Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Проанализировать брачно-семейные представления старших школьников.
Задачи работы:
1. Изучить понятие семьи и брака.
2. Рассмотреть формирование брачно-семейных представлений.
3. Организовать и провести исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие семьи и брака
1.1 Определение семьи и брака. Виды семьи
1.2 Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи
Глава 2. Формирование брачно-семейных представлений
Глава 3. Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов
3.1 Организация исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие семьи и брака у старшекласников.rtf

— 260.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие семьи и брака

1.1 Определение семьи и брака. Виды семьи

1.2 Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи

Глава 2. Формирование брачно-семейных представлений

Глава 3. Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов

3.1 Организация исследования

3.2 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

Введение

 

В XX веке в мире господствовал глобальный технократизм, в результате чего человечество оказалось на грани гибели. В России все это носило особенно острый, хотя и специфический характер. Провозглашенный как цель, человек в реальной жизни рассматривался фактически как средство, в результате чего произошла дегуманизация общества, в котором производство являлось первостепенной сферой, а культура, образование, семья - второстепенной, «надстроечной».

К сожалению, в настоящее время в России слишком медленно идет процесс переориентации ценностей; образование и семья брошены на произвол стихиям глубокого кризиса общества. Кризис, который в настоящее время переживает российское образование, принимает все более глубокий характер, поскольку не всегда и не везде удается этому социальному институту эффективно выполнять свои задачи по сохранению и передаче культурных ценностей, способствовать позитивным социальным изменениям.

Система образования влияет на все сферы общественной жизни, в частности и на семью. Например, образовательный уровень супругов во многих случаях влияет на стабильность семьи. От уровня образования зависят и установки на семейно-брачные отношения; к примеру, среди ценностей семейной жизни среди студентов ведущее место занимают психологическая и репродуктивная функции семьи. Респонденты выделяют в качестве главных факторов супружеских отношений взаимопонимание супругов, общность принципов, ценностей и норм поведения. Кроме этого система образования на уровне общеобразовательной школы помогает закладывать необходимые установки на семью и брак, организуя определенные дисциплины в школе.

Здесь мы упомянули о влиянии образования на институт семьи, но надо сказать, что и семья влияет на образование. Ни для кого не секрет, что установка на учебу детей закладывается прежде всего в семье и это во многом определяет состояние современной общеобразовательной школы. В условиях отхода от тоталитарного огосударствления всех сфер жизни возрастает роль семьи в социализации личности и в особенности, как подчеркивал Т. Парсонс [12], в «протосоциализации».

Формирование, развитие и угасание различных моделей социализации молодого поколения происходят постоянно. Но на эти проблемы, свойственные любому обществу, накладываются специфические особенности России. Глубокие преобразования привели к ломке старых ценностей и стереотипов: кризис и практическое исчезновение патриархальной семьи, радикальная трансформация образа жизни и культуры, одним из элементов которой стала множественность моделей поведения и стилей жизни.

Ломка старых ценностей в институте семьи не столь заметна, но она происходит.

Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.

Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решения каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу.

Насколько российский институт семьи и брака в процессе этих перемен приобретет новые или лишится старых своих качеств, зависит от отношения к той проблеме самого общества и государства. Семья может потерять определенную стабильность своей природы на фоне государственной нестабильности, а может наоборот ее приобрести, реагируя таким образом на внешний хаос.

Проблемы, как образования, так и семьи, являются объектом многих исследований, однако, зачастую, у них отсутствует интеграционный подход, вне которого невозможно решение комплексных проблем. Система образования практически не выходит на проблемы семьи, а семья не соприкасается в необходимей мере с системой образования. В результате возникает нейтральное поле, именно в таком поле оказалась одна из проблем социализации личности, а именно подготовка учащихся общеобразовательной школы к реализации социальных функций семьи.

В педагогике и в социологии семьи сделано немало. Педагогические аспекты проблемы подготовки будущего семьянина заложены в работах И.В. Гребенникова, Л.М. Панковой, А.Я. Студенте, В.Я. Титаренко, К.Е. Романова, И.В. Бестужева-Лады и др. Кроме этого проблемы полового воспитания отражены в работах И.С. Кона, В.Б. Кагана, Д.Н. Исаева.

Кроме этого изучение института семьи происходит на стыке таких дисциплин как педагогика, демография, социальная психология, право, экономика, этнография, социология.

Имеется определенный опыт анализа основных проблем, связанных с семьей, отраженных в отечественной и зарубежной науке. Проблемы института семьи и брака рассмотрены в работах таких российских ученых как С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова и др. Среди зарубежных специалистов следует отметить Т. Парсонса, Р. Бэйлза, Ф. Мередита, К. Витека и др.

Следует сказать, что психологический аспект не совсем полностью отражает широту проблемы подготовки молодого поколения к семейно-брачным отношениям.

В имеющихся исследованиях не нашла достаточно полного отражения проблема подготовки школьников к семейной жизни в аспекте выработки у них положительных брачно-семейных представлений.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Брачно-семейные представления старших школьников» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать брачно-семейные представления старших школьников.

Задачи работы:

1. Изучить понятие семьи и брака.

2. Рассмотреть формирование брачно-семейных представлений.

3. Организовать и провести исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов.

Объект исследования - школьники старших классов.

Предмет исследования - брачно-семейные представления у школьников старших классов.

Методы исследования: анализ литературы по теме, эмпирические методы, методы статистической обработки данных.

Гипотеза: Мы предполагаем, что брачно-семейные представления у школьников старших классов имеют свои отличительные черты, по сравнению с другими возрастами.

 

Глава 1. Понятие семьи и брака

1.1 Определение семьи и брака. Виды семьи

 

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

На первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая граница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного, либо того и другого.

Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один - двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом.

Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина этого количества. В 1999 г. число браков на 1000 населения составило 6,3, разводов - 3,7. Уровень разводов очень различается в городской и сельской местности. В крупных городах соотношение между браками и разводами 2:1. В сельской местности ситуация совсем иная. Из общего количества распадающихся браков 38% приходится на семьи, просуществовавшие менее четырех лет. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый родившийся - внебрачный ребенок.

Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е гг. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38%. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать число родившихся, и начался процесс естественного снижения численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через 50 лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не только обвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по продолжительности жизни (для мужчин - 73,4, для женщин - 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет.

Для России характерна высокая смертность мужского населения. В нашей стране сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура причин смертности, в которой патология традиционного и современного типов соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуации заключается в необычайно высокой смертности от несчастных случаев, отравлений и травм. Сверхсмертность от травматизма в России - сугубо мужская проблема, женская смертность от этих причин не выходит за мировые рамки.

Изменения в формировании, развитии и стабильности семьи в России и в их демографическом поведении порождены не столько кризисными явлениями последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результат демографических изменений, происходящих в стране на протяжении долгих лет.

Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 1920-м гг., поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. Они основывались на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала семью как нечто сугубо «личное», противостоящее интересам общества. Термин «домашняя хозяйка» имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором снижения уровня рождаемости.

Информация о работе Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов