Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:45, реферат
Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее
насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-
Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве.
Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии
почти целиком придерживается ислама.
было полно мистических
широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть
имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело
своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших
последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла",
существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство
всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия,
открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом,
может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и
правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое
учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям
народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как
утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе
последователей даже в Западной Европе и в Америке.
МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в
колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в Судане
(Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди
(то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки
против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к
востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом
было подавлено англо-
Распространение Ислама. Ислам сегодня.
Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения,
облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая
сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму
(восстание племен Аравии
среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам
простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.
Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время
соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии.
Завоевания совершались под знаменем ислама — под "зеленым знаменем пророка". В
покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно
облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу
широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам,
зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в
наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался
господствующей и почти
огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII
вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В
Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через
арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме
острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду,
к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам
Северного Кавказа и Западной Сибири.
В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему
мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители
которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и
со сторонниками светских концепций общественного развития.
Одновременно начинает складываться и международное исламское движение,
основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана
первая международная
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.
Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития
освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные
концепции так называемого "третьего пути", отличного как от
капиталистического, так и от социалистического.
Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские
партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской
республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская
исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.
Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в современных
условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в
котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при
признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись
бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в
соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции
представляют собой
доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны.
Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название "исламизации",
осуществляются как "сверху" - путем законодательного введения тех или иных
норм (например в Пакистане - введение ушра и заката, исламизация
банковской системы, в Иране – провозглашение "исламского правления"), так и
"снизу" - в результате давления
религиозно-политических
которых наибольшую активность в этом направлении проявляют "Братья-
мусульмане". Под "исламизацией"
подразумевается и процесс
последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего
в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется
активной деятельностью
создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных
делах стали играть международные мусульманские организации, действующие
как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее
значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ), созданная в
1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также
Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней
главами государств и правительств.
В ряде стран распространены религиозно-политические организации (в
том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия
исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные
учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты),
исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия
(исламские банки, страховые компании).
Среди неправительственных
активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке),
Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский
совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций
реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую
роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на
пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч
религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных
странах.
Список литературы.
1. Магомет, его жизнь и религиозное учение, СПБ, 1902.
2. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока, М.,
1986.
3. Основы религоведения., Учебник., «Высшая школа», 1994.
4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
5. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.
6. Л.Климович, Книга о Коране, М. 1986.
7. Религии мира, Энциклопедия,т.6, "Аванта +", М. 1996.
8. Атеистический словарь,из - во полит. литер., М. 1986.
9. Ислам, краткий справочник, Из-во "Наука", М. 1983.
10. Материалы сети Интернет.