Исследования памяти в когнитивной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование памяти в когнитивной психологии.
Задачи:
- изучить и раскрыть общие положения когнитивной психологии;
-провести теоретический анализ исследований памяти в трудах российских и зарубежных психологов;
-изучить основные модели и методы исследования память в когнитивной психологии.
Ключевые понятия: память, когнитивная психология, модели памяти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти …………….……..5
1.1.Общие положения когнитивной психологии ………..…….….5
1.2.Общая характеристика памяти. Исследования памяти в трудах российских и зарубежных психологов.…………………………………….9
Выводы по 1 главе……………………………………………………...13
Глава 2. Исследование памяти в когнитивной психологии……….…14
2.1. Модели памяти в когнитивной психологии…………………..…14
2.2. Методы исследования памяти в когнитивной психологии…..…16
Выводы по 2 главе………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………28
Литература………………………………………………………..………29

Файлы: 1 файл

курсвая Гушан.888888888888888888888888doc.doc

— 61.53 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений, и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Очень интересны, например, результаты исследования репрезентации знаний в памяти человека, механизмов, обеспечивающих избирательность восприятия и т.д. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась в рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество остроумных, оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов[1] .

 

1.2 Общая характеристика памяти. Исследования памяти в трудах российских и зарубежных психологов

        Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

 «Без памяти, — писал  С.Л.Рубинштейн, — мы были бы  существами мгновения. Наше прошлое  было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в  прошлом» [6].

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

 Память можно определить  как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного  опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные  и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось [7] .

То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует.

 На основе этого  человек может запомнить и  сохранить, а впоследствии воспроизвести  образ отсутствующего предмета  или воспроизвести усвоенные  ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что  имело место в прошлом.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которого он может удерживать этот материал.

Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием изучения «чистой» памяти, позволяющий отделить память от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов. Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой» памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это число значительно колеблется — люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных элементов, люди с хорошей памятью могут после первого чтения удержать 7—8 изолированных и бессмысленных элементов.

Немецкий психиатр Э.Крепелин применил приемы Эббингауза к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями. Немецкий психолог Г.Э.Мюллер изучал процессы закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

На первых порах исследовались в основном процессы памяти у человека. С развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была расширена. В начале XX в. появились исследования американского психолога Торндайка, который впервые изучил формирование навыков у животного. Для этой цели он исследовал, как животное обучалось находить путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки.

В первом десятилетии XX в. И.П.Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Этот новый метод позволил установить условия, при которых возникают и удерживаются новые временные связи. Учение о высшей нервной деятельности стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Высшие произвольные и сознательные формы памяти в начале XX в. были предметом рассуждений философов. Психологи лишь указывали на то, что законы запоминания мыслей существенно отличаются от элементарных законов запоминания. Вопрос о происхождении и, тем более о развитии высших форм памяти у человека в психологии не ставился.

Первое систематическое изучение высших форм памяти у детей осуществил в конце 20-х гг. выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский. Им показано, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Л.С. Выготский проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания.

Исследования сложных форм памяти, связанных с процессами мышления, были проведены отечественными исследователями А.А.Смирновым и П.И.Зинченко. Они изучали процессы непроизвольного (непреднамеренного) запоминания и процессы сознательного, осмысленного заучивания. А.А.Смирнов и П.И.Зинченко выделили основные приемы запоминания сложного материала и установили зависимость запоминания от поставленной задачи.

Долгое время физиологические механизмы, лежащие в основе процессов памяти, оставались неизученными. И лишь за последние 30 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с биохимическими изменениями структуры РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались исследования нервных процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, а также исследования неврологических механизмов запоминания и забывания.

Все это сделало раздел психофизиологии памяти одним из наиболее исследованных в психологической науке. В настоящее время существуют разные подходы к изучению процессов памяти — на психологическом, физиологическом, нейронном, а также на биохимическом уровне. Есть и другие теории, существующие пока на уровне гипотез. Однако ясно, что память — это сложный психический процесс, включающий работу множества механизмов [3] .

 

Выводы по 1 главе:

Рассмотрев теоретические основы изучения памяти можно сделать следующие выводы:

1. память это - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации;

2. когнитивная психология одно из направлений зарубежной психологии. Предметом её исследования является непосредственно познание человеком окружающей действительности, интерпретация этих знаний, хранение информации в памяти и влияние этой информации на наши познавательные процессы от ощущений до восприятия, памяти, мышления и воображения; 

3. проблема изучения памяти  нашла своё отражение в работах многих русских и зарубежных психологов. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которого он может удерживать этот материал.

 Таким образом, без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

 

                          

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование памяти в когнитивной психологии

2.1. Модели памяти в когнитивной психологии

 Идея существования  двух типов памяти получила  второе дыхание после возникновения  кибернетики. Н. Винер в 1948 г. подразделил  память на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами  в 1950-1960 гг. и выразилась в выделении  кратковременной и долговременной  памяти. Примерно в то же время  появились понятия «оперативная  память», «рабочая память», «каталожные  ящики», «регистры» и «буфер».

На основании анализа научной литературы можно выделить следующие модели память в когнитивной психологии:

1. Модель Бродбента. В 1958 г. Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот миллисекунд) и затем передается в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (порядка нескольких секунд). Этот блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества ее переработки.

2. Модель Во и Нормана. Одна из первых моделей, почти дословно воспроизводящая идею Джемса, была предложена Во и Норманом в 1965 г. Авторы полагали, что информация из первичной памяти теряется не просто от того, что она там постепенно затухает, а из-за того, что она вытесняется вновь поступающей информацией, т. е. из-за интерференции. Экспериментально изучалось, как изменяется объем информации, хранящийся в первичной памяти, в зависимости от числа интерферирующих элементов.

Испытуемым зачитывали список из 16 цифр со скоростью 1 или 4 цифры в секунду. Последняя цифра была тестовой и повторялась дважды: в одной из позиций в ходе серии (от 1 до 15) и в конце серии. Испытуемый должен был назвать (вспомнить) цифру, которая следовала непосредственно 
за тестовой, когда она впервые предъявлялась в серии. Чем раньше появлялась тестовая цифра в серии, тем большему числу интерференции она 
подвергалась. Если верна идея о том, что информация исчезает из первичной памяти в результате интерференции, то результат воспроизведения 
должен быть функцией от числа интерференции. Авторы получили кривую, 
монотонно убывающую в зависимости от числа интерференции.

3. Модель Аткинсона и Шиффрина. Аткинсон и Шифрин (1968) разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем перевода в другие коды. Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные регистры, где каждый стимул характеризуется набором первичных признаков. Далее информация поступает в кратковременное хранилище, где она сохраняется в течение некоторого периода времени, длительность которого обычно зависит от индивида. Для поддержания информации в кратковременном хранилище испытуемый создает своего рода буферную емкость для повторения, способную удерживать небольшое количество элементов (семь-девять цифр) в течение примерно 30с. Авторы выделили в кратковременном хранилище особую слуховую вербально-языковую систему, которая обеспечивает повторение информации. Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже находящихся там. Поступление элементов в буфер может контролироваться. Поэтому кратковременное хранилище можно считать оперативной памятью. Кратковременное хранилище связано с долговременным, откуда могут поступать «вербальные ассоциации» и необходимая для выполнения текущих задач информация. Извлечение информации из долговременного хранилища требует соответствующего выбора стратегии. Одной из операций управления потоком информации является ее повторение в кратковременном хранилище. Информация из кратковременного хранилища поступает в долговременное в результате перекодирования в особый код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым ее долговременное хранение [5] .

Информация о работе Исследования памяти в когнитивной психологии