольку  в любом случае стресс представляет собой неспецифический ответ  организма на неблагоприятную ситуацию. Различия заключаются лишь в характере  раздражителя, условиях его воздействия, степени и характере ответной реакции организма.

 

Сущность  стресса

Участие в конфликтных  ситуациях достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека. Конфликт представляет собой сложные взаимоотношения между оппонентами, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Таким образом, участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, происходящее из-за стрессового состояния одного из ее участников, достаточно часто приводит к конфликтам.

Конфликтная ситуация может  существовать годами и не всегда сопровождается сильными переживаниями, но конфликт как активное противодействие субъектов, отстаивание своих интересов, вызывает резкие негативные эмоции.

Перенесенное  в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.

Действия стресса, так же, как и конфликта, тесно  связаны с потребностями личности, невозможностью личности реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

Человек в состоянии  стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени. Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезен для выполнения работы и безвреден для человека, а продолжительный и значительный - может привести к самым разным нежелательным последствиям. Если стресс продолжается месяцы, годы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций при выполнении поставленных задач.

Разновидностей  стрессов существует достаточно большое количество.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенно напряженном состоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, оскорбление, работа, несоответствующая квалификации. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Факторов, вызывающих стрессы, существует значительное количество.

 

Управление  стрессом

Для определения  наиболее рационального способа воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представления о динамике развития внутреннего напряжения состояния у человека. Выделяют  три стадии развития стресса: 1) возрастание напряжения или мобилизация, 2) внутренний стресс или дезаптация, 3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже или дезорганизация.

Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию.

Стадия дезаптации проявляется вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запредельного торможения, что проявляется в снижении качества исполнения работы. В поведении проявляется неорганизованность, теряется четкость передачи информации, забывается часть информации, принимаются решения, не учитывающие последствия.

Стадия дезорганизации возникает при продолжении сохранения стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, ее поведение становится неадекватным ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменения, может привести к серьезным внутренним заболеваниями.

 Управление  стрессами представляет собой  способы адаптации личности к  стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Информация о работе Искусство преодоления стресса