Исследование типологических особенностей личности для определения согласованности результатов используемых методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности старшеклассника……………………………………………………….4
1.1. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план…………………………………………………………………..4
1.2. Профессиональное самоопределение…………………………….......5
1.3. Самопознание в выборе профессии………………………………....11
1.4. Роль самооценки в профессиональном самоопределении………...12
1.5. Психологическая классификация профессий. Типология Дж.
Голланда…………………………………………………………………...15
1.6. Классификация профессий Е.А. Климова………………………….19
2. Исследование типологических особенностей личности для определения согласованности результатов используемых методик………...27
2.1. Описание методик, используемых для выявления типологических особенностей личности………………………………………………………….27
2.2. Анализ результатов исследовательской работы…………………39
Заключение………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

печать.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Фактор нейротизма свидетельствует, по Айзеку, об эмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости, стабильности или нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. Фактор нейротизм представляет собой параметр, в соответствии с которым всех индивидов можно расположить в ряд «на одном полюсе которого находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом – чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип; нормальные люди располагаются в интервале между этими типами».

Ниже приведен «Круг Айзенка». Размещая по горизонтальной шкале цифровые значения фактора экстраверсии-интроверсии, а по вертикальной – нейротизма, можно графически представить основные параметры личности и увидеть, к какому типу относится человек.

 

[Комплект №1 «Психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации», Барнаул, 1996 г., С. 4-9]

Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Немов Р.С. определяет темперамент, как совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, учение о которой разработал И.П. Павлов, по его мнению, тип высшей нервной деятельности – прирожденная, природная особенность нервной системы, представляющая собой те или другие комплексы основных свойств нервной системы.

 

Причины индивидуальных особенностей поведения обусловлена характером проявления и взаимоотношения двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Среди особенностей высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделил как основные  следующие: силу процессов возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность этих процессов. Намеченные типы нервных систем И.П. Павлов связал с темпераментом. Он соотнес слабую нервную систему (с преобладанием торможения). Меланхолическим типом, сильную, неуравновешенную с холерическим, две формы центрального типа спокойную и оживленную с флегматическим и сангвиническим.

При выборе профессии следует учитывать тип темперамента. Зная особенности каждого типа мы попытались их применить к профессиональной тематике и для каждого определили тип профессиональной самореализации.

 

Холерик: сильный, подвижный, неуравновешенный. Отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью, доминированием в общественной и профессиональной деятельности. Для этого типа в работе характерна цикличность, работоспособность зависит от интереса к работе. Холерик способен эффективно работать в условиях риска; соревнования, трудности активизируют на их преодоление. Общительны, имеют широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием берут на себя решения проблем других людей, ответственность. В борьбе упорны, настойчивы, не боятся сильного противника. Чрезвычайно ценят признание их заслуг окружающими. В обучении стремятся к признанию, лидерству. Учится не всегда ровно, часто отношение к предмету зависит от отношений с преподавателем, для успеха в обучении важна конкуренция, эмоциональность, разнообразие учебного материала. На уроке не всегда дисциплинирован, но быстрее остальных усваивает, соображает, запоминает; ориентирован на все новое, необычное.

Профориентация: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность быстро переключаться, работать динамично, одновременно заниматься несколькими делами, работать в условиях соревнования, дефицита времени и ресурсов, с ориентацией на дело, результат. Стремится к постоянному решению новых задач, стремиться к административным постам.

Типы профессиональной самореализации: чаще всего холерик – это социальный, предприимчивый или артистичный тип личности. Поэтому ему подходят соответствующие профессиональные сферы труда. Холерик может быть политическим деятелем, чиновником, предпринимателем, руководителем в административных структурах, так же ему подходят профессии коммерсанта, брокера, репортера, милиционера, военного, преподавателя и специальности, где необходимо быстро переключаться в соответствии с быстро меняющимися целями, может работать в условиях конфликтов.

Сангвиник: сильный, подвижный, уравновешенный. Сильный, деятельный, предприимчивый, продуктивный в работе, живой, подвижный, любознательный. Ведет себя спокойно и смело, открыт для любых проблем, любит точность, основательность и объективность. Умеет рассчитывать силы, ничего не доводит до крайности, умеет чередовать работу и отдых. Инициативен, способен эффективно работать в условиях риска, соревнования, трудности его не пугают, однако редко идет «на пролом», предпочитает компромисс или обойти препятствие.

Общителен, имеет широкий круг друзей и знакомых, стремиться к лидерству, с удовольствием помогает другим людям решать их проблемы, жизнерадостен, открыт, хороший лидер, во многом определяет эмоциональный настрой группы.

Обучение: гибкий ум, быстро схватывает новое, легко переключает внимание, способен внести игровой момент даже в рутинную работу. Часто отличается поверхностностью знаний. Преобладает гуманитарная направленность, отсутствие узкой специализации, многообразие интересов.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать продуктивно при динамичной и разнообразной работе, там, где требуется быстрая реакция, а вместе с тем – уравновешенность, ловкость, живость, подвижность. Весьма эффективен в работе с людьми – обучение, воспитание, обслуживание клиентов, руководство, предпринимательская деятельность. Плохо переносит монотонный труд, рутину, формализованные отношения. Могут выбирать и такие профессии, как бухгалтер, экономист, банковский работник, но в этом случае стремятся либо быть руководителями, организаторами, лидерами, либо работать в предпринимательских структурах. Таким образом, сангвинику ближе всего социальная, предприимчивая, реже артистическая и реалистическая профессиональные среды.

Флегматик: сильный, инертный, уравновешенный. Спокойный, уравновешенный, настойчивый и упорный труженик жизни. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но только если это ему выгодно или в этой работе он видит смысл. Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Склонен к длительной «раскачке», с трудом переключается с одного вида работы на другой. Лучше всего выполняет работы, ориентированные на дальнюю перспективу, требующие равной затраты сил, длительного и методичного усилия. Работа и отдых хорошо уравновешены, но предпочитает пассивные виды отдыха. Малообщителен, обычно имеет одного, максимум двух-трех друзей, с которыми объединяет общность интересов. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Не разговорчив, разговор сводит к выяснению сути вопроса, проблемы; малоэмоционален. Не склонен ссорится по пустякам, при возникновении конфликта обычно занимает выжидательную позицию в ожидании, что конфликт разрешится сам по себе или его разрешит кто-то другой. Не любит лезть в душу к другим, но и не допускает этого по отношению к себе. Мнение окружающих на его действия и позицию волнуют его мало, да если и волнуют, то опосредованно. Сам помощь предлагать не склонен, но отзывчив на просьбы. Убедить его можно только доводами, логикой и фактами. Его терпение кажется беспредельным, но если воздействие чрезмерно, способен на аффективные поступки.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. Легко подчиняется установленному распорядку, вырабатывает систему в работе, устойчив, трудолюбив, но ему мешает инертность там, где нужно быстро переключиться. Способен глубоко анализировать, ориентироваться на весьма отдаленный результат.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, там, где необходима равная затрата сил, длительное и методическое напряжение (усидчивость, устойчивость, внимание, терпение). Хорошие исследователи, аналитики, плановики, конструкторы, ремонтники, наладчики, эксперты, врачи, инженеры, социологи, т.е. специалисты таких профессиональных сфер, как: реалистичная, интеллектуальная и конвенциональная профессиональные сферы.

Меланхолик: слабый инертный, неуравновешенный. Эмоционально чувствительный, ранимый, глубоко все переживает, помнит, постоянно возвращаясь к своим впечатлениям и ощущениям, радостям и огорчениям; глубокая, мечтательная, постоянная натура. Верен свои привычкам, не любит перемен. Предпочитает одиночество. Трудолюбив, особенно в условиях благоприятного психологического климата, но решения принимает с трудом. Творческая натура, склонен к интеллектуальным занятиям в гуманитарной сфере – искусство, музыка, литература.

Меланхоликам трудно адаптироваться в социальном окружении, они крайне нерешительны в трудных ситуациях, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, отличаются индивидуализмом, богатством внутреннего мира, необщительны, только в узком кругу близких друзей.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. дисциплинирован, добродушен, ответственен, способен глубоко анализировать, работать на отдельный результат. Процесс обучения связан с эмоциями. Его мотивация в учебе может быть только внутренней, внешние побудительные стимулы имеют гораздо меньшее значение.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность видеть нюансы в явлениях, событиях, глубоко проникать в суть явлений, способен к творческой, художественной, эстетической деятельности, профессии артистической сферы. Художник, писатель, музыкант, критик, дизайнер, модельер, матер народных промыслов и т.д. Профессии интеллектуальной сферы: аналитик, исследователь, эксперт.

  1. Опросник акцентуации личности (по К Леонарду) в разработке А.А. Баранова.

Данный опросник направлен на изучение акцентуаций характера.

Характер – совокупность устойчивых особенностей человека как личности, определяющих его поступки, действия и реакции в различных социальных ситуациях.

Акцентуация характера – чрезмерно сильное развитие, явное выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных.

Акцентуации характера часто наблюдаются во время болезней, в подростковом, юношеском и старческом возрасте, а так же в критические периоды жизни человека. Акцентуации характера, как черты личности занимают промежуточное положение между нормой (состояние психологически вполне здорового человека) и патологией (психологическое состояние душевнобольного).

[Немов Р.С. «Практическая психология. Пособие для учащихся» - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998 г., Стр. 262]

Немецкий ученый К.Леонард предложил типологию характеров, основанную на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров.

  1. Гипертивный тип.

Его характеризует чрезмерная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические контакты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем, они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

  1. Дистимный тип.

Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистичное настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними  дружит, и готовы им подчиняться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отталкивающие: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

  1. Циклоидный тип.

Свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

  1. Возбудимый тип.

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

  1. Застревающий тип.

Его характеризуют умеренность общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

  1. Педантичный тип.

В конфликты вступает редко, вступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем охотно уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие – формализм, занудливость, брюзжание.

Информация о работе Исследование типологических особенностей личности для определения согласованности результатов используемых методик