Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:01, реферат
История человеческой цивилизации не знает периодов абсолютно бесконфликтного существования. На разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которого является регулирование конфликтогенных тенденций в обществе, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализации использования потенциала конфликтов в целях общественного развития. В обществах, отличающихся эффективным механизмом социального управления, а значит, относительно высоким уровнем устойчивости и социальной солидарности, конфликты находят разрешение на микро и мезоуровне.
Этика развития, проистекающая из возрастающего разрыва между богатыми и бедными странами и людьми, должна способствовать сокращению этого разрыва до оправданных пределов за счет осознания того непреложного факта, что рано или поздно растущее социальное напряжение между людьми внутри отдельных, в том числе богатых, стран, а также между богатыми и бедными странами приведет к социальным революциям, вооруженным конфликтам и войнам, в огне которых сгорит все и вся.
Этика богатства как противопоставление финансовым спекуляциям, в результате которых за счет разорения сотен тысяч фирм, целых стран и регионов, несчастий и слез миллиардов людей отдельные группы людей наживают в одночасье миллиарды долларов, не произведя ни единицы продукции, должна сделать недопустимым и невозможным паразитический образ жизни.
Этика образов, выделяемая из-за ставшей чрезмерной власти СМИ, должна поставить преграды на пути пропаганды жестокости и насилия, порнографии и низкопробной культуры.
Этика солидарности, продиктованная тем фактом, что размерность проблем, перед которыми оказалось человечество, требует кооперации усилий всех стран и миллиардов людей, должна содействовать тому, чтобы воспитать в людях терпимость, заменить формировавшуюся тысячелетиями культуру войны культурой мира.
Чтобы предупредить мировую катастрофу, все эти идеи, и вывод о реальности мировой катастрофы, должны быть осознаны.
Одна из основных причин в том, что когда задумываешься о том, насколько реально воплощение этих идей в жизнь, то неизбежно приходишь к мысли об их утопичности. И в то же время ясно, что у них нет альтернативы. Необходимо понять происходящее и выбрать те пути, которые должны выбрать, а не те, которыми (более легкими и знакомыми) нам хотелось бы идти. Ясно и то, что осознание всех названных проблем, а тем более их решение - дело чрезвычайно сложное, что это глобальная и потому долговременная задача, обращенная прежде всего к нынешним детям и нынешней молодежи, к будущим поколениям. Что это задача требует титанических усилий всех, кто занят просвещением, обучением, воспитанием, научными исследованиями.
Сегодня не только социально-экономические
условия и вся атмосфера жизни,
но также телевидение буквально
толкают молодых людей на путь
жестокости и насилия. Если бы ничего
больше не делать, а только упорядочить
телепрограммы некоторых
В программы школ и вузов надо включить хотя бы небольшие курсы по глобалистике. Сегодня все, кто действует в сфере социального управления и политики, принимает решения, должны знать о тех вызовах и угрозах, перед которыми стоит человечество и наша страна; как говорится, порами чувствовать единство и неделимость мира, взаимосвязь и взаимозависимость регионов, государств, народов и наций. Невежество и этой области - одна из угроз, без устранения которой глобальных проблем не решить.
Сегодня все, кто принимает политические и социально-управленческие решения, должны иметь хотя бы минимум знаний по конфликтологии. Знать, в частности, что конфликт - не патология общественной жизни, а способ существования социума. Что мечтать о бесконфликтном развитии - вредная утопия. Что конфликт имеет и созидательное начало. Что дело, в конце концов, не столько в конфликте, сколько в культуре, цивилизованности его разрешения и т.п. Можно говорить о понижении или повышении уровня конфликтности. Здесь есть как объективные, так и субъективные стороны. В России, например, многие конфликты спровоцированы властью. В этом смысле они противоестественны, искусственны.
Но и объективно мир становится все более конфликтным. Надо учиться жить в условиях повышенной и растущей конфликтности государств, народов, наций, социальных групп, организаций и индивидов. Если не говорить о политике, то способ разрешения этой проблемы тут может быть только один - образование, т.е. обучение и воспитание. Люди должны знать, что такое конфликт и как его преодолевать, а также иметь для этого необходимые качества ума, мышления, характера: умеренность, сдержанность, осторожность, терпимость и т.д.
Надо развернуть также работу по распространению среди молодежи идей демократии и воспитанию ее в духе демократии.
То, что наблюдается в России - это не демократия, если говорить о демократии как результате и состоянии. Люди, которые якобы олицетворяют и творят российскую демократию, вовсе не демократы. И это нанесло огромный урон идее демократии в глазах народа, в том числе молодых людей. Но это не меняет положения вещей. В частности, того, что демократия отвечает природе человека. Того, что (как доказано историей, в том числе современной) демократия является политическим строем, дающим наибольшие шансы достичь мира и справедливости. Того, что демократия — это не столько результат, сколько процесс демократизации, растянутый во времени и (если говорить о России) весьма надолго. Всегда существует разрыв между тем, что должно и могло быть, и тем, что достигнуто. И так далее. Иначе говоря, у нас нет решающих причин, по которым Россия должна отказаться от идей демократии и демократизации.
Надо учесть, что молодым
досталось недемократическое
С молодежью об этом надо говорить. Она должна иметь возможность получить хотя бы вербальное знание о природе и сущности демократии. Ее надо воспитывать в духе демократии и т.д.
2.2 Проблема социального неравенства в молодежной среде
Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой молодежи появилась не сейчас.
Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного очертания, которое имеет место на стыке тысячелетий.
Каждая из этих групп (назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.
В условиях социально-экономического кризиса современной России в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.
Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно.
Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.
По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.
Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы.
Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления отличают «бедную» и «богатую» молодежь.
Объективные данные по социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее, чем в отношении взрослого населения: кроме обычных трудностей, связанных с неясностью социальной статистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подработок, здесь возникает проблема самостоятельности молодого человека.
Становится проблемой, что брать за основу расчетов - собственные доходы или доходы родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются длительные связи материального характера даже при раздельном проживании.
Столь же неопределенна в молодежной среде фиксация данного показателя по субъективным оценкам само отнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.
Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.
Подрастающее поколение,
студенчество (как наиболее яркая
его часть) уже четко сформировало
свое мнение в области основных принципов
организации хозяйственной
Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых людей знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.
Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату.
Это же правило распространяется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. Сейчас осталось совсем мало студентов, способных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.
Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.
Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказавшись в положении самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.
«Бедная» молодежь через какое-то время может заработать себе на жизнь.
Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже - одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.
Отсутствие связи между уровнем образования и размером доходов молодежи уже давно и четко усвоилось.
Высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни.
Однако тут же возникает проблема невостребованности достаточно высокого трудового потенциала современного молодого поколения.
Каждый третий безработный - молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей.
Если в экономически более развитых обществах проблема труда наиболее остро встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.
Как неизбежное следствие
этих процессов, происходит духовная и
профессионально-
Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности.
Как известно, снижение статуса в одной из сфер часто провоцирует нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.
Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть небольшую, но по- настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских».
Основной же части молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных предприятиях, и не сумев занять высокое положение, большинство из них вынуждено пойти по пути криминальной деятельности.
Образование должно быть всеобщим и бесплатным - так считает каждый второй молодой студент.
Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства.
Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.
И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально- экономической нестабильности.
Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей России, от умения так сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед другом.
Выводы и предложения
Таким образом, можно сказать, что современная молодежь находится в тяжелом положении.
Основные причины связаны с проблемами «жизненного старта» - с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д. Очень мала стипендия студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек в возрасте 14-29 лет) - наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим образованием, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%.
Информация о работе Исследование конфликта в молодежной среде