Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:26, контрольная работа
Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» - преодолевать (реже - бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно.
Введение…………………………………………………………………………….3
Общее представление о совладающем поведении…………………………...4
Основные стратегии совладающего поведения в юношеском возрасте……5
Исследование особенностей совладающего поведения подростков……….8
Заключение…………………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………………13
Исследование особенностей совладающего поведения в юношеском возрасте (18-22 года)
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» - преодолевать (реже - бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно.
Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации.
В рамках проблемы совладающего поведения большой теоретический и практический интерес представляет собой поиск ответов на вопросы: какими способами человек справляется с повседневными трудностями, в том числе стрессовыми событиями в своей жизни и как он их разрешает. Специалисты указывают на то, что готовность индивида решать жизненные проблемы предполагает сформированное умение использовать определенные средства. Особенности этого умения связаны с такими личностными феноменами, как Я-концепция, локус контроля, рефлексия, эмпатия и другие.
Совладание представляет собой динамические
когнитивные
Личностные характеристики влияют на выбор и применение стратегии преодоления неблагоприятной ситуации, а также на результат этого преодоления. По выбранной стратегии можно судить не только об успешности или неуспешности совладания с ситуацией, но и о личностной успешности в целом.
Лазарус Р. и Фолкман С. выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения:
1) минимизация негативных
2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;
3) поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах;
4) поддержание эмоционального
5) установление и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.
Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо просто терпеть их присутствие.
В процессе «совладания с жизненными трудностями» можно выделить три стадии.
Первая стадия - предупреждающая. Деятельность на этом этапе совладания с негативными жизненными событиями помогает человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений (например, когнитивное усилие для иной интерпретации ситуации).
Вторая стадия - непосредственно совладание с проблемой. Здесь осуществляются когнитивные и поведенческие усилия для решения конкретных задач.
На третьей, последней стадии человек имеет дело с последствиями критического события.
Цель данного этапа - ограничить
размеры ущерба, быстрее вернуться
в прежнее нормальное
Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, совладающее поведение - проявление активности, принадлежащей субъекту, или разновидность поведения субъекта.
Совладающее поведение позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий, адекватных личностным особенностям и ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией - изменение (когда она поддается контролю) или приспособление (в случае, когда ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия.
Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и юношеский возраст. Отметим, что стратегии совладания юношей, как и взрослых, проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной сферах функционирования личности. Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей. Юноши чаще используют эмоциональные способы борьбы со стрессом, так как заострение эмоциональных свойств личности - их характерная особенность. «Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя, гнева или аффекта в целом – для них самое обычное дело.
Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого.
Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки). Также наиболее распространенным способом ухода от трудностей является общение с друзьями, сверстниками. Юноши активно осуществляют переключение на поиск поддержки (быть выслушанным, получить понимание). Скорее всего, это связано с ростом полового влечения, характерного для юношеского возраста, в основе которого лежит потребность в физическом контакте, нежности, ласке.
Используя биографически-описательный подход Томе Х. разработал систему категорий с помощью которых описал формы реакции молодых людей на конфликты и трудности. Среди них ведущими факторами, наиболее часто проявляющимися оказались «достижение», «противодействие, оппозиция», «приспособление к требованиям ситуации и потребность окружения», а также поиск и поддержка социальных контактов. В качестве редких реакций в юношеском возрасте определены «обвинения», направленные на себя или окружающих, «податливость», «психосоматические реакции» и «внутреннее дистанциирование. У юношей преобладающей реакцией на негативные ситуации является реакция протеста, символический уход из экстремальных ситуаций или попытки сделать конструктивный вывод из прошлых неудач.
Еще одной специфической формой поведения в ситуациях психологической угрозы является ритуализм. Он может выступать симптомом нарушения психического благополучия или в форме сознательно конструируемых поведенческих стратегий. Так как еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом. В его наборе стресспреодолевающих стратегий присутствуют все предлагаемые окружающей действительностью пути преодоления стресса, еще не отдает явного предпочтения ни одному из них. Вместе с тем, отмечается, что приоритетную тенденцию развития получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Следовательно, очевидна необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные ресурсы, способствующей социально адаптивному развитию. При изучении юношеских стратегий преодоления, авторы чаще фиксируют преобладание эмоционально ориентированных форм преодоления. К старшему юношескому возрасту человек научается использовать такие конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением, которые используют взрослые люди. Например, взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в кино) или творчески самовыражаются (пишут стихи, поют, рисуют). Постепенно они все больше прибегают к обдумыванию и осмысливанию затруднительных ситуаций. Межличностное общение со сверстниками, которое порой находится на уровне глубоко интимных отношений, стимулирует обсуждение и всестороннюю рефлексию самых разнообразных трудностей.
Существенное влияние на выбор субъектом способов совладания оказывают социокультурные переменные. К ним относят социальное взаимодействие и межличностные отношения - детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного и неуспешного совладания.
Негативное воздействие со стороны родителей заключается в недостаточном удовлетворении базовых потребностей, вызывающее болезненное состояние напряжения или психическую депривацию. На структуру психологических защит и совладаний влияют такие факторы как сверхзабота, пресекающая потребность в свободе и автономии; жестокость и авторитарность родителей; эмоциональное отвержение; барьеры общения.
Юноши также используют стратегии проблемно-ориентированного копинга, размышляют над ситуацией и вырабатывают стратегии ее преодоления, но никогда не приступают к реальным действиям, т.е. знают, что нужно что-то делать, но не знают, как.
Обобщенный алгоритм направленного обучения человека навыкам копинга включает следующие компоненты: нахождение способа снижения негативных эмоций, чтобы появилась возможность мыслить рационально; развитие навыка классификации различных стрессоров; обдумывание альтернативных действий при воздействии разных стрессоров и оценка кратко- и долговременных последствий этих действий; прояснение и рефлексия целей и намерений совладания; планирование и рефлексия выбранного курса действий, инициирование, контроль, завершение и их оценка.
Резюмируя анализ основных стратегий
совладающего поведения юношей можно отметить,
что развитие способности к поиску и реализации
оптимальных решений в кризисных ситуациях
происходит по мере взросления
Для исследования особенностей совладающего поведения с целью выявлении особенностей совладающего поведения можно использовать тест «Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)»
Методика исследования базисных копинг-стратегий - «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегий, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.
Бланк методики содержит инструкцию и текст опросника. Перед проведением теста следует задать вопрос, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, можно определить, какие из предложенных вариантов обычно используются. Все ответы останутся неизвестными посторонним. Следует попытаться вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми Вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили Вас изрядно беспокоиться, и описать эту проблему в нескольких словах. Читая нижеприведенные утверждения, выбрать один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого: да; скорее да, чем нет; нет.
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом
2. Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему
3. Осуществляю поиск всех
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу
13. Больше времени, чем обычно, провожу один
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение приводит к ее разрешению
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы
17. Обдумываю про себя план действий
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации
21. Избегаю общения с людьми
22. Переключаюсь на хобби или зани
23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей