Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:45, реферат
Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее
насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-
Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве.
Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии
почти целиком придерживается ислама.
Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования.
Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте
совершается обряд обрезания. Заключение
брака совершается в
духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов
Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины
осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен,
если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на
практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых
мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный
обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в
день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к
Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда
воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и
намерения.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат
разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо
повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов
посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки
в тех странах, в основном южных,
где живет большинство
атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин,
служащие для счета
Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается
благочестивой обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются
суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое
представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей
верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в
современном мире.
Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная
аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно
трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических
и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина.
Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время
сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей
знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом
обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь
характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по
фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских
рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные
отношения, правила торговли, отношения в семье , брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение
всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой
суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха
и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего
жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных правилам
благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения
государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между
человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью;
духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике -
нераздельны.
Лозунг превращения
политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными
мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.
Направления Ислама.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии,
но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,
они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в
мусульманской религии, в расколах и сектах.
ШИИЗМ
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма
("шия" по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось
недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была
своего рода религиозная оболочка
национального антиарабского
Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь
впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за
власть между преемниками
родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не
признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка,
а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть.
Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате.
Сторонники Али потерпели
укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение
протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его
сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно
справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично
настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою
религиозную преданность памяти мучеников.
Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда —
имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной
халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых
халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли
различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать
законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке
таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен
объявиться как спаситель — мах
шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии
Сефевидов) стало там официальной государственной религией.
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют
скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя
в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и
др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая
душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую,
роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов
влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из
местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —
демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины
Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI
века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов
ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты
происходит французское слово "assassin" — убийца.
Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа
Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи
секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
СУННИЗМ
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство
мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают
законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в
нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать
мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога,
наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми,
а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в
этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное
фанатическое духовенство
Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов
оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы:
ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по
именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди
отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов,
получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в
более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное
толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами
этих четырех богословских школ нет.
СУФИЗМ
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение
суфизма (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах
шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось
влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или
эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления
об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим,
встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала
подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но
постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали
образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с
шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов,
и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре
превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же
дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов
. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые
зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с
божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху!".
ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТА
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово
"тарикат" по-арабски путь).
Но впоследствии тарикатом
фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных.
Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла,
Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники,
слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда
движение Шамиля иногда называли мюридизмом.
ВАХХАБИТИЗМ
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий
вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке
возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши
городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской
школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков
ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения
роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа
святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками
ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия),
а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве
Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался
господствующей религией.
БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и
крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,
принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом).
Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и
братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя
преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба