Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 03:54, курсовая работа
Актуальность избранной темы заключается в возрастании по мере научно-технического прогресса, человеческого фактора на производстве. В руках каждого работника сосредотачиваются все большие производственные мощности. Все сложнее становится процесс управления ими в связи с появлением коммерческих основ деятельности. Все дороже цена ошибок. Поэтому в условиях практически неограниченного роста технологии именно психологические особенности руководителей при прочих равных условиях становятся главным фактором успешности производственной деятельности
Введение………………………………………………………………………..
3
1. Темперамент как основное свойство личности…………………………..
4
1.1 Понятие и сущность темперамента………………………………………
4
1.2 Основные типы темперамента и их характеристика……………………
7
1.3 Влияние темперамента на деятельность личности……………………...
10
2. Исследование зависимости деятельности личности руководителя в ООО «СпортМастер»
2.1 Психологический портрет руководителя ООО «СпортМастер»
2.2 Стиль управления руководителя
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Темперамент как основное свойство личности………………………….. |
4 |
1.1 Понятие и сущность темперамента……………………………………… |
4 |
1.2 Основные типы темперамента и их характеристика…………………… |
7 |
1.3 Влияние темперамента
на деятельность личности……………… |
10 |
2. Исследование зависимости
деятельности личности |
|
2.1 Психологический портрет руководителя ООО «СпортМастер» |
|
2.2 Стиль управления руководителя |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
Введение
Актуальность избранной темы заключается в возрастании по мере научно-технического прогресса, человеческого фактора на производстве. В руках каждого работника сосредотачиваются все большие производственные мощности. Все сложнее становится процесс управления ими в связи с появлением коммерческих основ деятельности. Все дороже цена ошибок. Поэтому в условиях практически неограниченного роста технологии именно психологические особенности руководителей при прочих равных условиях становятся главным фактором успешности производственной деятельности.
Проблема исследования заключается в несоответствии имеющихся представлений об индивидуально-психологических особенностях руководителей тем требованиям, которые предъявляет им современное производство.
Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с композицией социальных связей и контактов (внешнее воздействие). К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия .
Тип
нервной системы, в свою очередь,
обуславливает темперамент
Таким образом, темпераментом называется совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности человека, т.е. это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Свойства темперамента устойчивы и постоянны, проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и эмоционально окрашивают его поступки. Особенно значение имеет учет свойств темперамента при отборе кандидатов на должности, связанные с управлением.
Глава 1. Темперамент как основное свойство личности
1.1 Понятие и сущность темперамента
Наиболее важные и интересные разделы управленческой психологии – те, в которых осуществляется внимательный подход к человеку. В них человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности.
Главные понятия, которые здесь используются,- индивид и личность. Трактовка этих понятий в психологической литературе неоднозначна. Выберем лишь одну из них – ту, которая принадлежит А. Н. Леонтьеву.
Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида «homo sapiens». В понятии «индивид» отражается по крайней мере два основных признака: во-первых, неделимость, или целостность субъекта и, во-вторых, наличие у него особенных (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.
Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конструкция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.
Личность – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определённого возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Это развиваемое А. Н. Леонтьевым представление о личности достаточно сложно и требует пояснений.
Прежде всего, замечу, что оно не совпадает с более традиционной, расширенной трактовкой понятия «личность». Согласно этой трактовке в структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания личности в психологической литературе объясняется, наверное, тем, что оно совпадает с общежитейским значением этого слова: для обыденного сознания личность – это конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями, всё то, что, по меткому выражению А. Н. Леонтьева, «заключено под его кожей».
Однако научные понятия
не всегда совпадают с житейскими
по своим содержанию, объёму, границам.
Иногда они входят в противоречие
с так называемым здравым смыслом
и, несмотря на это, а может быть и
благодаря этому, становятся мощным
оружием понятия
Так обстоит дело с понятием «личность» в узком смысле слова. Оно позволяет вычленить очень важный аспект бытия человека, который связан с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если его рассматривать в качестве изолированного, несоциального индивида.
Чтобы лучше понять эти качества, рассмотрим их с точки зрения интересов и задач общества. Человеческое общество, чтобы существовать, должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем таких, которые способны поддерживать его устойчивость и развитие.
Но в лице каждого своего члена общество встречается с активным субъектом, деятельность которого определяется, прежде всего, его потребностями и мотивами. Отсюда главный путь действительного воспроизводство члена общества — это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиями общества. Конечно, «требования» эти могут быть очень разными. Они могут отражать интересы небольшой социальной группы, класса или человечества в целом («общечеловеческие идеалы»). От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, — пишет С. Л. Рубинштейн, — чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Нет лучших или худших темпераментов
– каждый из них имеет свои положительные
стороны, поэтому главные усилия
должны быть направлены не на переделку
темперамента (что невозможно вследствие
врожденности темперамента), а на разумное
использование его достоинств и
нивелирование его
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:
1) «безудержный» (сильный,
подвижный, неуравновешенный
2) «живой» (сильный,
подвижный, уравновешенный тип
нервной системы –
3) «спокойный» (сильный,
уравновешенный, инертный тип нервной
системы – соответствует
4) «слабый» (слабый, неуравновешенный,
малоподвижный тип нервной
1.2 Основные типы
темперамента и их
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа:
1.темпераменты чувства
2.темпераменты деятельности
В целом же «можно установить только четыре простых темперамента:
1.сангвинический
2.меланхолический
3.холерический
4.флегматический
Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик – человек с
сильной, уравновешенной, но инертной
нервной системой, вследствие чего
реагирует медленно, неразговорчив,
эмоции проявляются замедленно (трудно
рассердить, развеселить); обладает высокой
работоспособностью, хорошо сопротивляется
сильным и продолжительным
Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Информация о работе Исследование зависимости деятельности личности руководителя в ООО «СпортМастер»