Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:45, курсовая работа
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье [20, 16].
Введение
1 Теоретические аспекты детско-родительских отношений
в период ранней юности
1.1. Особенности и основные характеристики периода ранней юности
1.2. Общие особенности и закономерности детско- родительских отношений
1.3. Классификация типов родительского отношения к детям
1.4. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности
2 Исследование детско- родительских отношений в период ранней юности
Заключение
Список использованных источников
Итак, подростковый период и юность – время смятения и бури, стрессов и штормов. Взросление детей – трудное время для родителей: перестают помогать испытанные методы воспитания; подросток уже сам решает для себя, что можно, а что нельзя; наказания не дают никакого эффекта, только ещё больше разжигают конфликт и непонимание между родителями и детьми.
В этот период родителям очень важно научиться понимать и слышать своих детей; они должны принять нетерпеливость и неудовлетворённость своих подростков; терпимее относиться к нежелательному поведению. Родителям нужно перестать во всём указывать своим детям, а просто свыкнуться с мыслью, что их сын или дочь уже не маленькие детки, а вполне сформировавшиеся личности.
Родители должны относиться к своему ребёнку, как к равному, чтобы подросток сумел реализовать свою потребность во взрослости и способствовать выработке волевых качеств.
В основном же функции и задачи родителей на этапе подросткового периода остаются теми же, что и на предшествующих. Нужно воспитывать у подростка нравственные идеалы, развивать эстетические чувства, готовить к самостоятельной взрослой жизни, давать возможность выбора и воспитывать трудовые качества. То есть родителям нужно стремиться воспитать достойного человека, который бы, став уже совсем взрослым, оглянулся назад и не увидел бы ничего такого, о чём бы он сожалел, а был бы только благодарен за ту любовь, понимание и терпение, которые дали ему родители.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ
Одна из задач нашей работы: выявить особенности детско-родительских отношений в период ранней юности.
Для решения поставленной задачи мы создали опросник, позволяющий выяснить характер взаимоотношений в семье, состоящий из десяти вопросов. (Приложение 1.)
В анкетировании приняли участие 5 учащихся 11 класса МБОУ «СОШ №16» города Сергиев Посад.
Анализ полученных данных показал, что 80% опрошенных ощущают потребность в общении со взрослыми. 100% учащихся легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями. 60% - важнее внимание родителей, чем сверстников. 60% опрошенных в сложной житейской ситуации советовались бы с семьёй и хотели бы быть такими, как их родители. В определении жизненных целей учитывают мнение родителей 80% учащихся. 60% анкетируемых выбирают специальность с учётом мнения родителей. В конфликтной ситуации советуются с родителями 60%. В обсуждении материальных проблем в семье участвуют 100% анкетируемых. 80% имеют влияние на родителей при большой покупке.
Проведенный нами теоретический анализ и экспериментальное исследование позволяют сделать вывод, что семья является одной из важнейших составляющих в развитии адекватной, интеллектуально, физически, эмоционально, морально и нравственно развитой личности. Если семья не оказывает необходимой поддержки в развитии в этот момент, то позднее влияние искажённых эмоциональных связей проявляется как в социальных отклонениях поведения ребёнка, так и в расстройствах личностного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей особенностью личности в юношестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Как указывалось выше, в отрочестве формируется стремление быть и считаться взрослым. Это стремление является одной из форм проявления самосознания подростка. Чувство взрослости у подростка специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
Как показали практика и научные исследования, в поведении подростков, в их отношении к нравственным и культурным ценностям, в общении со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражаются семейная микросфера, ее положительные и отрицательные стороны, ее достоинства и недостатки, которые в ходе их развития опосредуются влиянием социальной среды, коллективом класса, стихийной группы.
Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны, стремятся к общению со взрослыми, в том числе с родителями, а с другой - у них наблюдается снижение интереса к семейному общению, уменьшение его удельного веса при всевозрастающей роли семьи в жизни подростка.
В результате теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:
- Неадекватное отношение родителей к ребенку приводит к эмоциональному психологическому дискомфорту.
- Уровень личностного роста подростка зависит от психологического климата семьи и состояния атмосферы.
- Манера и характер отношений и семейного общения, становятся той базой, на основе которой строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в образовательном процессе и оказывает влияние на самоопределение личностной структуры подростка.
Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы о существовании особенностей детско-родительских отношений в период ранней юности. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня социальной адаптации подростков. Чем ближе к ребёнку родители, тем более оптимистично он смотрит на жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА «ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ»
Ф.И.__________________________
Возраст ______________________________
1. Ощущаете ли Вы потребность
в общении со взрослыми? ______________________________
2. Чувствовали ли Вы когда-нибудь, что Вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?
______________________________
3. Чье внимание для
Вас важнее всего независимо
от того, как фактически понимает
Вас этот человек? ______________________________
4. С кем бы Вы стали
советоваться в сложной
5. Хотели бы Вы быть такими людьми, как Ваши родители?
______________________________
6.Какую роль играют родители в определении твоих жизненных целей?
______________________________
7. Учитывалось ли мнение
родителей при выборе
______________________________
8.Советуетесь ли Вы с родителями в конфликтной ситуации?
______________________________
9.Участвуете ли Вы в
обсуждении материальных
______________________________
10.Можете ли Вы повлиять
на родителей при большой
Информация о работе Исследование детско- родительских отношений в период ранней юности