Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа
Изначально изучение мышления приписывалось философии и другим, взаимодействующим с ней, наукам. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Но, расставляя границы, психология стала рассматривать мышление не как идеалистическое, то есть как проявление духа, а как протекание некой деятельности, при которой, совместно с использованием языка, приобретаются определенные формы, проявляя при этом характер внутренних умственных действий, вследствие чего мышление стали рассматривать как материалистическое.
– –
Введение.
В настоящее время исследование мышления является одной из первостепенных задач, поставленных психологами.
Изначально изучение мышления приписывалось философии и другим, взаимодействующим с ней, наукам. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Но, расставляя границы, психология стала рассматривать мышление не как идеалистическое, то есть как проявление духа, а как протекание некой деятельности, при которой, совместно с использованием языка, приобретаются определенные формы, проявляя при этом характер внутренних умственных действий, вследствие чего мышление стали рассматривать как материалистическое.
В окружающем нас мире человека постоянно окружает много неизведанного, непознанного, скрытого. Вследствие этого возникают проблемы и неотложные задачи, требующие изучения и анализа. Для решения их требуется более глубокое познание мира, открытие новых процессов, свойств и взаимоотношений человека и всего окружающего его.
«Каждый человек что–то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своих мыслей? Наверное, он должен сравнить свое представление с самим собой. Но человеку известны только его мысли, а не он сам по себе.» [8]
Мышление – в широком смысле совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к Мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле. Мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий. [5]
Существует множество определений термина «мышление»:
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений [12].
Мышление – психический процесс отражение действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Мышление – высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.[13] Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
Цель данной работы: Получить представление о процессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях. Описать основные виды его.
Объект исследования: мышление.
Предмет исследования: мыслительные и познавательные процессы.
Задачи исследования:
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей мышления.
Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении «Путь истины» он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики. При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли:
Позже жили и работали 2 других древнегреческих учёных: Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже.
Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души». Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики.
Пифагор — древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления.
Большую роль в
изучении мышления сыграла медицина.
Первыми предвозвестниками
Александрийский медик Герофил помещал душу в головной мозг, а его соотечественник Эрасистрат утверждал, что этот орган — вместилище ума. древнеримский медик Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». При этом он выделял отдельную рассуждающую душу, что было шагом назад в сравнении с предыдущими учёными.
В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего–либо нового не дало.
Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, однако и тогда они существенно зависили от логики. Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к XVII веку, способность к мышлению врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики. Интеллектуальными способностями считали созерцание, логическое рассуждение и рефлексия. С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось как врождённая способность. В эпоху Ренессанса учёные вновь вернулись к постулату античности о том, что психика — следствие работы мозга. Однако их рассуждения не были подкреплены экспериментом, поэтому являлись большей мерой абстрактными. Ощущение и восприятие они противопоставляли мышлению, а дискуссия велась только о том,что из этих двоих явлений важнее. Сенсуалисты на основе учения французского философа Э. Б. де Кондильяка утверждали: «мыслить» — это значит чувствовать», а разум — «усложнённые ощущения», то есть решающее значение отдавали ощущению и восприятию. Их оппонентами были рационалисты. Видным их представителем был Р. Декарт, предвозвестник рефлексологии. Они считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. При этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. По Д. Дидро, ощущения «свидетели в судебном заседании, а разум, мышление — это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение».
В конце XIX века появилось новое учение — прагматизм. Его представитель Дж. Уильям — американский философ и психолог в 1890 в книге «Принципы психологии» утверждает, что понятия — это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности, планы действия. Мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека[6]. Другой представитель этого течения, разрабатывающий прагматическую теорию познания — Дж. Дьюи.
В это же время
наступает расцвет психологичес
В начале XX века
в центр своих интересов
Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.
В рамках бихевиоризма мышление — процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга — рассмотрение практического мышления, а именно — умений и навыков при решении задач.
Внёс вклад
в изучение мышления и психоанализ,
изучая бессознательные формы
В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.
Одна из наиболее
новых — информационно–
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление – процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно–чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.[1] Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Мышление даёт ответ на вопросы, которые невозможно получить путём простейшего чувственного отражения. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами, считает Р. С. Немов. [6]
Благодаря мышлению
человек правильно
В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Основной задачей, с которой начинается мыслительный процесс является постановка задачи и определение путей её решения, отсюда: Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. По мнению С. Л. Рубинштейна – адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, – диалектическое мышление.[10] К такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач. Л. С. Рубинштейн полагает, что всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному.
1.2. Виды и формы мышления.
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Можно различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности к все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.
Информация о работе Исследование психологических особенностей мышления