Исследование психологических особенностей мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Изначально изучение мышления приписывалось философии и другим, взаимодействующим с ней, наукам. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Но, расставляя границы, психология стала рассматривать мышление не как идеалистическое, то есть как проявление духа, а как протекание некой деятельности, при которой, совместно с использованием языка, приобретаются определенные формы, проявляя при этом характер внутренних умственных действий, вследствие чего мышление стали рассматривать как материалистическое.

Файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ ЧИСТАЯ.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Мышление без–образное – мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления), понимание значения вербального материала происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.

Мышление образное – процесс  познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной  взаимосвязи.

Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления. Теоретическое мышление – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.[7, 9]

Практическое мышление – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. [4, 3]

Наглядно–действенное мышление. Его основной задачей является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Тихомиров О. К. считает, что результатом этого вида мышления является создание какого – либо материального продукта. Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций, в которых оно формируется и протекает.[11]

  Наглядно–образное мышление – при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. По мнению Выготского Л. С. наглядно – образное мышление характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, в которой находится человек в данный промежуток времени.[2]

  Словесно – логическое – это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно–логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.[4]

Мышление творческое — один из видов мышления, характерный  созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным

Технократическое  мышление. – мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются преобладание средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление — это рассудок, которому чужды такие человеческие черты, как  Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.

Существенная  особенность технократического  мышления — взгляд на человека как  на обучаемый программируемый компонент  системы, как на объект самых разнообразных  манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежат определенные социальные интересы.

В психологии существует различная классификация видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления.

Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины.

  Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.

  Эгоцентрическое мышление – характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго». Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого, как правило, не дано. В отдельных ярко выраженных случаях может привести к отклонениям: мания величия, множественность личности (реже).

Репродуктивное – специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, вследствие различных личностных аспектов непонимания.

Таким образом, изложенные выше классификации мышления могут быть сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного процесса.

– основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.

– процессы установления связей и отношений протекают на нескольких взаимосвязанных уровнях основанных на логических сопоставлениях наглядно–образного, словесно–логического, наглядно–образного или наглядно–действенного мышления.

– на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации.

1.3.  Базовые мыслительные операции.

Мыслительная  деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего–либо. Р. С. Немов считает, что мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.[6]

Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии – считает А. В. Петровский [7]. Следует заметить, что для побуждения данной операции возможно как разделение исходного понятия на части, так и исходным материалом может являться часть какого–либо понятия, совершая мыслительные операции над которой можно придти к решению задачи. Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез.

Синтез – обратная анализу операция, при котором происходит восстановление целого, нахождение связей и закономерностей, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются, прежде всего, путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т. е. начинается с синтеза. ( По словам А. Г. Маклакова) Эти операции сформировались в практической деятельности человека.

Абстракция – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого–либо единичного признака. Это выделение какой–либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его. От этой примитивной чувственной абстракции надо отличать – не отрывая их друг от друга, – высшую форму абстракции, которую имеют в виду, когда говорят об абстрактных понятиях. Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других, чувственных же свойств абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Абстракция и есть это движение мысли, которое переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам через посредство отношений, в которые эти предметы вступают и в которых их абстрактные свойства выявляются.[9]

Обобщение или  генерализация – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определёнными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием одного принципа. К высшим формам обобщения мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития. По мнению В. Н. Дружинина абстракция и обобщение, в своих первоначальных формах укорененные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях.[9] Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Но изучением форм мышления в большей степени занимаются учёные – логики, нежели психологи.

Таким образом, процесс мышления является самостоятельным  и генеральным по функциям, в течение всей жизнедеятельности человека. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача.[10] Широта мышления предполагает наличие у творчески мыслящего человека глубоких и разносторонних знаний, умений и навыков, дающих возможность проявлять творчество в различных областях знаний.

Гибкость и  критичность мышления проявляется в способности критически подойти к результатам умственной деятельности, увидеть неправильный ход мыслей, изменить стратегию познавательной деятельности, подойти к изучению объекта под новым углом зрения, применить более продуктивные приемы и способы его познания.

Быстрота и  находчивость мышления связана с  умением быстро находить единственно  верное решение неотложных задач, а  при наличии необычной ситуации проявить находчивость для наиболее правильного выхода из нее.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

1.4. Индивидуальные качества мышления.

Приведём пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку.

Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.

Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям. Это способность понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать исходные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными – предыдущими и последующими – актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.

Инертность  мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Информация о работе Исследование психологических особенностей мышления