Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 18:30, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является исследование памяти в когнитивной психологии. Задачи: - изучить и раскрыть общие положения когнитивной психологии; -провести теоретический анализ исследований памяти в трудах российских и зарубежных психологов; -изучить основные модели и методы исследования память в когнитивной психологии. Ключевые понятия: память, когнитивная психология, модели памяти.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы изучения памяти …………….……..5 1.1.Общие положения когнитивной психологии ………..…….….5 1.2.Общая характеристика памяти. Исследования памяти в трудах российских и зарубежных психологов.…………………………………….9 Выводы по 1 главе……………………………………………………...13 Глава 2. Исследование памяти в когнитивной психологии……….…14 2.1. Модели памяти в когнитивной психологии…………………..…14 2.2. Методы исследования памяти в когнитивной психологии…..…16 Выводы по 2 главе………………………………………………………27 Заключение………………………………………………………………28 Литература………………………………………………………..………29
Таким образом, согласно этой
модели, для того, чтобы информация дольше
удержалась в кратковременной памяти
и смогла попасть в долговременную, эту
информацию надо повторять.
В последующие
годы, хотя эта модель и претерпевала некоторые
изменения, от основного своего недостатка
— неадекватного объяснения очевидной
сложности кратковременной памяти — она
не избавилась. Тем не менее, эта модель
послужила разумной основой для разработки
других моделей.
9. Модель Аткинсона
и Шифрина
В течение 1960-х годов благодаря
общему прогрессу знаний о кратковременной
и долговременной памяти были выдвинуты
новые теории и модели структуры памяти
человека. Наиболее влиятельная теория
была предложена Аткинсоном и Шифрином
(Atkinson, Shiffrin, 1968). В основу их модели множественности
отделов хранения памяти, легла гипотеза
о наличии трех различных типов памяти:
- Сенсорные регистры: для каждой
сенсорной модальности (например, слух,
зрение) имеется отдельный вид памяти,
и каждая из них удерживает информацию
на очень короткий срок, оставляя ее практически
неинтерпретированной;
- Кратковременная память: обладает
очень ограниченным объемом и удерживает
информацию на несколько секунд благодаря
повторению (человек повторяет слова либо
иные вербальные сигналы самому себе);
- Долговременная память: объем
ее очень велик, она удерживает информацию
на длительные периоды времени, даже на
всю жизнь.
Сначала информация поступает на многочисленные
сенсорные регистры. Это «непосредственный
отпечаток» сенсорной информации. Эта
система удерживает достаточно точную
и полную картину мира, воспринимаемую
нашими органами чувств. Длительность
сохранения такой информации очень невелика,
примерно 0.1 – 0.5 с.
Например, если закрыть глаза,
потом открыть их на мгновенье и опять
закрыть. А дальше проследить за тем, как
увиденная четкая и ясная картинка сохраняется
некоторое время, а затем начинает медленно
исчезать. Или если послушать какой-нибудь
звук, например, постукивание карандашом
по столу, а потом проследить как исчезает
четкий звуковой образ. И таких примеров
можно привести множество, и все они покажут,
как исчезает полученная нами сенсорная
информация. Например, зрительный след
сохраняется примерно 0.25 с – это 250 мс.
Далее информация поступает
в кратковременное хранилище, где она
сохраняется в течение некоторого периода
времени.
Кратковременная память удерживает
информацию иного типа, чем «непосредственный
отпечаток» сенсорной информации. Удерживаемая
информация представляет собой не полное
отображение, а непосредственную интерпретацию
произошедшего события. Например, если
кто-то произнес фразу, мы запоминаем не
сочетание звуков, а сказанные слова. «Между
запоминанием образа событий и запоминанием
интерпретации этих событий имеется явное
различие».
Информация, в виде нескольких
услышанных слов или номер телефона, или
фамилии может быть удержана в кратковременной
памяти, но объем этой памяти ограничен.
Обычно запоминаются 7 +- 2 единицы информации.
Но сделав уже сознательное усилие, и повторяя
содержащуюся в данный момент в кратковременной
памяти информацию, ее можно удержать
на неопределенный срок.
Для поддержания информации
в кратковременном хранилище испытуемый
создает своего рода буферную ёмкость
для повторения. Авторы выделили в кратковременном
хранилище особую слуховую вербально-языковую
систему, которая обеспечивает повторение
информации. Каждый из элементов, поступающих
в буфер, вытесняет один из элементов,
уже находящихся там. Поступление элементов
в буфер может контролироваться. Поэтому
кратковременное хранилище можно считать
оперативной памятью. Кратковременное
хранилище связано с долговременным, откуда
могут поступать «вербальные ассоциации»
и необходимая для выполнения текущих
задач информация.
Долговременная память наиболее
важная и сложная система памяти. Емкость
ее практически не ограничена. Все что
удерживается на протяжении более чем
несколько минут, очевидно, находится
в системе долговременной памяти. Весь
приобретенный опыт, полученная информация
и знания, должны составлять часть
долговременной памяти.
Главный источник трудностей,
связанных с долговременной памятью, это
проблема поиска нужной информации. Потому,
что количество информации, содержащейся
в долговременной памяти, очень велико,
поэтому извлечение из нее именно тех
сведений, которые необходимы, сопряжено
с определенными трудностями.
Предполагается, что из долговременной
памяти информация извлекается посредством
самоадресации, т.е. местоположение информации
в системе памяти определяется на основе
содержания этой информации. Шифрин и
Аткинсон проводят интересное сравнение
между долговременной памятью и библиотечным
поиском: «Самоадресующуюся память можно
сравнить с системой библиотечных полок,
на которых расположение книг зависит
от их содержания. Например, книга по «методам
законопачивания морских судов, применявшимся
в 12 веке в Греции» будет располагаться
на конкретной полке в Греческом зале
и т.п. Если пользователю нужна эта книга,
он может ее отыскать при помощи того же
самого плана хранения книг, который был
использован ранее, чтобы положить туда
эту книгу. Мы полагаем, что ДВХ действует
преимущественно по принципу само-адресующейся
памяти».
Итак, центральным в теории
Аткинсона и Шифрина является представление,
что человек может осуществлять некоторый
контроль за информацией, поступающей
в кратковременное хранилище и из него.
Именно это различение структуры и управления
наиболее четко отличает модель Аткинсона-Шифрина
от других моделей памяти. Управление
системами памяти может осуществляться
по-разному, но наиболее очевиден сознательный
или бессознательный контроль кратковременного
буфера.
Как это обычно бывает модель
Аткинсона и Шифрина не избежала критики.
Например, Тульвинг и Мадиган (Tulving &
Madigan, 1970) отметили недостаточное объяснение
того факта, как информация может теряться
в кратковременном хранилище.
«Куда исчезает «потерянная»
информация? …Мы также чувствуем, что
само понятие «потерянных элементов»
нарушает первый закон термодинамики.
Скорее нам нравится идея, выраженная
Гербартом более 100 лет назад, - что инфрмация
в любом хранилище остается там в том или
ином виде, но иногда просто не может быть
использована для желаемых целей. Мы можем
только надеяться, что тайна указывающих
вниз стрелок в этой системе со временем
откроется».
Последующие исследования в
области когнитивной психологии памяти
повлияли на пересмотр модели Аткинсона
и Шифрина [8].
Выводы по 2 главе.
На основе анализа моделей и
методов исследования памяти можно сделать
следующие выводы:
1. в когнитивной психологии
представлены различные модели изучения
памяти. Так в модели Во и Нормана
основной акцент делается на изменении
объем информации, хранящийся в первичной
памяти, в зависимости от числа интерферирующих
элементов. Согласно модели памяти Бродбента перцептивная
информация параллельно поступает в сенсорные
регистры, соответствующие различным
модальностям сигнала. В модели Аткинсона
и Шиффрина информация не просто перекачивается
из одного блока в другой, а копируется
путем перевода в другие коды;
2. в когнитивной психологии
представлены различные экспериментальные
методы изучения мнемических процессов,
среди них следующие:
- метод заучивания Эббингауза
- цель его состоит в том, чтобы добиться
полного усвоения испытуемым материала,
который требуется заучить. Метод заключается
в многократном предъявлении в постоянном
темпе определенного материала, чередующемся
в период между двумя последовательными
предъявлениями, воспроизведением удержанных
в памяти элементов;
- метод постоянного числа предъявлений,
в котором для испытуемых применяют Критерий
упражнения, который представляет собой
определенное число предъявлений материала,
которое заранее устанавливается экспериментатором.
Число правильно воспроизведенных каждым
испытуемым элементов составляет показатель
его запоминания; число правильно идентифицированных
элементов - показатель его узнавания;
- метод уравнивания в заучивании
Вудвортса, цель которого состоит в уравнивании
для всех испытуемых числа правильных
воспроизведений, получаемых во время
заучивания. С этой целью каждое предъявление
материала сопровождается воспроизведением
удержанных элементов;
- метод антиципации Эббингауза
(Метод подсказки), В случае ошибки испытуемого
при предъявлении им материала экспериментатор
поправляет испытуемого; если же испытуемый
не может воспроизвести нужный элемент,
экспериментатор "подсказывает"
ему его;
- метод парных ассоциаций Калкинса
заключается в запоминании элементов,
которые располагаются попарно: первый
элемент каждой пары играет роль стимула,
второй - ответа. Испытуемые должны запомнить
пары таким образом, чтобы при предъявлении
первого члена пары они в ответ назвали
второй член;
- при методе узнавания, задача
испытуемого будет состоять в том, чтобы
просмотреть всю совокупность элементов
и идентифицировать те, которые требуется
заучить, по мере того, как они будут встречаться;
- методы определения типов памяти
(Г. Мюллером и Ф. Шуманом) Прежде всего
они попытались найти объективный критерий,
на основании которого можно было бы установить
сенсорный характер памяти. Их метод запоминание
и воспроизведение бессмысленных слогов.
- модель Во и Нормана. По их
мнению, система кратковременного хранения
обладает весьма ограниченным объемом,
и информация в ней теряется не просто
в зависимости от времени, но и за счёт
вытеснения «старых» элементов новыми;
- модель Аткинсона и Шифрина-
центральным в теории является представление,
что человек может осуществлять некоторый
контроль за информацией, поступающей
в кратковременное хранилище и из него.
Заключение
На основании анализа теоретического
материала, в рамках исследования памяти
в когнитивной психологии можно отметить
следующее:
Память — форма психического
отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении
прошлого опыта, делающая возможным его
повторное использование в деятельности
или возвращение в сферу сознания.
Когнитивная психология — направление
в психологии, возникшее в 1960-х гг. как
альтернатива бихевиоризму. Когнитивная
психология утверждает, что наше поведение
опосредствовано познавательными (когнитивными)
факторами.
Когнитивная психология изучает
восприятие, распознавание образов, внимание,
память, воображение, речь, мышление и
принятие решений. А также в рамках данного
направления изучаются как сознательные,
так и бессознательные процессы психики,
при этом и те, и другие трактуются как
различные способы переработки информации.
Изучением памяти занимались
как, отечественные так и зарубежные психологи.
Были совершены многочисленные попытки
измерить доступный человеку объем памяти,
быстроту, с которой он может запомнить
материал, и время, в течение которого
он может удерживать этот материал, а так
же особенности запоминания от различной
специфики предоставления материала.
Многие из известных учёных-психологов
рассматривали проблемы памяти. Родоначальником
экспериментальных исследований памяти
считается немецкий психолог Герман Эббингауз.
Можно также отметить имена таких учённых
как Вудвортса, Калкинса, Во и Нормана,
Аткинсона и Шиффрина, которые внесли
значительный вклад в развитие теории
и практических исследований памяти в
области когнитивной психологии. Стоит
упомянуть и имена П.И. Зинченко, А.А. Смирнова,
А.Р. Лурия и др. Благодаря когнитивной
психологии был сделан значительный шаг
вперед по сравнению с предыдущими периодами
развития общей психологии. Вклад когнитивной
психологии в развитие психологической
науки определяется тем, что она расширила
сферу исследований, открыла много новых
аспектов анализа традиционных психологических
проблем, дала полный анализ микроструктуры
познавательных действий. Кроме того,
она чрезвычайно расширила диапазон применяемых
методических средств.
Список литературы
1) Блонский П.П. Память и мышление.
– СПб: Питер, 2001.
2) Выготский Л.С. Психология. –
М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.