Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:58, контрольная работа
Целью является ознакомление с гештальттерапией и впоследствии применение полученных знаний на практике.
Задачи:
Чтение книги.
Написание тематического конспекта.
Обобщение информации.
Систематизация набранного материала.
Рассмотрение полученных знаний с точки зрения преподавательской практики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ
кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине
Основы психологии и педагогики
На тему:
«Использование гештальттерапии в преподавательской практике»
Харьков-2011
Введение
Выбранная тема актуальна для студента ХГАДИ как для будущего преподавателя, поскольку рассмотренные вопросы по гештальттерапии можно применять на практике. Преподаватель, пользуясь полученными знаниями, может формировать у учащихся стремление к развитию осознанности и развитию способности принимать ответственность за свои действия.
Целью является ознакомление с гештальттерапией и впоследствии применение полученных знаний на практике.
Задачи:
Гештальттерапия - это современный метод психологии, позволяющий человеку взять управление своей жизнью в собственные руки. Упор в методиках и упражнениях делается на такие приемы, как расширение осознавания человеком смысла своих переживаний, попытки объединить противоположные по смыслу чувства и эмоции, развивать способности для восприятия себя в целом. Также наряду с этим ведется работа с мечтами, фантазиями, вырабатывается самонаблюдение, ответственность за свои действия, и преодолевается внутреннее сопротивление.
Однажды у ехавшего по полузаброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо. К своему ужасу он обнаружил, что не захватил с собой домкрата, чтобы поднять машину и заменить колесо. Однако расстроенный водитель вспомнил, что пятью милями раньше он проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда.
По дороге его стали одолевать сомнения: «Здесь других станций нет.… Если владелец этой станции не захочет мне помочь, обратиться мне больше будет некуда. Я полностью в его власти… Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат. Он может потребовать десять, двадцать, а то и пятьдесят долларов, и я ничего не смогу с ним поделать!.. Бог мой, как же все-таки некоторые люди ловко умеют пользоваться несчастьем других!..»
В ярости наш герой подошел к станции и в ответ на доброжелательный вопрос ни о чем не подозревающего владельца: «Здравствуйте. Чем я могу вам помочь?» — вскричал: «Да подавись ты своим проклятым домкратом!» [1, с. 19]
Это пример деструктивного использования фантазии, так происходит, если человек недостаточно осознает свои мысли. Мы можем создать себе любую ситуацию и быть полностью уверенными в ее реальности, причем настолько, что начинаем вести себя соответствующим образом.
Например:
студент вовремя не пришедший на занятия может мысленно представить себе, что если он сейчас зайдет в аудиторию, то преподаватель вычитает его за опоздание перед всем факультетом. Таким образом, убедив себя в том, что это реально, студент, негодуя на ничего не подозревающего преподавателя, разворачивается и уходит.
Необходимо опознавать такие фантазии, и не позволять им развиваться в воображении. Чтобы предотвратить подобные проблемы нужно фокусировать внимание на осознавании происходящего «здесь и сейчас». То есть наблюдать за собой.
Самонаблюдение расширяет осознанность, когда оно не эмоционально. Если наблюдать за собой с критикой "я неталантливый художник" или восхищением "я талантливый художник", то перестаешь быть наблюдателем, потому что эмоция - это телесный процесс.
Человеческая психика не способна делать качественно два процесса одновременно: чувствовать и осознавать. Поэтому, в гештальт-терапии, сначала идет погружение в телесный процесс - чтобы почувствовать, а уже после идет осознавание того, что произошло.
Осознанность нужна в тех местах, где человек испытывает трудности, для того, чтобы узнать, как с ними справиться.
При этом нужно как можно чаще задавать себе два вопроса: что со мной происходит в данный момент, и что бы мне хотелось в следующий момент. И наблюдая за собой со стороны отвечать на них.
Возможно, студент осознал бы, что он опоздал на лекцию, потому что ему на самом деле очень хотелось пойти погулять, и фантазия со строгим преподавателем ему психологически выгодна.
Рассмотрим проблему мысленных игр.
Например, игра «Если бы я…»[1, с. 24].
Ее смысл в возвращении в прошлое и сожалении о сделанном (несделанном). Если бы я: не бросил институт; в начале семестра ходил на пары; сдал вовремя контрольную; записывал лекции; внимательнее слушал преподавателя и т. д. Тем самым человек живет своими прошлыми поступками, не осознавая реальную ситуацию.
Игра «Это он виноват…»[1, с. 24].
Обвинения кого-либо: он мне вовремя не дал вопросы по контрольной; он меня не предупредил; он меня игнорирует и т. д. И жалобы: посмотри, что он мне поставил; посмотри, как он ко мне относится. Постоянное возвращение к прошлым обидам сдерживают конструктивную деятельность в настоящем. [1, с. 25].
Игра «Идеальный вариант» [1, с. 25].
Например: если я покажу проект, может оказаться что его не примут, но если не покажу, то мне не поставят оценку. В этом случае - предлог для того чтобы просто ничего не делать.
Игра «Я опять все сделал не так…»[1, с. 25].
В этом случае начинают мучить внутренние сомненья. Например, перед просмотром: правильно ли я все нарисовал; правильно ли я сделал проект, не сделал ошибку и т. д.
Игра «Он лучше» [1, с. 26].
В этом случае думают приблизительно так: я уверен, что преподаватель ставит ему оценки больше; я уверен, что он рисует лучше меня; я уверен, что проект у него лучше, чем у меня и т. д. Выбирают кандидата, которого считают лучше, и идет сравнение себя с этим человеком.
Игра «Упреки» [1, с. 26].
Например: если бы ты не
мешал мне, я бы сделал
Игра «Пессимист» [1, с. 26].
Зачем мне стараться рисовать, если мне всеравно поставят плохую оценку? Какой бы проект я не сделал, мне всеравно поставят плохую оценку и т.д.
Во всем вышеописанном можно выделить одно общее – отрицательные чувства и эмоции, на создание которых люди тратят много времени и энергии, при этом, не осознавая происходящее с ними «здесь и сейчас».
Страх перед неизвестностью, связанный с мечтами и фантазиями о будущем и восприятие прошлого с точки зрения настоящего, это когда люди ставят себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют их, и решают эту ситуацию, как если бы она была в настоящем.
Например:
в первом семестре преподаватель ставит неудовлетворительную оценку, во втором семестре учащийся, прокручивая в голове прошлую ситуацию, будет заготавливать объяснения и ждать аналогичного результата.
Часто люди не осознают, сколько времени тратят на свои мысли или мысленные разговоры такие как размышления, ожидания, фантазии и т.д. При этом они настолько погружены в этот процесс, что не замечают происходящего вокруг них, деструктивное использование фантазии мешает выполнению работы, вызывают отрицательные чувства, мешают сконцентрироваться на настоящем.
Много проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется иными представлениями о ней, например: что можно ожидать от людей; как они относятся ко мне; что я должен хотеть и что должен делать. Преподаватель может распознать деструктивные фантазии учащегося и направить внимание в другую сторону.
Например:
дается задание по рисунку, учащийся начинает играть в одну из вышеописанных игр, например «Он лучше», «Я опять все сделал не так…» или «Пессимист».
Цель преподавателя вернуть внимание учащегося в настоящее время, объяснить, что именно он делает правильно, что не очень, сконцентрировать внимание на поставленных задачах.
Для многих сознание становится неким подобием общежития, где живут и борются разные голоса.
Например:
первый голос – ты хочешь закончить академию для того чтобы найти себе работу и добиться успеха в жизни;
второй голос – ты постоянно занимаешься, позволь себе отдых;
третий голос – зачем вообще нужно заканчивать академию, семейная жизнь как раз для тебя, и т.д.
Такие внутренние голоса называются субличностями. Количество этих субличностей может быть абсолютно разным у разных людей, и каждая возникает на каком-то желании. Важно распознавать их и управлять ими, иначе разговоры внутренних голосов становятся деструктивными, и способствуют осложнению в отношении с другими.
Можно привести несколько примеров таких субличностей:
критик – разбивает все достижения;
саботажник – отговаривает от нового дела или разваливает уже начатое;
капризный ребенок – досадует на необходимость работать, а не развлекаться;
честолюбец – стремится к карьерному росту и т.д.
Причем у каждого
будет свое название и свои
субличности, они по-своему
Например:
дается задание по рисунку, учащийся начинает нервничать – внутренний критик говорит, что задание сделать невозможно, саботажник - а если не сможешь это нарисовать, а честолюбец желает добиться успеха и взяться за эту работу.
Важно морально подкрепить человека, что у него есть возможность выполнить данное задание, развить наблюдение за собой, своими поступками, а не осуждение или критику их (я плохо нарисовал) поскольку данная критика не способствует осознанию своих реальных возможностей.
Помимо субличностей и фантазий причина сложности в отношениях с другими может лежать и в собственных проблемах, в которых человек доконца не разобрался. Проблемы могут быть связаны с ожиданиями, контролем, моральным осуждением и т.д.
Основным фактором, определяющим деятельность человека, является ожидание. Объяснить человеческое поведение можно ожиданиями того что
определенные действия приблизят его к цели.
Например:
дается задание по рисунку. Один из учащихся начинает проявлять недовольство, не хочет рисовать, ожидает, что ему поможет преподаватель.
В такой ситуации у преподавателя есть два варианта выхода:
Первый – преподаватель, который мыслит тактически, оправдает ожидания учащегося, подойдет и поможет в работе, тем самым отобьет потребность в самореализации учащегося. Учащийся при этом не получит никакого удовольствия от процесса. В следующие разы учащийся уверенный, что внимание преподавателя можно привлечь именно таким способом, будет его использовать.
Второй – преподаватель, который мыслит стратегически, будет понимать, что за ним следят и ожидают от него соответствующей реакции, и специально не будет ее показывать. Преподаватель подходит только к тем учащимся, которые активны в работе и подкрепляет их «поглаживанием». А так как отсутствие «поглаживания» воспринимается как укол, учащийся, понимая что его ожидания не оправдываются, и на него не обращают никакого внимания, а внимание уделяется только активным учащимся, может начать работать для того чтобы тоже получить положительное подкрепление, т.е. «поглаживание». Вследствие чего учащийся может получить удовольствие от процесса, у него будет потребность в самореализации.
Часто, те люди, которые не осознают свою потребность в «безопасности», виноваты в том, что стремятся контролировать судьбу или значимых других, пытаясь предотвратить изменения в отношениях с ними. [1, с. 62]
Например:
преподаватель указывает учащимся, как «правильно» рисовать и отказывается воспринимать нарисованное по-другому.
В результате этого - контроль над значимыми другими и последующее недовольство с их стороны. Эти попытки контроля достаточно очевидны, однако не для тех, кто пытается их осуществить. Встречаются и более тонкие формы контроля.
Например:
один учащийся «забывает» рассказать другому о конкурсе, или черная акварель «случайно» проливается на рисунок другого учащегося и т.д.
В конечном итоге стремление контролировать Других - одно из самых лучших средств помучить самого себя. [1, с. 63]
Моральное осуждение - это отношение, возникающее из-за существующих у человека ожиданий относительно значимого другого вместе с желанием контролировать его и диктовать ему свою волю. [1, с. 65]
Когда вы сталкиваетесь с людьми, чья система ценностей отлична от вашей, вы можете сделать выбор: либо критиковать, осуждать, негодовать и вступать с ними в яростные дебаты, либо вообразить себя посторонним Наблюдателем, Натуралистом или Антропологом и без всякого осуждения наблюдать за поведением и высказываниями представителей новой и интересной культуры, отличающейся от вашей собственной. Тогда вы сможете увидеть, каковы представления этих людей и в чем преимущества их системы ценностей. [1, с. 66]
Информация о работе Использование гештальттерапии в преподавательской практике