Исследование детско- родительских отношений в период ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье [20, 16].

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты детско-родительских отношений
в период ранней юности
1.1. Особенности и основные характеристики периода ранней юности
1.2. Общие особенности и закономерности детско- родительских отношений
1.3. Классификация типов родительского отношения к детям
1.4. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этапе подросткового периода и юности
2 Исследование детско- родительских отношений в период ранней юности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

Итак, подростковый период и юность – время смятения и бури, стрессов и штормов. Взросление детей – трудное время для родителей: перестают помогать испытанные методы воспитания; подросток уже сам решает для себя, что можно, а что нельзя; наказания не дают никакого эффекта,  только  ещё больше разжигают конфликт и непонимание между родителями и детьми.

В этот период родителям очень важно научиться понимать и слышать своих детей; они должны принять нетерпеливость и неудовлетворённость своих подростков; терпимее относиться к нежелательному поведению. Родителям нужно перестать во всём указывать своим детям, а просто свыкнуться с мыслью, что их сын или дочь уже не маленькие детки, а вполне сформировавшиеся личности.

Родители должны относиться к своему ребёнку, как к равному, чтобы подросток сумел реализовать свою потребность во взрослости и способствовать выработке волевых качеств. 

В основном же функции и задачи родителей на этапе подросткового периода остаются теми же, что и на предшествующих. Нужно воспитывать у подростка нравственные идеалы, развивать эстетические чувства, готовить к самостоятельной взрослой жизни, давать возможность выбора и воспитывать трудовые качества. То есть родителям нужно стремиться воспитать достойного человека, который бы, став уже совсем взрослым, оглянулся назад и не увидел бы ничего такого, о чём бы он сожалел, а был бы только благодарен за ту любовь, понимание и терпение, которые дали ему родители. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ

 

Одна из задач нашей работы: выявить особенности детско-родительских отношений в период ранней юности.

Для решения поставленной задачи мы создали опросник, позволяющий выяснить характер взаимоотношений в семье, состоящий из десяти вопросов. (Приложение 1.)

В анкетировании приняли участие 5 учащихся 11 класса МБОУ «СОШ №16» города Сергиев Посад.

Анализ полученных данных показал, что 80% опрошенных ощущают потребность в общении со взрослыми. 100% учащихся легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями. 60% - важнее внимание родителей, чем сверстников. 60% опрошенных в сложной житейской ситуации  советовались бы с семьёй и хотели бы быть такими, как их родители. В определении  жизненных целей учитывают мнение родителей 80% учащихся. 60% анкетируемых выбирают специальность с учётом мнения родителей.  В конфликтной ситуации советуются с родителями 60%. В обсуждении материальных проблем в семье участвуют 100% анкетируемых. 80% имеют влияние  на родителей при большой покупке.

Проведенный нами теоретический анализ и экспериментальное исследование позволяют сделать вывод, что семья является одной из важнейших составляющих в развитии адекватной, интеллектуально, физически, эмоционально, морально и нравственно развитой личности. Если семья не оказывает необходимой поддержки в развитии в этот момент, то позднее влияние искажённых эмоциональных связей проявляется как в социальных отклонениях поведения ребёнка, так и в расстройствах личностного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшей особенностью личности в юношестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Как указывалось выше, в отрочестве формируется стремление быть и считаться взрослым. Это стремление является одной из форм проявления самосознания подростка. Чувство взрослости у подростка специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Как показали практика и научные исследования, в поведении подростков, в их отношении к нравственным и культурным ценностям, в общении со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражаются семейная микросфера, ее положительные и отрицательные стороны, ее достоинства и недостатки, которые в ходе их развития опосредуются влиянием социальной среды, коллективом класса, стихийной группы.

Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны, стремятся к общению со взрослыми, в том числе с родителями, а с другой - у них наблюдается снижение интереса к семейному общению, уменьшение его удельного веса при всевозрастающей роли семьи в жизни подростка.

В результате теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:

- Неадекватное отношение родителей к ребенку приводит к эмоциональному психологическому дискомфорту.

- Уровень личностного роста подростка зависит от психологического климата семьи и состояния атмосферы.

- Манера и характер отношений и семейного общения, становятся той базой, на основе которой строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в образовательном процессе и оказывает влияние на самоопределение личностной структуры подростка.

Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы о существовании особенностей детско-родительских отношений в период ранней юности. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня социальной адаптации подростков. Чем ближе к ребёнку родители, тем более оптимистично он  смотрит на жизнь.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адлер, А.А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Пер. с англ. А.А. Валеева, Р.А. Валеевой. - Ростов н/ Д: Феникс, 1998. - 448с.
  2. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Варга , А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М.,1986.
  4. Гарбузов, В. И. От младенца до подростка. - М.,1996
  5. Драгунова, Т. В. Подросток. - М.: Знание,1976
  6. Ильин. Археология детства. - М., 2002
  7. Кон, И.С.  Какими они себя видят. - М.: Знание,1976
  8. Кулагина, И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)»: Учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: «УРАО», 1998
  9. Матвеева, Е.И.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Практическая психология для родителей. - М., 1995
  10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
  11. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005
  12. Рождественская, Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998
  13. Подросток и семья. - Самара: БАХРАХ-М, 2002
  14. Подросток. - М.: Прогресс, 1977
  15. Силяева, Е. Г.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования, М.: Издательский центр «Академия», 2002
  16. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.,2000
  17. Спиваковская, А.С. «Наблюдение за взаимоотношениями внутри семьи и процессом воспитания» М.: УМК «Психология», 2000
  18. Филиппова, Г. Г. Психология материнства. - М.,1999
  19. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.
  20. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации / Э.Г. Эйдемиллер. - М.: 1980. - 27 с.
  21. Эриксон Ребёнок и семья. - Самара: БАХРАХ-М, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

АНКЕТА «ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ»

 

 

Ф.И.____________________________________________________

 

Возраст ___________________________________________________

 

1. Ощущаете ли Вы потребность  в общении со взрослыми? ________________________________________________________

 

2. Чувствовали ли Вы  когда-нибудь,  что Вам легче  обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?

________________________________________________________

3. Чье внимание для  Вас важнее всего независимо  от того,  как фактически понимает Вас этот человек? ________________________________________________

4. С кем бы Вы стали  советоваться в сложной житейской  ситуации? ________________________________________________________

5. Хотели  бы Вы быть  такими людьми, как Ваши родители?

________________________________________________________

6.Какую роль играют  родители в определении твоих  жизненных целей?

_________________________________________________________

7. Учитывалось ли мнение  родителей при выборе специальности?

_________________________________________________________

8.Советуетесь ли Вы  с родителями в конфликтной  ситуации?

__________________________________________________________

9.Участвуете ли Вы в  обсуждении материальных проблем  в семье?

__________________________________________________________

10.Можете ли Вы повлиять  на родителей при большой покупке?


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исследование детско- родительских отношений в период ранней юности