Исследование памяти старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:04, научная работа

Описание работы

Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе. В настоящее время довольно заметно ухудшение памяти учащихся. Некоторые учащиеся с трудом могут воспроизводить прочитанный материал. Условия развития современного общества требуют запоминания большого объема информации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………4
I. Основная часть…………………………………………………………………..…….5-7
1. Механизмы памяти……………………………………………………………….…......5
2. Виды и формы памяти……………………………………………………………….…6
3. Методы изучения памяти……………………………………………………………....7
II. Методики исследования ………………………………………………………………8
III. Результаты исследования…………………………………………………………….8
IV. Способы улучшения памяти…………………………………………………………9
V. Заключение…………………………………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………………...11
Приложения…………………………………………………………………………..12-18

Файлы: 1 файл

Иваненко.doc.docx

— 115.55 Кб (Скачать файл)

 

Способы улучшения памяти

В подавляющем большинстве  случаев сохранить память и даже улучшить ее несложно. Существует множество  методик, среди которых можно  выбрать ту, которая подойдет вам  больше всего: рисование карт памяти, решение кроссвордов или заучивание стихов. Стимулируют развитие памяти физическая активность и путешествия (не обязательно далекие). В любом случае здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и физическая активность является самым естественным способом сохранения памяти на долгие годы.

Снижение памяти можно  предотвратить. Однако лучше всего  — не допускать возникновения  проблем с памятью. К счастью  — сохранить память вполне по силам каждому человеку.

Методики эффективного запоминания

Когда информация трудна для  запоминания, сложно организована, когда  вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете  запоминать любую необходимую вам  информацию самым эффективным для  вас способом. Что же лежит в  основе любого эффективного запоминания?

  1. Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.
  2. Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.
  3. Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.
  4. Яркие впечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
  5. Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать в себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его, вовремя включать.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены определение памяти, основные виды и механизмы памяти и способы ее изучения. Также было проведено исследование памяти старшеклассников МОУ «СОШ № 6 с. Солдато-Александровского». Исследования показали, что у большинства учащихся, которые в свободное время смотрят телевизор в среднем по 3-4 часа в день, преобладают слуховая, зрительная и кратковременная память. При этом учащиеся обладают  низким уровнем приема информации и крайне слабой долговременной памятью. Память можно улучшить.  Для этого существует множество методик.  Мы рекомендуем следующие методики: нужно желать запомнить информацию (установка на запоминание); нужно осознать значимость информации; нужно установить связи между новыми и старыми, уже хранящимися в блоках памяти, единицами информации; нужно сделать информацию яркой, впечатляющей или связать ее с яркими впечатляющими событиями; нужно быть предельно внимательными уметь концентрироваться, сосредотачиваться; память нужно тренировать, заучивая стихи, песни; нужно больше читать книги, чтобы развивать долговременную память и повысить эффективность приема информации. В текущем процессе обучения необходимо придумывать рифмованные памятки для запоминания сложного материала.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. «Биология» Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября»,         

№ 40, 2001 г.

  1. «Биология» Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября»,

№9, 2002 г.

  1. Научно методический журнал «Химия в школе» № 2 2002 г. 
  2. Научно методический журнал «Химия в школе» № 6 2009г.
  3. Интернет – сайт: www.elitarium.ru
  4. Интернет – сайт: http://azps.ru/articles/tezis/20memo_methods.html
  5. Интернет – сайт: www.galactic.org.ua/Prostranstv/nf2.htm
  6. Интернет – сайт: works.tarefer.ru/70/100050/index.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Зрительная память. Прочитайте список слов один раз про себя: каустик,  индикатор, железо, денатурация, вода, возгонка, гидролиз, гипс, пробирка, газ.

   Через 10 сек. запишите  слова, которые вы запомнили.  Сверьте записанные                                       вами слова со списком, подсчитайте  число совпадений.

 

 

Приложение 2

Слуховая память. Экспериментатор читает следующий ряд слов: кислота, галоген, нефть, крекинг, керосин, спиртовка, белок, гибридизация, осмий, известь.

Через 10 сек. запишите слова, которые вы запомнили. Сверьте записанные вами слова со списком, подсчитайте  число совпадений.

 

 

Приложение 3

Опыт «прием информации»

Ход опыта. Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые (вся группа) должны эти слова  классифицировать  и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяются 5 колонок в таблице: химические элементы,  человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Зачитываются 32 слова (повторять их нельзя): натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло,  восторг, черемуха,  ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, аргон, воробей,  железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий.

Оценка результатов.

Испытуемые считают количество слов, которые успел записать. Если количество записанных слов ровно 32, прием  информации эффективен,      31-29  -  прием посредственный, ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за среднем темпом подачи информации.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Тест «непроизвольная  память».

Для исследования непроизвольной память можно использовать опыт «Приём информации». Для этого после  проведения опыта «Приём информации»  отвлеките внимание обследуемых  обсуждением какой-либо проблемы минут  на 5-10, предварительно попросив закрыть  тетради, где они выполняли опыт. Затем неожиданно для испытуемых попросите вспомнить и записать в любом порядке те слова, которые  они классифицировали. На воспоминание отводится 5-7 минут, затем подсчитывается количество запомненных слов (П), проверяется  их правильность, определяется число  сфантазированных слов (М) и вычисляется  показатель непроизвольной памяти :

НП = (П - М):32×100%.

Оценка результатов

  • НП = 70% -  очень высокий уровень непроизвольной памяти;
  • НП =51%-69% -  высокий, выше среднего уровень развития НП;
  • НП = 41%-50% - хорошая средняя норма НП  для взрослого человека;
  • НП = 31%-40% - посредственная форма для взрослого человека;
  • НП = 15%-30%  - низкий уровень НП, ниже среднего;
  • НП = 10% и ниже – дефект памяти.

 

Приложение 5

Выявление объема кратковременной памяти

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Ход работы: В течение 1 минуты прочтите предложенный текст затем отложите и закройте. В течение 5 минут запишите слова в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить. Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое  слово начислите 1 балл.

Оценка полученных результатов

По сумме баллов определите, к какой категории относится  объем вашей памяти.

Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие фильм, аромат, горы, океан, недвижимость, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

 

Число баллов

Характеристика памяти

6 и меньше

Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировки памяти. При необходимости  посоветоваться с врачом или психологом

7-12

Объем памяти ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания  может быть неумение сосредоточиться

13-17

Объем памяти хороший

18-21

Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете  достаточной волей

22 и более

Ваша память феноменальна


 

 

Приложение 6

Долговременная  память

Запишите слова, которые  вы записывали в тесте «Зрительная  память».

Если воспроизведено

2-3 (20-30%) – память крайне  слабая;

4-5 (40-50%) – память средняя;

6-8 (60-80%) – память хорошая;

8 и больше – очень  хорошая память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Логическая или  механическая память?

Прочитайте 10 пар слов из первого столбца, переверните страницу и по первым словам в паре допишите вторые слова. То же самое проделайте со словами второго столбца.

  1. Валентность – связь

Крекинг – алканы

Нагревание – температура

Водород – газ

Кальций – зубы

Уголь – топливо

Пробирка – реакция

Колба – стекло

Изомеры – гомологи

Иод – фейхоа

Индикатор – среда

Вода – растворитель

Галогены – соли

Коррозия – металлы 

Оксид – кислород

  1. Индикатор – очки

Оксид – тетрадь

Иод – кирпич

Растворитель – астероид

Молекула  - апельсин

Железо – целлюлоза

Сера – мяч

Аллотропия – обезьяна

Хлор – утюг

Бром – скрипка

Раствор – зонт

Алкан – компьютер

Связь – яблоко

Гибридизация – яблоко

Этилен – лед

 

 

 

 

 

Приложение 8

Анкетные данные учащихся

  1. На листе указать фамилию, имя и класс.
  2. Что вы предпочитаете делать в свободное время:

    а) читать (сколько  часов примерно)

      б) смотреть  телевизор (сколько часов примерно)

      в) играть  в компьютерные игры (сколько  часов примерно)

 

 

 


Информация о работе Исследование памяти старшеклассников