Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 08:53, курсовая работа
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности старшеклассника……………………………………………………….4
1.1. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план…………………………………………………………………..4
1.2. Профессиональное самоопределение…………………………….......5
1.3. Самопознание в выборе профессии………………………………....11
1.4. Роль самооценки в профессиональном самоопределении………...12
1.5. Психологическая классификация профессий. Типология Дж.
Голланда…………………………………………………………………...15
1.6. Классификация профессий Е.А. Климова………………………….19
2. Исследование типологических особенностей личности для определения согласованности результатов используемых методик………...27
2.1. Описание методик, используемых для выявления типологических особенностей личности………………………………………………………….27
2.2. Анализ результатов исследовательской работы…………………39
Заключение………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………….50
Людям свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. В следствии своей беззащитности также нередко служат «козлами для отпущения».
Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с «полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
Этот тип характеризуется легкостью, установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой похвалы и власти. Он демонстрирует высокую приспособленность к людям и вместе с тем склонен к интригам. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью, высокими претензиями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты: артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления, поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастливость, отлынивание от работы.
Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых кнфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
Отличаются высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтовни, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находится в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно слушать другого, сделать о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, резко вступают в конфликтные ситуации с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных эгоистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.
Данная классификация относится в основном к взрослым людям.
Для учащихся мы использовали опросник акцентуации личности в разработке А.Баранова, в нем несколько изменены названия некоторых акцентуаций (застревающий тип – злопамятный, гипертимный тип – оптимист, циклоидный тип – циклический, дистимный тип – пессимист, эмотивный тип – мягкосердечный).
Опросник состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять «ДА» или отвергнуть «НЕТ», как соответствующие или несоответствующие его поведению.
В своей теоретической части мы описали суть теории американского исследования Дж. Голланда, которая заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, т.к. поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но так же и окружением, т.е. той социальной среды, в которой он проявляет свою активность. Чтобы помочь человеку выбрать профессию, необходимо определить тип его личности. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью опросника Дж. Голланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности». Опросник состоит из 42 пар различных профессий. Каждая профессия состоит в паре с относящейся к другому типу одинаковое количество раз. В результате необходимо выбрать 42 профессии. Далее подсчитывается, сколько из избранных профессий относится к каждому типу личности. Можно составить формулу в виде шести букв (соответствующих названиям: Конвенционный – К, Реалистичный – Р, интеллектуальный – И, Артистичный – А, Социальный – С, Предприимчивый – П), ранжируемых в порядке значимости. Основное внимание нужно уделять, по мнению Голланда, 2-3 типам, которые набрали наибольшее количество профессий. На первом месте стоит самая большая буква, соответствующая наиболее ярко выраженному типу и отражающая существенные значения определенных характеристик личности. На втором и третьем месте – следующие по значению, хотя и менее значимы, чем первая, но учитываемые при интерпретации результатов.
Теория Дж. Голланда позволяет оценить совместимость личности с определенным профессиональным окружением, средой. Он разработал шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника. Кроме того, взаимосвязь между типами личности и типами профессиональных сфер можно отразить в таблице:
Тип личности |
Тип профессиональной среды | |||||
Р |
И |
С |
К |
П |
А | |
Р |
+ + |
+ |
- - |
+ |
- |
_ |
И |
+ |
+ + |
- |
- |
- - |
+ |
С |
- - |
- |
+ + |
- |
+ |
+ |
К |
+ |
- |
- |
+ + |
+ |
- |
П |
- |
- - |
+ |
+ |
+ + |
- |
А |
- |
+ |
+ |
_ _ |
- |
+ + |
+ + тип личности очень хорошо
приспособлен к окружающей
+ тип личности хорошо
- тип личности недостаточно приспособлен;
- - тип личности совершенно не
приспособлен к окружающей
Из таблицы видно, что например, реалистичному типу личности наиболее подходит реалистичная профессиональная среда, в меньшей степени интеллектуальная и конвенционная, и совсем не подходит социальная, предприимчивая и артистичная профессиональные среды.
Результаты исследований
1 – результаты исследования
темперамента по методике
2 – результаты исследования акцентуации характера по К. Леонарду.
3 – результаты исследования по методике Дж. Голланда.
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
сангвиник |
педантичный |
интеллектуальный, артистичный |
2 |
холерик |
возбудимый, оптимист |
артистичный |
3 |
сангвиник |
педантичный, оптимист |
социальный, предприимчивый |
4 |
холерик |
возбудимый, циклический |
артистичный |
5 |
сангвиник |
тревожный |
интеллектуальный |
6 |
меланхолик |
интроверт |
артистичный |
7 |
сангвиник |
мягкосердечный, оптимист |
конвенциональный |
8 |
холерик |
злопамятный, тревожный |
предприимчивый |
9 |
сангвиник |
циклический |
интеллектуальный, артистичный |
10 |
холерик |
циклический, мягкосердечный |
предприимчивый |
11 |
холерик |
возбудимый |
артистичный |
12 |
сангвиник |
оптимист |
конвенциональный |
13 |
холерик |
демонстративный, возбудимый |
реалистичный, конвенциональный |
14 |
холерик |
интроверт |
реалистичный, предприимчивый |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
сангвиник |
тревожный |
социальный |
16 |
сангвиник |
злопамятный |
предприимчивый |
17 |
холерик |
экстраверт |
социальный |
18 |
холерик |
циклический |
социальный |
19 |
сангвиник |
мягкосердечный |
социальный, артистичный |
20 |
меланхолик |
пессимист |
артистичный |
21 |
холерик |
экзальтированный |
интеллектуальный |
22 |
сангвиник |
демонстративный |
предприимчивый |
23 |
холерик |
злопамятный |
реалистичный, интеллектуальный, предприимчивый |
24 |
флегматик |
экстраверт |
реалистичный, интеллектуальный, артистичный |
25 |
холерик |
оптимист |
предприимчивый |
26 |
сангвиник |
циклический |
интеллектуальный, артистичный |
27 |
холерик |
педантичный |
интеллектуальный, предприимчивый |
28 |
холерик |
циклический |
реалистичный |
29 |
холерик |
злопамятный |
интеллектуальный, предприимчивый |
30 |
холерик |
демонстративный, оптимист |
артистичный |
Ответы на опросник Айзенка, состоящий из 57 вопросов, позволили отнести испытуемых к соответствующим типам темперамента. О 37% опрошенных можно предположить, что они являются сангвиниками. Их тип темперамента основывается на сильной, подвижной, уравновешенной нервной системе. Большая подвижность нервных процессов, наблюдается у сангвиников, способствует быстрому протеканию процессов возбуждения, быстрой сменяемости процессов возбуждения и торможения. Отсюда яркие проявления эмоциональной живости, быстрой смене чувств. И.П. Павлов указывает на двойственность этого темперамента: если раздражители быстро меняются, поддерживается новизна и интерес впечатлений – у сангвиника создается состояние активного возбуждения. Если воздействия длительны и однообразны, то сангвиник теряет интерес к делу, появляется безразличие, скука.
Настроение сангвиника быстро меняется, то он радостен, беззаботен, то печален и озабочен, но хорошее настроение преобладает.
Сангвиники общительны, быстро сходятся с людьми, легко налаживают хорошие отношения.
Могут проявляться неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей, несерьезное отношение к делу, людям. [7 с285]
53% испытуемых можно отнести к холерикам. Этот тип основывается на сильной, подвижной, но неуравновешенной (с преобладанием возбуждения) нервной системе. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно активны, подвижны, неуравновешенны, возбудимы. Но запас нервной энергии быстро истощается в процессе работы и может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает, ухудшается. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что не дает ему возможности объективно расценивать поступки людей и часто создает конфликтные ситуации в коллективе.
7 % испытуемых относятся к
3% - флегматичный тип, который основывается на сильной, уравновешенной, но инертной нервной деятельности. Для флегматика характерны медлительность, спокойствие, склонность к порядку, к привычной обстановке, работоспособен, упорен, основателен, но малоактивен, может долго работать в неблагоприятных условиях. Чувства внешне выражены слабо, невыразительны. В отношениях с людьми всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение устойчивое. Речь спокойная, без эмоций. К новой обстановке приспосабливается медленно, колеблется в принятии решений. Может проявляться равнодушие, безразличие, лень, реактивность. [13 с285]