Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:04, научная работа
Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе. В настоящее время довольно заметно ухудшение памяти учащихся. Некоторые учащиеся с трудом могут воспроизводить прочитанный материал. Условия развития современного общества требуют запоминания большого объема информации.
Введение……………………………………………………………………………………4
I. Основная часть…………………………………………………………………..…….5-7
1. Механизмы памяти……………………………………………………………….…......5
2. Виды и формы памяти……………………………………………………………….…6
3. Методы изучения памяти……………………………………………………………....7
II. Методики исследования ………………………………………………………………8
III. Результаты исследования…………………………………………………………….8
IV. Способы улучшения памяти…………………………………………………………9
V. Заключение…………………………………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………………...11
Приложения…………………………………………………………………………..12-18
XXI - Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
Секция: биология
Название работы: «Исследование памяти учащихся МОУ «СОШ №6 с. Солдато-Александровского» и способы ее улучшения»
Автор работы: Иваненко
Анастасия Андреевна
Место выполнения работы:
Ставропольский край
Советский район
с. Солдато-Александровского
МОУ СОШ №6, 11 класс
Научный руководитель:
Колесникова Светлана Ивановна
учитель биологии и химии.
Ставрополь, 2010
Цель работы
Исследовать память учащихся 9-11 классов МОУ «СОШ №6 с. Солдато-Александровского» и рекомендовать способы ее улучшения.
Задачи
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Основная часть…………………………………………………………………
1. Механизмы памяти………………………………………………………………
2. Виды и формы памяти………………………………………………………………
3. Методы изучения памяти…………………………………………………………….
II. Методики исследования ………………………………………………………………8
III. Результаты исследования………………………………………………
IV. Способы улучшения памяти…………………………………………………………9
V. Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе. В настоящее время довольно заметно ухудшение памяти учащихся. Некоторые учащиеся с трудом могут воспроизводить прочитанный материал. Условия развития современного общества требуют запоминания большого объема информации. Поэтому меня заинтересовала проблема исследования памяти старшеклассников нашей школы и возможных способов ее улучшения.
Память - это способность человека к сохранению, накоплению и воспроизведению информации, опыта. Память – удивительное свойство человеческого разума. Наши переживания, впечатления, движения, знания не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Происхождение памяти древние греки связывали с именем одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией - Прометея. Этот самоотверженный юноша одарил человечество не только огнем. Вот такие слова вкладывает в его уста великий древнегреческий поэт Эсхил:
Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел
И буквы научил соединять
Им память дал, мать муз – всего причину.
Именно память позволяет действовать в окружающем мире, осознавать свое собственное «Я», любить, учиться… Она служит своеобразным мостиком между нашим прошлым и нашим будущим. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее - безвозвратно исчезало бы в прошлом». Человеческая память закодирована в миллиардах нервных клеток, образующих мозг, и в триллионах связей между ними. Память каждого человека уникальна, именно она определяет его индивидуальность. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и развивается.
В истории человечества есть много примеров феноменальной памяти. Известно, что Александр Македонский помнил в лицо и по имени каждого из 30 тысяч своих солдат. Английский философ Френсис Бекон мог почесть наизусть многие из своих трудов. Лорд Байрон помнил все свои стихи. Американский ботаник Аса Грей мог по памяти назвать более 25 тысяч различных видов растений. Феноменальная память ученика Конфуция сохранила для человечества знания одной из древнейших научных школ. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Даниил Гранин вывел даже своеобразную формулу: «Память – это не талант, но талант, обладаю памятью, усиливать во много раз».
Механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.
- Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций).
-
Биохимики – с изменением
- Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Механизмы памяти связаны с процессами, протекающими в коре больших полушарий конечного мозга человека. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
1. Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.
2. Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.
3. Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:
· Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.
· Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.
· Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал.
4. Забывание
- процесс противоположный
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации
видов человеческой памяти: классификация
по участию воли в процессе запоминания;
классификация по психической активности,
которая преобладает в
1.По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная
память означает запоминание
и воспроизведение
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.
2. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную и словесно-логическую. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
1) Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все точные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2) Эмоциональная
память – память на
3) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других.
4) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Запоминать образы помогают разные анализаторы.
· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.
· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.
3. По продолжительности сохранения информации:
1) Кратковременная память - хранение информации в течение короткого промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
2) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
Методы изучения памяти
Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. При экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная). Методы также можно разделить на исследования памяти конкретного человека и исследования общих закономерностей памяти.
Методики исследования
В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Для определения факторов, стимулирующих память в процессе познавательной деятельности учащихся, применяют методы сбережения, воспроизведения элементов и некоторые другие. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных:
1) вариации материала и способов его предъявления испытуемому;
2) вариации способа запоминания материала;
3) вариации интервала
между запоминанием и
4) вариации способа
воспроизведения
Различия методов исследования и заключаются в модификации этих переменных. Мы не использовали четвертую переменную.
Результаты исследования
Проведенное тестирование 98 учащихся 9-11 классов МОУ «СОШ №6 с. Солдато-Александровского» показало, что у большинства учащихся (48%) хорошая зрительная память, у 20% - очень хорошая, у 17% - средняя и у 15% крайне слабая (приложение 1). Средняя слуховая память преобладает у 54% учащихся, у 27% - хорошая, крайне слабая - у 17% и всего у 2% - очень хорошая (приложение 2). Опыт «Прием информации» показал, что всего у 13% испытуемых прием эффективен, у 34% - посредственный и у 53% - затруднен (приложение 3). Тест «Непроизвольная память» помог сделать вывод, что у 38% учащихся хорошая средняя норма непроизвольной памяти (НП), у 33% - посредственная норма, у 20% - высокий уровень НП, у 8% - низкий уровень и у 1% - обнаружен дефект памяти (приложение 4). Хороший объем кратковременной памяти выявлен у 55% испытуемых, у 30% - ниже среднего, у 13% объем отличный, у 1% - низкий и у 1% - феноменальная память (приложение 5). Исследование долговременной памяти показало, что у 46% старшеклассников память крайне слабая, у 27% - хорошая, у 19% - средняя и у 8% - очень хорошая память (приложение 6). Тест на определение преобладания логической или механической памяти привел к следующим выводам: у 47% старшеклассников преобладает логическая память, у 38% - механическая и у 14% они равноценны (приложение 7). Учащимся был задан вопрос, что они предпочитают делать в свободное от учебы время? 54% опрошенных ответили, что любят смотреть телевизор, 30% - играть в компьютерные игры и 14% - читать (приложение 8). Когда мы сравнили результаты тестирования памяти школьников с тем, что учащиеся предпочитают делать в свободное время, то обнаружили, что у большинства учащихся, которые в свободное время смотрят телевизор в среднем по 3-4 часа в день, преобладают слуховая, зрительная и кратковременная память. При этом учащиеся обладают низким уровнем приема информации и крайне слабой долговременной памятью.