Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить гендерные различия при выборе профессии старшеклассниками.
В ходе предварительного изучения проблемы и обобщения данных предыдущих исследований была сформулирована следующая гипотеза:
мы предположили, что существуют гендерные различия в профессиональном определении юношей и девушек.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы.
Проблема профессионального самоопределения в психологии…………6
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………12
Гендерные различия в профессиональном самоопределении……………18
Гендерный подход при профессиональном самоопределении старшеклассников…………………………………………………………...23
Глава 2. Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников.
2.1. Характеристика выборки и методов её исследования…………………….27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования………..32
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая психология.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Для отбора на различные  типы профессий в соответствии с  классификацией типов профессий  Е. А Климова используем методику «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. Методику можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар  предлагаемых видов деятельности выбрать  только один вид и в соответствующей  клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий  по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный  образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует  предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Обработав полученные данные по методике «Карта интересов», помещаем их в таблицу 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Распределение профессиональных интересов испытуемых двух групп

№ п/п

Сферы деятельности

Юноши

Девушки

Кол-во

%

кол-во

%

1

Физика

2

10

0

0

2

Математика

1

5

1

5

3

Химия

1

5

0

0

4

Астрономия

0

0

0

0

5

Биология

1

5

0

0

6

Медицина

0

0

2

10

7

Сельское хозяйство

1

5

0

0

8

Лесное хозяйство

1

5

0

0

9

Филология

0

0

2

10

10

Журналистика

0

0

3

15

11

История

3

15

0

0

12

Искусство

0

0

3

15

13

Геология

0

0

0

0

14

География

0

0

0

0

15

Общественная деятельность

0

0

0

0

16

Право

3

15

1

5

17

Транспорт

0

0

0

0

18

Педагогика

1

5

5

25

19

Рабочие специальности

0

0

0

0

20

Сфера обслуживания

0

0

2

10

21

Строительство

0

0

1

5

22

Легкая промышленность

0

0

0

0

23

Техника

6

30

0

0

24

Электротехника

0

0

0

0


 

Как видно из приведенных данных, имеются различия в выборах профессиональных интересов у юношей и девушек.

 

 

Обработав полученные данные по методике «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова, помещаем их в

таблицу 2.

 

Таблица 2.

Соотношение выбора типов профессий испытуемыми двух групп

Типы профессий

Юноши (%)

Девушки (%)

Человек-природа

20

5

Человек-техника

50

5

Человек-человек

20

60

Человек-знаковая система

10

5

Человек-художественный образ

0

25


 

Полученные эмпирические данные показывают различия выбираемых типов профессий юношами и девушками.

Таким образом юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как «техника», а девушки на «человек- человек». Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления старшеклассников о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

Проанализировав данные, полученные с помощью методики «Карта интересов» выявили, что наиболее популярными профессиональными интересами среди испытуемых юношей стали: «техника» (его выбрали 30% испытуемых), «право» (15%),  «история»  (15%), «физика» (10%). Выбор популярных интересов среди девушек: «педагогика» (50%), «журналистика» (15%), «искусство» (15%), «медицина» (10%), «сфера обслуживания» (10%), «филология» (10%).

Полученные эмпирические данные по второй методике («Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова) распределились следующим образом (см. таблицу 2. )

Проводя сравнительный  анализ показателей выборки юношей и девушек по данной методике были обнаружены статистически достоверные различия по типам профессий «человек-техника» (50%- выбор юношей и 5% выбор девушек, «человек-человек» (20%-выбор юношей и 60%- выбор девушек), «человек- художественный образ» (0%- выбор юношей и 25%- выбор девушек), «человек- природа» (20%- выбор юношей и 5%- выбор девушек), «человек-знаковая» (10%- выбор юношей и 5%- выбор девушек).

Наиболее выраженные различия в склонностях юношей и  девушек отмечаются в сфере технических  интересов. Юноши имеют профессиональные предпочтения, связанные с техническими интересами. Эти результаты согласуются с многочисленными литературными данными, указывающими на то, что, начиная с детского возраста, мальчики проявляют больше интерес к точным предметам, активным играм, преобразующим видам деятельности, а в более старшем возрасте юноши отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой.

У девушек наиболее выражены профессиональные интересы к педагогике и журналистике, а так же к сфере обслуживания. Данные многочисленных исследований также показывают, что женщин всегда привлекали профессии, связанные с воспитанием и оказанием помощи другим людям. Такая направленность интересов женщин вытекает из их большей, по сравнению с мужчинами, эмпатийности, общительности, альтруистичности, т. е. традиционно феминных качеств. Интерес девушек к профессиям сферы обслуживания объясняется тем, что деятельность в этой сфере дает возможность удовлетворить более выраженную у женщин потребность в контактах с другими людьми. У девушек отмечается более высокий показатель склонностей к сфере искусства. Наличие таких склонностей у девушек также подтверждается данными исследований, свидетельствующими о выраженных ориентациях девушек на профессии этой сферы.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии ярко выраженных гендерных различий в учебно-познавательных и профессиональных интересах старшеклассников. Совершенно очевидно, что эти различия в интересах могут обусловливать и различия в профессиональных намерениях и планах юношей и девушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы рассмотрели  различные теории и подходы по изучению гендерных особенностей профориентации старшеклассников. Выявили, что профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Понятие гендер (gender) означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Все ученые, занимавшиеся и занимающиеся этой проблемой, отмечают, что преимущество гендерного подхода в целом состоит в том, что он позволяет учитывать интересы обоих социально-половых групп общества.

Гендерный подход к профессиональному  самоопределению личности должен осуществляться на основе формирования готовности к пониманию, принятию и выполнению различных социальных ролей с учетом многообразия проявлений гендерного поведения.

Рассматривая влияние школы  на самоопределение учащихся в будущей

профессии, можно отметить сохранение и поддержание в процессе обучения

устоявшихся в обществе гендерных стереотипов.

Мы пришли к заключению, что необходимо говорить о внедрении гендерного подхода в практику образования, который позволит расширить социальное пространство для всестороннего развития личности каждого учащегося, поэтому и к изучению особенностей профориентации старшеклассника необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство.

На основе анализа  литературных источников мы попытались наиболее полно отследить концепции о проектировании жизненного и профессионального самоопределения школьников на гендерной основе.

Мы считаем, что изучения в области гендерных особенностей профориентации школьников будут продолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этой темы очевидна и практически значима.

По результатам исследования гендерных особенностей в предпочтениях  старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности наибольшие различия были подтверждены в преобладании профессиональных интересов у юношей в области «техника», у девушек в области «педагогика». При выборе типа профессий были выявлены наибольшие гендерные различия у юношей при выборе профиля «человек-техника», у девушек: «человек-человек».

Таким образом, цель исследования достигнута – данные значения  подтверждают правильность нашего предположения, что профессиональные интересы различаются у девушек и юношей, поставленные задачи выполнены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко - эволюционном процессе: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Г.Асмолов. - М., издательство Московского университета, 1986.
  2. Волкова, Н.А.и др. Лучшие психологические тесты для прфориентации и профотбора.- Петрозаводск:Петроком,1992.
  3. Красило, Д.А. Эмпирические исследования особенностей реального самоопределения современной молодежи / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование. – 2003. - №2. С. 89-99.
  4. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. – 928с.
  5. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие – Мн.: ФУАинформ, 2003. – 138 с.
  6. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий [Текст] /  М.С.Егорова. - М.: Планета детей, 1997.
  7. Клёцина, И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.44-47.
  8. Введение в гендерные исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
  9. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
  10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996.
  11. Кобазова, Ю.В. Личностно-ориентированный подход в профессиональном обучении в общеобразовательной школе [Текст] / Ю.В. Кобазова // Материалы V научно-практической конференции, аспирантов и молодых ученых.- Нерюнгри: Издательство ЯГУ, 2004. - С. 193 – 195.
  12. Костикова, И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшая школа в России. - 2001. - №2. - С.68-75.
  13. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.87-94.
  14. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / в.А. Поляков // Педагогика. – 1999. - №5. – С. 33-37.
  15. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]: учебное пособие для старших классов средней школы  - М.: Просвещение, 1991
  16. Практическая психология образования [Текст] / И.В.Дубровина [и др.].– М., 1997. – 528 с.
  17. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1999 – 274 с.
  18. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности: 030301 – Психология [Текст] / сост. Е.Н. Власова, С.В.Небыкова. – Абакан, 2007. – 48 с.
  19. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф.Зеер. - Воронеж. Изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.
  20. Социально - психологический анализ гендерных ролей [Текст]: Практикум по гендерной психологии / И.С.Клецина [и др. ] - СПб.: Питер, 2003.
  21. http://www.genderstudies.info/educat/educat1.php
  22. http://lib.udsu.ru/a_ref/07_23_002.pdf
  23. http://www.kursx.ru/psy68.html
  24. http://www.mpsinst.ru/student/file/download/150
  25. http://v4.udsu.ru/files/1175746061.pdf

 

 

 




Информация о работе Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников