Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:45, курсовая работа
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье [20, 16].
Введение
1 Теоретические аспекты детско-родительских отношений
в период ранней юности
1.1. Особенности и основные характеристики периода ранней юности
1.2. Общие особенности и закономерности детско- родительских отношений
1.3. Классификация типов родительского отношения к детям
1.4. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности
2 Исследование детско- родительских отношений в период ранней юности
Заключение
Список использованных источников
Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»
Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности [17].
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.
Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
«В реальной жизни, – замечает В.С.Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи».
Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.
1.4. ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСТВА, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА И ЮНОСТИ
В жизни семьи, как динамической системе, исследователи выделяют определённые стадии. Одной из таких стадий, по мнению Ильина [6]. С появлением ребёнка Ильин [6] рассматривает семью как принципиально новый организм и считает, что только в связи с этим событием у мужчины и женщины появляется родительский инстинкт.
В отличие от Ильина [6], Г. Г. Филиппова [18] считает, что родительский инстинкт начинает формироваться уже с детства. Это происходит за счёт подражания взрослым, общения и игр с другими детьми, например, в «дочки-матери».
Таким образом, проанализировав эти два мнения, мы можем отметить, что родительский инстинкт появляется не с рождением ребёнка, а на много раньше, в раннем детстве, когда ещё только будущие мамы и папы начинают играть в «семью». Более того, многие психологи (Эриксон [21], Г. Г. Филиппова [18], А.С. Спиваковская [16]) считают, что ребёнок, играя в «дочки - матери», подсознательно усваивает многие приёмы психологических и педагогических воздействий и, став взрослыми, используют их в воспитании собственных детей.
Тем не менее, появление детей в семье – большая дополнительная ответственность. Это совершенно новая жизненная ситуация, требующая новых взглядов на семью и семейные проблемы. Если раньше, говоря о семье на первых стадиях её развития, не включающую детей, психологи отмечали только мужеско – женские отношения [6], то с появлением ребёнка на них стали накладываться отношения родителей и детей.
Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для общества. Общество заинтересовано в том, чтобы родительская забота принесла общественно полезные плоды, а значит и в том, чтобы этому не помешали чрезмерная занятость родителей, отсутствие взаимопонимания между супругами, утрата взаимопонимания между родителями и детьми.
Воспитание детей – не простая задача. Здесь нельзя действовать методами приказа, нажима, навязывания своего мнения. Поэтому проблема воспитания детей в семье одна из сложных и многогранных.
О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» [6] выделяет четыре принципа семейного воспитания:
собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.
Нужно заметить, что функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка.
Л. Матвеева [9] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:
Этап подросткового периода и юности различные психологи и педагоги (В. П. Петрунёк, Л. Н. Таран, Т. В. Драгунова [5], И. С. Кон [7] и др.) называют по-разному: переходный, переломный, трудный, критический. Безусловно, все эти названия справедливы и точны, ведь в подростковом возрасте развитие идёт в быстром темпе и по всем направлениям. За короткий срок дети взрослеют физически, умственно, нравственно, социально.
Этот период обычно сбивает родителей с толку. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не дают никакого эффекта, разговора по душам не получается. Подросток становится всё более и более отгороженным от родителей, у него начинается своя личная жизнь, доступ в которую взрослым либо закрыт, либо резко ограничен. Н. К. Крупская [5] писала о подростках: «Это самый метущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст».
Т. В. Драгунова [5] в своей книге «Подросток» так объясняет трудности в воспитании подростков: «Во-первых, в это время, часто за короткий срок, происходят многочисленные сдвиги в развитии, которые проявляются в ломке прежних интересов, отношений, особенностей ребёнка, то есть развитие имеет скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением разных трудностей у самого подростка и в его воспитании: он не поддаётся воздействиям родителей, в поведении проявляются различные формы сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, скрытность, замкнутость).
Х. Жинот [13] выделяет такие функции и задачи родителей на этом этапе, выполнение которых помогло бы им справиться с возникшими трудностями:
Как отмечают многие психологи (В. И. Гарбузов [4], Т. В. Драгунова [5],И. С. Кон [7]) в подростковый период заканчивается складываться характер. К двенадцати годам фундаментальное воспитание человека завершается. К этому возрасту он уже воспитан или нет. Как утверждает В. И. Гарбузов [4], именно к двенадцати годам формируется осознанное отношение6к себе самому и к другим – альтруистическое или эгоцентрическое, к жизни – оптимистическое или пессимистическое, социальное или асоциальное, формируется и уже личное отношение к тому, что истинно и что ложно, что хорошо, а что плохо, что нравственно, а что безнравственно. Эти показатели конечно же на прямую зависит от родителей, от того духовного климата, который они создали в собственном доме.
Также В. И. Гарбузов [4] пишет, что с двенадцати лет ребёнок всё более дистанцируется от взрослых, всё более сближается со сверстниками и для него авторитетнее становится подростковая группа и её лидер. Но и этот процесс отдаления от семьи зависит от того, в каких отношениях находится ребёнок со своими родителями, от того какой климат царит в семье. Так О. Хаваш в книге «Подросток» [13] отмечает, что упорядоченная семейная жизнь, естественная и искренняя любовь, связывающая членов семьи, совместные переживания невидимыми нитями привязывают подростка к семье. Его будет тянуть обратно в круг семьи до тех пор, пока родители в состоянии помочь ему в решении конфликтов, возникающих в школе или с друзьями во дворе.
Также в этот период родители должны создавать ситуации, в которых их детям нужно будет самим выбирать, самим на что–то решаться, то есть родители должны разрешить своим детям пробовать. Ведь, если воспитывать подростка в «стерильных» условиях, то он не узнает, чего следует остерегаться, как поступать в той или иной ситуации, как повести себя в сложной ситуации. С воспитательной точки зрения такие дети менее жизнеспособны.
Как отмечалось уже выше, Л. Матвеева [9] пишет, что именно в этот период дети в большей степени ориентируются на нормы взрослых. Это же мнение разделяет и О. Хаваш [13], который пишет, что подростки подражать родителям, отождествлять их взгляды со своими, они гордятся, если могут вести себя так же, как ведут себя их папы и мамы. Прогрессивное мировоззрение родителей, их знания, богатый запас слов и понятий, интерес к общественной жизни воздействуют на подростка самым положительным образом: расширяется его кругозор, интересы и знания становятся многостороннее, характер целеустремлённее.
Вообще, как далее отмечает О. Хаваш [13], родители играют важную роль в жизни подростка. С одной стороны, они решающим образом определяют условия жизни ребёнка в период подросткового возраста, предупреждая многие негативные последствия. С другой стороны, родители – наиболее богатый источник для подростка, они его опора, руководители, побудители и ограничители.
Чтобы воспитать достойного человека, надо применять все средства, какие только возможно. Главное, делать это вовремя, так как упущенное в прошлом внимание к воспитанию подростка обычно грустно кончается. Тяжело сказывается на характере ребёнка недостаточность родительского внимания, которого ребёнок был лишён. Формирование правильной системы привычек автоматизирует ход ежедневной жизни, регулирует режим дня и рамки деятельности. Правильное воспитание характера готовит подростка к стойкости при встречи с жизненными невзгодами, повышает его сопротивляемость, пробуждает благородные чувства. По утверждению О. Хаваша [13], с которым трудно не согласиться, необходимо прикладывать максимум усилий к тому, чтобы родители хорошо выполняли свои воспитательные функции: были бы эмоциональной опорой для ребёнка, стимулировали бы его жизненные успехи, помогали гордиться ими. И это необходимо делать не только в подростковом возрасте, но и в период, ему предшествующий, а также и в последующем возрасте, в юности.
Информация о работе Исследование детско- родительских отношений в период ранней юности