Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить гендерные различия при выборе профессии старшеклассниками.
В ходе предварительного изучения проблемы и обобщения данных предыдущих исследований была сформулирована следующая гипотеза:
мы предположили, что существуют гендерные различия в профессиональном определении юношей и девушек.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы.
Проблема профессионального самоопределения в психологии…………6
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………12
Гендерные различия в профессиональном самоопределении……………18
Гендерный подход при профессиональном самоопределении старшеклассников…………………………………………………………...23
Глава 2. Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников.
2.1. Характеристика выборки и методов её исследования…………………….27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования………..32
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая психология.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы.

    1. Проблема профессионального самоопределения в  психологии…………6
    2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………12
    3. Гендерные различия в профессиональном самоопределении……………18
    4. Гендерный подход при профессиональном самоопределении  старшеклассников…………………………………………………………...23

Глава 2. Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников.

2.1. Характеристика выборки  и методов её исследования…………………….27

2.2 Анализ и интерпретация  полученных результатов исследования………..32

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованной литературы……………………………………………36

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перемены, происходящие в современном мире, ставят перед школой задачи, связанные с формированием у школьников готовности к выбору профессии, отвечающей  потребностям развивающегося  общества, а также интересам, склонностям и способностям учащихся.

В настоящее время  гендерные особенности старших  школьников практически не учитываются, не смотря на то, что этот феномен оказывает значительное влияние на  формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения выпускников.

Процесс профессионального  самоопределения протекает более  эффективно, если учитывается многовариантность  влияния факторов биологического и  социального пола, психолого-педагогические аспекты процессов гендерной  социализации старших школьников.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших  специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших  факторов, определяющих многое в жизни  современного человека.

Профессиональное  самоопределение рассматривали Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха; С.А. Боровикова, Г.С. Никифоров, М.Р. Гинзбург, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.

Одной из центральных  в гендерных исследованиях является тема гендерных отношений в сфере труда. К числу российских авторов этих исследований относятся М.Е.Баскакова, С.И.Голод, Е.В.Груздева, И.Е.Калабихина, М.М.Малышева, О.Мурачева, Л.Прокофьева, Л.Е.Ржаницына, Н.М.Римашевская, И.Н.Тартаковская, П.Фести, А.Г.Харчев, З.А.Хоткина, Э.С.Чертихина, З.Янкова и др.

Основой исследования стали концепции о проектировании жизненного и профессионального самоопределения школьников на гендерной основе (С.Г. Броневщук, Н.С. Пряжников, Л.Ф. Шустова, С.Н. Чистякова, Е. Ярская-Смирнова)

      Объект исследования: профессиональное самоопределение девушек и юношей.

Предмет исследования: гендерные особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

Цель работы: выявить гендерные различия при выборе профессии старшеклассниками.

В ходе предварительного изучения проблемы и обобщения данных предыдущих исследований была сформулирована следующая гипотеза: 

мы предположили, что существуют гендерные различия в профессиональном определении юношей и девушек.

Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников.
  2. Выявить особенности выбора профессии старшеклассниками.

в проявлениях профессионального  самоопределения девушек и   юношей.

  1. Выявить профессиональную направленность личности при выборе профессии.
  2. Выявить преобладающие интересы старшеклассников как проявления направленности личности.
  3. Подобрать методы исследования особенностей профессиональной ориентации девушек и юношей.
  4. Исследовать гендерные особенности предпочтений старшеклассников при выборе типа профессиональной деятельности.
  5. Выявить гендерные различия при выборе профессии старшеклассниками.

В работе были использованы следующие методы:

    1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
    2. Тестирование по нескольким методикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Проблема  профессионального  самоопределения в психологии

Профессиональное самоопределение  – процесс развития внутренних позиций  профессионала, то есть мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое, по С.Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия (в данном случае профессиональное обучение).

Профессиональный выбор, в отличие  от профессионального самоопределения (по Е.И.Головахе) – это решение, затрагивающее  лишь ближайшую жизненную перспективу  школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Е.А.Климов выделяет два уровня самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Сущность  профессионального самоопределения  как поиск и нахождение личностного  смысла в выбираемой, осваиваемой  и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профессиональная направленность – система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности (направленность на человека, направленность на себя, направленность на предмет деятельности).

Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека. К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ. Очевидно, что в процессе профессионального становления личности эти ориентации претерпевают изменения. Одни ценности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются впервые на определенной стадии становления. Например, в начале самостоятельного освоения профессиональной деятельности появляется ориентация на самоутверждение в труде.

Настроенность на определенную форму поведения, вид деятельности, связанный с удовлетворением какой-либо потребности, выражается термином «психологическая установка». Психологи отмечают, что установка проявляется в выборе формы поведения, вида деятельности, регулирует способы их реализации, а также выполняет стабилизирующую функцию, сохраняя определенную направленность в изменяющихся ситуациях, т.е. придает профессиональному становлению личности определенную профессиональную устойчивость.

Следующий компонент профнаправленности – профессиональные интересы, выражающие личный интерес к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность. Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Интенсивность и устойчивость профессиональных интересов сказываются на преодолении трудностей адаптации, успешности освоения и выполнения профессионально значимых видов деятельности.

Ведущим компонентом  направленности являются мотивы, т.е. совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Основными функциями  мотивов являются побуждение, направление и регуляция поведения и деятельности личности.

Следующим компонентом  профнаправленности является отношение  личности к профессии. В процессе профессионального становления  личности складывается динамическая система  отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условия и способам их выполнения, формам профессиональной подготовки, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры.

Таким образом, в структуру  профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления  личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

Основные структурные компоненты пригодности человека к работе следующие:

      1. Гражданские качества. В некоторых профессиях недостаточное выражение именно этих качеств делает этого человека профессионально непригодным.
      2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда.
      3. Дееспособность общая. Она складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива.
      4. Единственные, частные, специальные способности, то есть  качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности.

Навыки, опыт, выучка. Это тоже компонент  профпригодности: научишься, тогда и будешь годен.

В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток  описания и классификации профессий:

    1. по предмету труда, по профессиональным областям;
    2. по требованиям, предъявляемым к работнику;
    3. по степени самостоятельности в труде;

по напряженности труда.

При выборе профессии лучше ориентироваться  на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:

  • способ мышления;
  • тип личности;
  • предпочитаемый способ взаимодействия  с людьми.

Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:

- одним людям лучше даются  решения в ситуациях, где требуется  выбрать одно из нескольких  готовых решений;

  • другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
  • третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

Интересы людей разнообразны, и  по степени выраженности интересов  всех людей подразделяют на разные типы личности.

Каждый тип личности служит для  описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости. Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.

В зависимости от доминирующего  интереса выделяют следующие типы.

1. Реалистический тип – любит  заниматься конкретными вещами  и их использованием. Охотно выбирает  профессии водителя, ветеринара, фермера, милиционера, радиомонтажника, картографа.

  1. Исследовательский тип – сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу (эколог, футуролог, философ, химик, биолог).
  2. Социальный тип – активен, общителен, эмоционален, чувствителен (учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник).
  3. Конвенциональный тип – усидчивым, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).
  4. Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный (коммерсант, предприниматель, политик, страховой агент, менеджер).

6. Артистический тип – высокая  эмоциональная чувствительность, творческое  воображение, образное мышление, богатая фантазия (дизайнер, художник, музыкант, актер).

Процесс становления профессионально  ориентации можно подразделить на этапы, продолжительность которых варьирует  в зависимости от социальных условий  и индивидуальных способностей развития. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, не стать ли мне историком»), затем с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помочь больным людям, стану я врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»). Четвертый этап – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.

Информация о работе Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников