Исследование конфликта в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

История человеческой цивилизации не знает периодов абсолютно бесконфликтного существования. На разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которого является регулирование конфликтогенных тенденций в обществе, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализации использования потенциала конфликтов в целях общественного развития. В обществах, отличающихся эффективным механизмом социального управления, а значит, относительно высоким уровнем устойчивости и социальной солидарности, конфликты находят разрешение на микро и мезоуровне.

Файлы: 1 файл

исследование конфликта в молодежной среде.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Этика развития, проистекающая  из возрастающего разрыва между богатыми и бедными странами и людьми, должна способствовать сокращению этого разрыва до оправданных пределов за счет осознания того непреложного факта, что рано или поздно растущее социальное напряжение между людьми внутри отдельных, в том числе богатых, стран, а также между богатыми и бедными странами приведет к социальным революциям, вооруженным конфликтам и войнам, в огне которых сгорит все и вся.

Этика богатства как  противопоставление финансовым спекуляциям, в результате которых за счет разорения сотен тысяч фирм, целых стран и регионов, несчастий и слез миллиардов людей отдельные группы людей наживают в одночасье миллиарды долларов, не произведя ни единицы продукции, должна сделать недопустимым и невозможным паразитический образ жизни.

Этика образов, выделяемая из-за ставшей чрезмерной власти СМИ, должна поставить преграды на пути пропаганды жестокости и насилия, порнографии  и низкопробной культуры.

Этика солидарности, продиктованная тем фактом, что размерность проблем, перед которыми оказалось человечество, требует кооперации усилий всех стран и миллиардов людей, должна содействовать тому, чтобы воспитать в людях терпимость, заменить формировавшуюся тысячелетиями культуру войны культурой мира.

Чтобы предупредить мировую  катастрофу, все эти идеи, и вывод о реальности мировой катастрофы, должны быть осознаны.

Одна из основных причин в том, что когда задумываешься  о том, насколько реально воплощение этих идей в жизнь, то неизбежно приходишь  к мысли об их утопичности. И в  то же время ясно, что у них нет альтернативы. Необходимо понять происходящее и выбрать те пути, которые должны выбрать, а не те, которыми (более легкими и знакомыми) нам хотелось бы идти. Ясно и то, что осознание всех названных проблем, а тем более их решение - дело чрезвычайно сложное, что это глобальная и потому долговременная задача, обращенная прежде всего к нынешним детям и нынешней молодежи, к будущим поколениям. Что это задача требует титанических усилий всех, кто занят просвещением, обучением, воспитанием, научными исследованиями.

Сегодня не только социально-экономические  условия и вся атмосфера жизни, но также телевидение буквально  толкают молодых людей на путь жестокости и насилия. Если бы ничего больше не делать, а только упорядочить  телепрограммы некоторых телеканалов, предельно ограничив демонстрацию телеужасов, насилия и жестокости, извергающихся в юные души и умы с телеэкранов, то уже это было бы большим делом.

В программы школ и  вузов надо включить хотя бы небольшие  курсы по глобалистике. Сегодня все, кто действует в сфере социального управления и политики, принимает решения, должны знать о тех вызовах и угрозах, перед которыми стоит человечество и наша страна; как говорится, порами чувствовать единство и неделимость мира, взаимосвязь и взаимозависимость регионов, государств, народов и наций. Невежество и этой области - одна из угроз, без устранения которой глобальных проблем не решить.

Сегодня все, кто принимает  политические и социально-управленческие решения, должны иметь хотя бы минимум  знаний по конфликтологии. Знать, в частности, что конфликт - не патология общественной жизни, а способ существования социума. Что мечтать о бесконфликтном развитии - вредная утопия. Что конфликт имеет и созидательное начало. Что дело, в конце концов, не столько в конфликте, сколько в культуре, цивилизованности его разрешения и т.п. Можно говорить о понижении или повышении уровня конфликтности. Здесь есть как объективные, так и субъективные стороны. В России, например, многие конфликты спровоцированы властью. В этом смысле они противоестественны, искусственны.

Но и объективно мир  становится все более конфликтным. Надо учиться жить в условиях повышенной и растущей конфликтности государств, народов, наций, социальных групп, организаций  и индивидов. Если не говорить о политике, то способ разрешения этой проблемы тут может быть только один - образование, т.е. обучение и воспитание. Люди должны знать, что такое конфликт и как его преодолевать, а также иметь для этого необходимые качества ума, мышления, характера: умеренность, сдержанность, осторожность, терпимость и т.д.

Надо развернуть также  работу по распространению среди  молодежи идей демократии и воспитанию ее в духе демократии.

То, что наблюдается  в России - это не демократия, если говорить о демократии как результате и состоянии. Люди, которые якобы олицетворяют и творят российскую демократию, вовсе не демократы. И это нанесло огромный урон идее демократии в глазах народа, в том числе молодых людей. Но это не меняет положения вещей. В частности, того, что демократия отвечает природе человека. Того, что (как доказано историей, в том числе современной) демократия является политическим строем, дающим наибольшие шансы достичь мира и справедливости. Того, что демократия — это не столько результат, сколько процесс демократизации, растянутый во времени и (если говорить о России) весьма надолго. Всегда существует разрыв между тем, что должно и могло быть, и тем, что достигнуто. И так далее. Иначе говоря, у нас нет решающих причин, по которым Россия должна отказаться от идей демократии и демократизации.

Надо учесть, что молодым  досталось недемократическое наследство. Что ни в одной стране мира, и  ни в какую эпоху демократизация не предшествовала экономической реформе. Демократия строится на экономике. Не может быть удовлетворительной, развитой и современной демократии в голодной стране. Голод и нищета - это повод к воровству, грабежам и убийству. Тут нужна уже не демократия, а «сильная рука», т.е. авторитаризм. И уж затем реформирование экономики. Реформы должны идти не синхронно, а асинхронно: сначала - сдвиги в сознании, затем - перемены в экономике, и потом - перестройка и развитие политических институтов, в т.ч. демократизация. Так должно было быть с самого начала и происходить на протяжении всех реформ. В реальности это крайне сложный и трудно регулируемый процесс, но только при этом условии он мог быть эффективным.

С молодежью об этом надо говорить. Она должна иметь возможность  получить хотя бы вербальное знание о  природе и сущности демократии. Ее надо воспитывать в духе демократии и т.д.

 

2.2 Проблема социального неравенства в молодежной среде

Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой  молодежи появилась не сейчас.

Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного  очертания, которое имеет место  на стыке тысячелетий.

Каждая из этих групп (назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.

В условиях социально-экономического кризиса современной России в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.

Процесс ускоренного  социального расслоения охватывает российское общество неравномерно.

Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.

По такой же схеме  происходит усиление различий жизненных  позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы.

Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления отличают «бедную» и «богатую» молодежь.

Объективные данные по социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее, чем в отношении взрослого  населения: кроме обычных трудностей, связанных с неясностью социальной статистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подработок, здесь возникает проблема самостоятельности молодого человека.

Становится проблемой, что брать за основу расчетов - собственные  доходы или доходы родительской семьи, с которой у молодых людей  сохраняются длительные связи материального характера даже при раздельном проживании.

Столь же неопределенна  в молодежной среде фиксация данного  показателя по субъективным оценкам  само отнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.

Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному  проявляются в столице, областном  центре, малом городе и на селе, в  разных регионах России.

Подрастающее поколение, студенчество (как наиболее яркая  его часть) уже четко сформировало свое мнение в области основных принципов  организации хозяйственной жизни.

Студенческие экзамены открывают путь в университет  или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых людей знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.

Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату.

Это же правило распространяется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. Сейчас осталось совсем мало студентов, способных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.

Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.

Круг предлагаемых работ  не так уж и велик. Но оказавшись в положении самостоятельного и  независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у  молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.

«Бедная» молодежь через  какое-то время может заработать себе на жизнь.

Естественно, это не такие  уж и большие суммы, но минимумом  можно себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже - одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.

Отсутствие связи между  уровнем образования и размером доходов молодежи уже давно и  четко усвоилось.

Высшее образование  дает более широкий выбор видов  деятельности, развивает способность  приспосабливаться к жизни.

Однако тут же возникает  проблема невостребованности достаточно высокого трудового потенциала современного молодого поколения.

Каждый третий безработный - молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей.

Если в экономически более развитых обществах проблема труда наиболее остро встает для  низкоквалифицированных рабочих, то в  России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.

Как неизбежное следствие  этих процессов, происходит духовная и  профессионально-квалификационная деградация части молодежи как субъекта труда, выраженная в депрофессионализации, а также изменение, извращение отчужденной функции в формах девиации. Ее ярким примером служит криминальный бизнес.

Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными  возможностями социальной мобильности.

Как известно, снижение статуса  в одной из сфер часто провоцирует  нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.

Молодые люди, которым  «повезло», образуют пусть небольшую, но по- настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских».

Основной же части  молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных предприятиях, и не сумев занять высокое положение, большинство из них вынуждено пойти по пути криминальной деятельности.

Образование должно быть всеобщим и бесплатным - так считает каждый второй молодой студент.

Сегодня образование  стало фактором укрепления социального  неравенства.

Дети «власть имущих»  и богатых имеют возможность  попасть в узкую группу, которая  в будущем получит доступ к  рычагам власти в экономике и  политике.

И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально- экономической нестабильности.

Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей России, от умения так сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед другом.

Выводы и  предложения

 

Таким образом, можно  сказать, что современная молодежь находится в тяжелом положении.

Основные причины связаны  с проблемами «жизненного старта» - с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д. Очень мала стипендия студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек в возрасте 14-29 лет) - наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим образованием, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%.

Информация о работе Исследование конфликта в молодежной среде