Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее
насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-
Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве.
Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии
почти целиком придерживается ислама.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования.

Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Мужчина становится мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте

совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии

духовных лиц, ими фиксируется  и закрепляется чтением священных  текстов

Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины

осложнен, но тоже возможен. Ислам  разрешает мужчине иметь до четырех  жен,

если он в состоянии их одинаково  хорошо содержать. В настоящее время  на

практике многоженство встречается  относительно редко, а в некоторых

мусульманских странах оно несколько  ограничено законодательством. Похоронный

обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в

день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой  к

Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда

воскреснут, чтобы предстать перед  Аллахом и ответить за свои дела и

намерения.

Мужчины - мусульмане должны ходить с  покрытой головой. Для этого служат

разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо

повязанного вокруг головы. Женщины  должны закрывать лицо и тело от взглядов

посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная  для носки

в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным

атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин,

служащие для счета славословий  Аллаху. В исламе многократное восхваление

Аллаха и повторение его девяносто  девяти "прекрасных имен" считается

благочестивой обязанностью.

Несмотря на обилие в исламе различных  течений, главными из которых являются

суннизм и шиизм, среди всех мусульман  существует довольно стойкое

представление о принадлежности к  единой общности людей, объединенных общей

верой, общими традициями, общей начальной  историей  и общими интересами в

современном мире.

Наиболее значительной и по сей  день является система богословия, созданная

аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились  и основные толки фикха, обычно

трактуемого как "мусульманское  каноническое право". Эти системы  теоретических

и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина.

Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время

сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число  людей

знало тонкости догматики, а правила  фикха всегда были обязательным предметом

обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь

характерных для быта жителей мусульманских  городских кварталах. В трудах по

фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских

рукописей, регламентируются поведение  в быту и в обществе, имущественные

отношения, правила торговли, отношения  в семье , брак.

С 6 - 7 вв. и по сей день концепция  шариата - пути к богу через выполнение

всех правил Закона - уживается  с концепцией тарика, теоретической  основой

суфизма, согласно которой некоторые  люди могут заслужить благоволение Аллаха

и даже приблизиться к нему и познать  его через состояние экстаза, венчающего

жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных правилам

благочестия и аскетизма.

Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения

государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником  между

человеком и Аллахом, ни духовного  сословия, обладающего особой благодатью;

духовная и светская власть в  исламской теории, да отчасти и  на практике -

нераздельны.

Лозунг превращения религиозной  общности всех мусульман в единство

политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными

мусульманскими государствами, претендовавшими  на особую лидирующую роль.

                           Направления Ислама.                           

Хотя ислам в какой-то степени  и сплачивал людей на основе общности религии,

но национальные противоречия в  странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,

они постепенно все обострялись. Это  нашло отражение в разных течениях в

мусульманской религии, в расколах и сектах.

                           

 

ШИИЗМ

                           

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма

("шия" по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском  движении проявилось

недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что  это была

своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране.

Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь

впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за

власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным

родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али  не

признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка,

а были "избраны" религиозной  общиной, то есть попросту узурпировали власть.

Борьба за власть приняла форму  спора о преемственности власти в халифате.

Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи

укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился  как выражение

протеста против власти Арабского  халифата. По шиитскому преданию, Али  и его

сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты  ежегодно

справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично

настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою

религиозную преданность памяти мучеников.

Главная черта шиизма — вера в  то, что законными преемниками  пророка Мухаммеда — 

имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной

халифы незаконны. В связи с  этим шииты отвергают сунну, составленную при первых

халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли

различные течения. Господствующим стало  течение, признающее одиннадцать

законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке

таинственно скрылся и где-то пребывает  невидимо, однако должен в конце  времен

объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в

шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при  династии

Сефевидов) стало там официальной  государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают  гораздо меньше последователей и  составляют

скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя

в VII веке), распространенная ныне в  горных районах Афганистана, Бадахшана  и

др. Исмаилиты верят в то, что  в их имамов последовательно воплощается "мировая

душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую,

роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов

влилось много идей из домусульманских  религиозно-философских систем Азии и из

местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —

демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и  бедуины

Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала  до XI

века.

От того же исмаилизма отпочковалась  секта ассасинов, соединявшая

мистицизм с фанатической борьбой  против немусульман. В годы крестовых  походов

ассасины были самыми ярыми врагами  крестоносцев (кстати, от названия секты

происходит французское слово "assassin" — убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа

Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи

секты до сих пор известны как  друзы (в Ливане).

    

 

СУННИЗМ

 

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство

мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают

законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в

нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать

мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога,

наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми,

а не созданной богом. Мутазилитов  поддерживали некоторые халифы, искавшие в

этой секте опору для своей  власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное

фанатическое духовенство взяло  верх в халифате, мутазилитов стали  преследовать.

Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов

оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском  богословии сложились четыре школы:

ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по

именам их основателей). Последняя  из этих школ была проникнута духом  крайнего

фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди

отсталого бедуинского населения  Аравии; близка к ней была и школа  маликитов,

получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в

более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное

толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между  приверженцами

этих четырех богословских школ нет.

    

 

СУФИЗМ

 

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение 

суфизма (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах

шиизма, но проникло и в среду  суннитов. В суфийском вероучении сказалось

влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не

придавали большого значения внешней  обрядности, а искали истинного

богопознания, мистического слияния  с божеством. Некоторые суфии  доходили до

пантеистического мировоззрения (бог  — во всем мире, весь мир — проявление или

эмансипация бога) и тем самым  удалялись от грубо антропоморфного  представления

об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим,

встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое  течение суфизма сначала

подверглось гонениям со стороны мусульманских  фанатиков-ортодоксов, но

постепенно обе стороны пошли  на уступки. Последователи суфийского учения стали

образовывать ордена странствующих  монахов — дервишей — во главе с

шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов,

и у шиитов. Дервиши, хотя они и  давали монашеский обет бедности, на деле вскоре

превратились в шарлатанов, обирающих  и обманывающих народ; руководители же

дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов

. Некоторые дервишские ордена  применяют в своих молебствиях  так называемые 

зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с

божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху!".

    

 

ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА

 

С суфизмом было исторически связано  движение тариката. Это понятие

первоначально означало благочестивый  путь жизни для общения с богом (слово

"тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали  называть учение

фанатиков, проповедовавших "священную  войну" против христиан и других неверных.

Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла,

Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники,

слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда

движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

    

 

ВАХХАБИТИЗМ

 

В новейшее время усложнение социально-экономических  и политических условий

вызвали появление новых сект в  исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке

возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель

Ваххаба), в котором отразился  стихийный протест против богатства  и роскоши

городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской

школы, требовали возвращения к  патриархальной простоте жизни первых веков

ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения

роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа

святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками

ваххабиты к началу XX века взяли  верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия),

а потом подчинили себе Хиджас с  городами Меккой и Мединой. В государстве

Саудовской Аравии, объединившем обе  области, ваххабитизм сделался

господствующей религией.

    

 

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

Религиозную оболочку приняло и  массовое недовольство городской бедноты  и

крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,

принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом).

Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и

братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил  себя

преемником пророка, который призван  возвестить людям новый закон. Учение Баба

Информация о работе Ислам