Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Проанализировать брачно-семейные представления старших школьников.
Задачи работы:
1. Изучить понятие семьи и брака.
2. Рассмотреть формирование брачно-семейных представлений.
3. Организовать и провести исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие семьи и брака
1.1 Определение семьи и брака. Виды семьи
1.2 Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи
Глава 2. Формирование брачно-семейных представлений
Глава 3. Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов
3.1 Организация исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие семьи и брака у старшекласников.rtf

— 260.71 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.

При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи.

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому психологам и педагогам необходимо целенаправленно заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни. При этом, необходимо акцентировать внимание школьников на следующей информации:

1. этической стороне семейной жизни. Подросток должен уважать отца и мать, дружелюбно относиться к братьям и сестрам, знать о культуре интимных чувств, правильно представлять себе «идеальных» мужа и жену, учиться ответственности, честности, сдержанности, доброте, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений;

2. правовой стороне семейной жизни. Школьника необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;

3. психологической стороне семейной жизни. Школьник должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения;

4. физико-гигиенической стороне семейной жизни. Школьник должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом;

5. хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Подростка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить.

Но особое внимание следует обратить на психологическую сторону семейной жизни. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.

У девушек это проявляется в том, что они хотят походить на парней. В детстве они постоянно находятся рядом с мальчиками, играют только с ними. В подростковом возрасте они «рубахи-парни», могут закурить, выпить. Это создает дисгармонию созревания психики человека. Мужской вариант психической незрелости выражается иначе. Юноша старается подольше остаться ребенком. В будущем он превратится в обузу для жены.

С детства у ребенка нужно воспитывать уважение к противоположному полу. Юноше полезно привить мысль о том, что аморально оставить женщину, ждущую от него ребенка. Девушке - что аморально вести себя слишком призывно, выставлять себя напоказ, чрезмерно обнажаться и краситься.

Воспитывая детей, надо прививать им такие черты: терпеливость, чуткость, тактичность, недопустимость злых насмешек. Ребенка нужно учить тому, чтобы он умел строить свои отношения с людьми, совместно с ним проживающими. Воспитанный таким образом ребенок гораздо легче будет переносить семейные трудности. Проще будет и ему, и с ним. Умение жить счастливо в семье - это редкое качество. Но его можно и нужно воспитать в детях.

 

Список литературы

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с.

2. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1992. - 24 с.

3. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. - 1992. - № 3 - 4. С. 24 - 33.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999. - 224 с.

5. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1985. - № 4. С. 10 - 20.

6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. С. 83 - 89.

7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: ТГУ, 1999. - 154 с.

8. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: СФЕРА, 1998. - 256 с.

9. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Психологический журнал. - №6. - 2000.

10. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с. С. 52.

11. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М., 1991. - 143 с.

12. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня, - М.: Наука, 1965. С. 58-63.

13. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fh.htm

14. Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 302 с.

15. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири: Материалы научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - 413 с.

16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб., 2001. - 384 с.

17. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

18. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137.

 

Приложение 1

 

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста

 

Ф.И.О._____________________________________________

Возраст____________________________________________

Дата исследования__________________________________

Инструкция:

Вариант А. Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители).

Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени их с помощью представленных вариантов ответов.

 

Утверждение

1 Почти никогда

2 Редко

3 Время от времени

4 часто

5 Почти всегда

1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью

         

2. При решении проблем учитываются предложения ребенка

         

3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи

         

4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка

         

5. Нам нравится делать что-то всей семьей

         

6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться

         

7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними

         

8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут меняться

         

9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе

         

10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми

         

11. Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди

         

12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения

         

13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает

         

14. Правила в нашей семье могут меняться

         

15. Нам легко представить себе, что можно сделать всей семьей

         

16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому

         

17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений

         

18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный

         

19. Единство очень важно для нашей семьи

         

20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

         

 

Вариант Б. А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.

 

Утверждение1 Почти никогда2 Редко3 Время от времени4 часто5 Почти всегда

         

1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью

         

2. При решении проблем учитывались бы предложения ребенка

         

3. Мы с одобрением относились к друзьям других членов семьи

         

4. При установлении правил поведения учитывалось мнение ребенка

         

5. Нам бы нравилось делать что-то всей семьей

         

6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) мог бы меняться

         

7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними

         

8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могли бы меняться

         

9. Члены нашей семьи любили бы проводить свободное время вместе

         

10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми

         

11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что мы очень близкие друг другу люди

         

12. В нашей семье дети могли бы принимать самостоятельные решения

         

13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускал бы

         

14. Правила в нашей семье могли бы меняться

         

15. Нам легко было бы представить себе, что можно сделать всей семьей

         

16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому

         

17. Мы советовались бы друг с другом при принятии решений

         

18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный

         

19. Единство было бы очень важно для нашей семьи

         

20.Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

         

Приложение 2

 

Результаты диагностики

 

№ испыт.

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант А

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

1

2

1

2

3

2

4

3

2

2

1

3

4

3

2

1

1

2

3

2

2

2

3

2

3

3

4

3

2

3

3

2

4

3

2

3

3

2

2

3

2

3

2

1

1

2

2

2

3

2

2

1

1

2

1

2

1

2

3

2

3

3

4

2

2

2

3

2

3

3

3

2

4

2

3

3

4

3

4

3

2

3

3

5

1

1

2

3

2

2

2

2

3

3

1

2

1

3

3

2

1

2

3

2

6

2

2

2

3

4

3

3

3

3

2

3

2

3

2

2

3

4

3

3

2

7

1

2

2

1

1

1

2

2

2

1

3

2

2

2

1

2

1

3

2

2

8

2

2

1

1

2

3

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

3

2

2

9

3

4

2

2

3

2

3

3

3

4

3

2

3

2

4

3

2

4

4

3

10

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

2

1

2

3

2

3

2

2

1

1

11

2

2

2

3

3

2

3

2

2

2

3

2

1

2

2

3

2

1

2

2

12

2

3

3

3

4

3

3

2

3

3

4

2

3

3

2

3

4

2

3

2

13

1

2

1

1

1

2

2

3

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1

1

14

1

2

2

1

3

2

3

2

2

2

3

2

2

3

2

2

3

1

1

2

15

2

2

1

3

3

2

2

2

2

2

3

1

3

3

2

1

2

3

3

2

16

2

1

3

2

3

2

3

3

3

4

3

3

4

3

2

4

4

3

2

3

17

2

2

2

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

3

4

3

3

3

2

3

18

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

4

3

2

3

2

3

4

4

3

3

19

1

2

2

2

1

2

3

2

3

1

1

1

3

2

2

2

2

2

2

3

20

1

2

1

1

2

2

2

2

1

2

3

2

2

3

2

1

2

3

2

2

21

1

1

2

1

2

2

3

2

2

3

2

3

2

3

3

3

3

2

2

3

22

2

2

3

4

3

2

4

4

3

4

3

2

4

3

2

4

3

3

2

2

23

2

3

2

4

2

2

2

3

2

2

3

2

2

2

3

2

2

1

2

2

24

2

2

3

2

4

2

2

3

2

3

2

1

2

3

2

2

1

2

3

2

25

2

3

2

2

3

3

3

3

2

3

2

2

2

3

3

2

2

1

2

2

26

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1

1

3

2

2

2

1

2

2

2

2

27

2

3

3

3

4

3

2

4

3

2

3

3

4

3

3

3

2

3

2

2

28

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

3

3

2

29

2

3

3

3

4

3

3

4

4

2

3

3

4

3

3

3

4

4

3

3

30

2

2

3

3

3

2

2

3

4

3

4

3

2

2

2

3

3

2

3

2

31

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

2

3

3

3

1

2

2

2

3

2

32

2

2

2

2

3

2

3

3

2

2

3

2

3

3

2

3

3

3

4

3

33

2

3

2

3

3

3

4

4

3

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

5

34

2

3

3

3

4

4

3

3

3

4

4

5

4

4

3

3

5

4

4

3

35

2

3

3

4

5

4

5

4

4

3

3

4

3

4

2

3

2

2

2

3

№ испыт.

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант Б

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

3

3

3

4

3

3

4

3

2

3

4

2

3

4

3

4

4

5

4

4

2

2

2

3

3

4

3

3

4

4

3

2

2

2

3

3

4

4

3

4

4

3

3

3

3

4

4

3

3

4

4

5

5

4

5

4

5

3

5

5

3

3

4

3

3

4

3

3

4

3

2

3

2

2

3

4

4

3

4

3

4

3

3

5

3

3

4

3

4

4

4

5

4

5

4

5

4

5

4

3

3

5

4

4

6

3

3

3

3

3

4

4

3

4

3

2

3

4

4

4

3

4

4

3

3

7

3

3

4

4

3

3

4

5

5

5

4

5

4

5

3

3

4

3

3

3

8

4

4

4

3

3

4

3

4

3

5

5

4

3

3

5

3

3

2

3

3

9

3

4

3

4

5

4

4

5

4

3

3

4

5

4

3

3

4

3

4

5

10

3

3

4

5

4

4

4

5

4

4

3

4

5

4

4

5

4

4

3

3

11

4

4

4

5

5

4

3

3

4

3

4

3

3

3

4

5

3

3

4

3

12

4

4

3

3

4

3

4

3

3

3

3

4

3

4

4

4

3

3

4

4

13

4

4

4

3

4

4

4

5

5

4

5

4

4

5

3

4

4

5

5

4

14

4

4

5

4

5

4

5

5

4

4

4

4

3

5

3

3

5

5

4

4

15

4

5

5

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

3

3

4

3

4

4

4

16

4

4

4

5

4

5

4

4

3

4

4

5

4

4

5

4

3

4

3

4

17

4

4

5

4

4

5

4

3

3

4

3

5

4

3

5

4

4

3

4

3

18

3

3

3

4

3

4

3

5

5

4

4

4

5

4

5

4

4

4

4

4

19

3

3

4

4

4

4

3

3

3

3

5

4

4

5

4

4

5

3

3

5

20

3

3

3

3

4

4

3

4

4

3

3

3

4

4

5

4

3

3

4

5

21

4

3

3

4

3

4

4

4

4

3

4

4

5

4

4

5

3

3

5

4

22

4

4

4

4

4

4

5

4

4

5

5

4

4

5

4

4

4

5

4

4

23

4

4

3

3

4

4

4

3

3

4

4

4

3

3

3

3

4

5

4

4

24

3

3

3

3

4

4

3

4

4

4

4

3

3

4

4

3

4

3

4

4

25

4

4

4

3

4

4

4

4

5

4

4

4

5

5

4

4

5

5

4

4

26

4

4

4

4

4

3

4

3

4

5

4

4

5

5

4

4

4

5

4

5

27

3

4

4

5

4

4

5

3

3

5

4

4

5

4

4

5

4

4

5

4

28

4

4

3

3

4

4

4

4

4

3

4

4

3

4

4

4

4

3

3

4

29

4

4

4

4

5

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

3

4

4

3

5

30

4

4

3

3

4

4

4

3

4

4

3

4

4

4

4

4

3

4

4

3

31

4

5

5

5

4

4

5

4

4

3

4

4

4

4

5

4

4

5

4

4

32

5

5

4

5

4

5

5

5

4

4

5

4

4

4

4

4

5

4

4

4

33

3

5

5

4

3

4

4

4

3

4

4

3

4

4

4

4

5

5

4

4

34

5

5

5

4

4

5

4

4

4

5

4

4

5

4

5

4

5

5

4

4

35

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

4

5

Информация о работе Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов