Использование гештальттерапии в преподавательской практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Целью является ознакомление с гештальттерапией и впоследствии применение полученных знаний на практике.
Задачи:
Чтение книги.
Написание тематического конспекта.
Обобщение информации.
Систематизация набранного материала.
Рассмотрение полученных знаний с точки зрения преподавательской практики.

Файлы: 1 файл

Однажды у ехавшего по полузаброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Основы психологии  и педагогики

На тему:

«Использование гештальттерапии в преподавательской практике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

                                                    Вып. студ.

                                                                                    4 курса спец. «ПД»

                                                                       Факультета «Дизайн»

                                                               Мищенко Юлия

                                                                                    Пров. ст. преп. Бильдер Н.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков-2011

Введение

Выбранная тема актуальна  для студента ХГАДИ как для  будущего преподавателя, поскольку рассмотренные вопросы по гештальттерапии можно применять на практике. Преподаватель, пользуясь полученными знаниями, может формировать у учащихся  стремление к развитию осознанности и развитию способности принимать ответственность за свои  действия.

Целью является ознакомление с гештальттерапией  и впоследствии применение полученных знаний на практике.

Задачи:

 

    1. Чтение книги.
    2. Написание тематического конспекта.
    3. Обобщение информации.
    4. Систематизация  набранного материала.
    5. Рассмотрение полученных знаний с точки зрения преподавательской практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гештальттерапия - это современный метод психологии, позволяющий человеку взять управление своей жизнью в собственные руки. Упор в методиках и упражнениях  делается на такие приемы, как расширение осознавания человеком смысла своих переживаний, попытки объединить противоположные по смыслу чувства и эмоции, развивать способности для восприятия себя в целом. Также наряду с этим ведется работа с мечтами, фантазиями, вырабатывается самонаблюдение, ответственность за свои действия, и преодолевается внутреннее сопротивление.

Однажды у ехавшего по полузаброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо. К своему ужасу он обнаружил, что не захватил с собой домкрата, чтобы поднять машину и заменить колесо. Однако расстроенный водитель вспомнил, что пятью милями раньше он проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда.

 По дороге его  стали одолевать сомнения: «Здесь  других станций нет.… Если владелец этой станции не захочет мне помочь, обратиться мне больше будет некуда. Я полностью в его власти… Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат. Он может потребовать десять, двадцать, а то и пятьдесят долларов, и я ничего не смогу с ним поделать!.. Бог мой, как же все-таки некоторые люди ловко умеют пользоваться несчастьем других!..»

В ярости наш герой  подошел к станции и в ответ  на доброжелательный вопрос ни о чем не подозревающего владельца: «Здравствуйте. Чем я могу вам помочь?» — вскричал: «Да подавись ты своим проклятым домкратом!» [1, с. 19]

Это пример деструктивного использования фантазии, так происходит, если человек недостаточно осознает свои мысли. Мы можем создать себе любую ситуацию и быть полностью уверенными в ее реальности, причем настолько, что начинаем вести себя соответствующим образом.

Например:

студент вовремя не пришедший  на занятия может мысленно представить  себе, что если он сейчас зайдет в аудиторию, то преподаватель вычитает его за опоздание перед всем факультетом. Таким образом, убедив себя в том, что это реально, студент, негодуя на ничего не подозревающего преподавателя, разворачивается и уходит.

Необходимо опознавать такие фантазии, и не позволять им развиваться в воображении. Чтобы предотвратить подобные проблемы нужно фокусировать внимание на осознавании происходящего «здесь и сейчас». То есть наблюдать за собой.

Самонаблюдение  расширяет  осознанность, когда оно не эмоционально. Если  наблюдать за собой с критикой "я неталантливый художник" или восхищением "я талантливый художник", то перестаешь быть наблюдателем, потому что эмоция - это телесный процесс.

Человеческая психика  не способна делать качественно два процесса одновременно: чувствовать и осознавать. Поэтому, в гештальт-терапии, сначала идет погружение в телесный процесс - чтобы почувствовать, а уже после идет осознавание того, что произошло.

Осознанность нужна  в тех местах, где человек испытывает трудности, для того, чтобы узнать, как с ними справиться.

При этом нужно как  можно чаще задавать себе два вопроса: что со мной происходит в данный момент, и что бы мне хотелось в следующий момент. И наблюдая за собой со стороны отвечать на них.

Возможно, студент осознал бы, что он опоздал на лекцию, потому что ему на самом деле очень хотелось пойти погулять, и фантазия со строгим  преподавателем ему психологически выгодна.

Рассмотрим проблему мысленных игр.

Например, игра «Если  бы я…»[1, с. 24].

Ее смысл в возвращении в прошлое и сожалении о сделанном (несделанном). Если бы я: не бросил институт; в начале семестра ходил на пары; сдал вовремя контрольную; записывал лекции; внимательнее слушал преподавателя и т. д. Тем самым человек живет своими прошлыми поступками, не осознавая реальную ситуацию.

Игра «Это он виноват…»[1, с. 24].

Обвинения кого-либо: он мне вовремя не дал вопросы  по контрольной; он  меня не предупредил; он меня игнорирует и т. д. И жалобы: посмотри, что он мне поставил; посмотри, как он ко мне относится. Постоянное возвращение к прошлым обидам сдерживают конструктивную деятельность в настоящем. [1, с. 25].

Игра «Идеальный вариант» [1, с. 25].

Например: если я покажу проект, может оказаться что его не примут, но если не покажу, то мне не поставят оценку. В этом случае - предлог для того чтобы просто ничего не делать.

Игра «Я опять все  сделал не так…»[1, с. 25].

В этом случае начинают мучить внутренние сомненья. Например, перед  просмотром: правильно ли я все  нарисовал; правильно ли я сделал проект, не сделал ошибку и т. д.

Игра «Он лучше» [1, с. 26].

В этом случае думают приблизительно так: я уверен, что преподаватель  ставит ему оценки больше; я уверен, что он рисует лучше меня; я уверен, что проект у него лучше, чем у  меня и т. д. Выбирают кандидата, которого считают лучше, и идет сравнение себя с этим человеком.

Игра «Упреки» [1, с. 26].

 Например: если бы ты не  мешал мне, я бы сделал нормальный  проект или это ты виноват  в том, что я не успел сделать  проект.

Игра «Пессимист» [1, с. 26].

Зачем мне стараться рисовать, если мне всеравно поставят плохую оценку? Какой бы проект я не сделал, мне всеравно поставят плохую оценку и т.д.

Во всем вышеописанном  можно выделить одно общее – отрицательные  чувства и эмоции, на создание которых  люди тратят много времени и энергии, при этом, не осознавая происходящее с ними «здесь и сейчас».

Страх перед неизвестностью, связанный  с мечтами и фантазиями о будущем  и восприятие прошлого с точки  зрения настоящего, это когда люди ставят себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют их, и решают эту ситуацию, как если бы она была в настоящем.

Например:

в первом семестре преподаватель ставит неудовлетворительную оценку, во втором семестре учащийся, прокручивая в голове прошлую ситуацию, будет заготавливать объяснения и ждать аналогичного результата.

Часто люди не осознают, сколько времени тратят на свои мысли  или мысленные разговоры такие  как размышления, ожидания, фантазии и т.д. При этом они настолько  погружены в этот процесс, что не замечают происходящего вокруг них, деструктивное использование фантазии мешает выполнению работы, вызывают отрицательные чувства, мешают сконцентрироваться на настоящем.

Много  проблем связано  с тем, что подлинное осознание  реальности подменяется иными   представлениями о ней, например: что можно ожидать от людей; как они относятся ко мне; что я должен хотеть и что должен делать. Преподаватель может распознать деструктивные фантазии учащегося и направить внимание в другую сторону.

Например:

дается задание по рисунку, учащийся начинает играть в одну из вышеописанных игр, например «Он лучше», «Я опять все сделал не так…» или «Пессимист».

Цель преподавателя  вернуть внимание учащегося в  настоящее время, объяснить, что  именно он делает правильно, что не очень, сконцентрировать внимание на поставленных задачах.

Для многих сознание становится неким  подобием общежития, где живут и  борются разные голоса.

Например:

первый голос –  ты хочешь закончить академию для  того чтобы найти себе работу и  добиться успеха в жизни;

второй голос – ты постоянно занимаешься, позволь себе отдых;

третий голос – зачем вообще нужно заканчивать академию, семейная жизнь как раз для тебя, и  т.д.

Такие внутренние голоса называются субличностями. Количество этих субличностей может быть абсолютно  разным у разных людей, и каждая возникает на каком-то желании. Важно распознавать их и управлять ими, иначе разговоры внутренних голосов становятся деструктивными, и способствуют осложнению в отношении с другими.

Можно привести несколько  примеров таких субличностей:

критик – разбивает  все достижения;

саботажник – отговаривает от нового дела или разваливает уже начатое;

капризный ребенок –  досадует на необходимость работать, а не развлекаться;

честолюбец – стремится  к карьерному росту и т.д.

 Причем у каждого  будет свое название и свои  субличности, они по-своему будут  поступать и разговаривать.

 Например:

дается задание по рисунку, учащийся начинает нервничать – внутренний критик говорит, что задание сделать невозможно, саботажник - а если  не сможешь это нарисовать, а честолюбец желает добиться успеха и взяться за эту работу.

Важно морально подкрепить человека, что у него есть возможность  выполнить данное задание, развить наблюдение за собой, своими поступками, а не осуждение или критику их (я плохо нарисовал) поскольку данная критика не способствует осознанию своих реальных возможностей.

 Помимо субличностей и фантазий причина сложности в отношениях с другими может лежать и в собственных проблемах, в которых человек доконца не разобрался. Проблемы могут быть связаны с ожиданиями, контролем, моральным осуждением и т.д.

Основным фактором, определяющим деятельность человека, является ожидание. Объяснить человеческое поведение можно ожиданиями того что 

определенные действия приблизят его к цели.

Например:

дается задание по рисунку. Один из учащихся начинает проявлять  недовольство, не хочет рисовать, ожидает, что ему поможет преподаватель.

В такой ситуации у преподавателя есть два варианта выхода:

Первый – преподаватель, который мыслит тактически, оправдает ожидания учащегося, подойдет и поможет в работе, тем самым отобьет потребность в самореализации учащегося. Учащийся при этом не получит никакого удовольствия от процесса. В следующие разы учащийся уверенный, что внимание преподавателя можно привлечь именно таким способом, будет его использовать.

Второй – преподаватель, который мыслит стратегически, будет  понимать, что за ним следят и  ожидают от него соответствующей реакции, и специально не будет ее показывать. Преподаватель подходит только к тем учащимся, которые активны в работе и подкрепляет их «поглаживанием». А так как отсутствие «поглаживания» воспринимается как укол, учащийся, понимая что его ожидания не оправдываются, и на него не обращают никакого внимания, а внимание уделяется только активным учащимся, может начать работать для того чтобы тоже получить положительное подкрепление, т.е. «поглаживание». Вследствие чего учащийся может получить удовольствие от процесса, у него будет потребность в самореализации.

Часто, те люди, которые  не осознают свою потребность в «безопасности», виноваты в том, что стремятся  контролировать судьбу или значимых других, пытаясь предотвратить изменения в отношениях с ними. [1, с. 62]

Например:

преподаватель указывает учащимся, как «правильно» рисовать и отказывается воспринимать нарисованное по-другому.

В результате этого - контроль над значимыми другими и последующее недовольство с их стороны. Эти попытки контроля достаточно очевидны, однако не для тех, кто пытается их осуществить. Встречаются и более тонкие формы контроля.

Например:

один учащийся «забывает» рассказать другому о конкурсе, или  черная акварель «случайно» проливается  на рисунок другого учащегося  и т.д.

В конечном итоге стремление контролировать Других - одно из самых лучших средств помучить самого себя. [1, с. 63]

Моральное осуждение - это отношение, возникающее из-за существующих у человека ожиданий относительно значимого другого вместе с желанием контролировать его и диктовать ему свою волю. [1, с. 65]

Когда вы сталкиваетесь  с людьми, чья система ценностей  отлична от вашей, вы можете сделать  выбор: либо критиковать, осуждать, негодовать и вступать с ними в яростные дебаты, либо вообразить себя посторонним Наблюдателем, Натуралистом или Антропологом и без всякого осуждения наблюдать за поведением и высказываниями представителей новой и интересной культуры, отличающейся от вашей собственной. Тогда вы сможете увидеть, каковы представления этих людей и в чем преимущества их системы ценностей. [1, с. 66]

Информация о работе Использование гештальттерапии в преподавательской практике