Источники, движущие силы и условия психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Единство социального и психического развития личности при ведущем значении социального развития отчетливо выявляется при попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются наполненными социальным и общественно-историческим содержанием.
При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через включение в системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более осмысливаться. Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Содержание работы

Введение 2
1. Источники психического развития 4
2. Движущие силы психического развития 6
3. Условия психического развития личности. 8
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Историко-филологический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Источники, движущие силы и условия

психического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: студент1 курса 4 группы

Качегина Юлия Александровна

Проверил: канд. псих. наук, доцент

 Землянухина Т. М.

 

 

 

 

 

 

Борисоглебск 2013

Оглавление

Введение 2

1. Источники психического развития 4

2. Движущие силы психического развития 6

3. Условия психического развития личности. 8

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

Введение

Развитие  личности — это, прежде всего, ее социальное развитие. Социальное развитие ведет  за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает  будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Единство  социального и психического развития личности при ведущем значении социального  развития отчетливо выявляется при  попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются  наполненными социальным и общественно-историческим содержанием.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что  личность развивается через включение  в системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие  социально-психологическое развитие личности, начинают все более осмысливаться. Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Нельзя  не отметить, что в психологических  исследованиях формирования и развития личности , разных нежелательная тенденция: в работах не раскрывается, как темп и качество развития личности в одной области социальной действительности (например, в труде) связаны с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т. п.). Движение исследований при этом совершается по направлению к системам с менее жесткими ролевыми предписаниями, в которых отчетливее выступают эмоционально-интуитивные уровни внутреннего мира личности формы ее поведения. Таковы любительские объединения, системы сходства и т. п. Все более дифференцированно начинает изучаться влияние природного, физического окружения. Раскрывается, какие свойства личности формируются в разных географических условиях, каково воздействие на личности различного типа социально-физического окружения: застроек, сооружений, зданий. Развивается экологическая психология, психология среды, психология архитектуры.

 

1. Источники психического развития

В психологических  теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают  источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское.

Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим  теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология  придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора  конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Современные представления о соотношении  биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в  основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

2. Движущие силы психического развития

Теория  психического развития личности в отечественной  психологии базируется на признании  того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях  между потребностями, которые постоянно  изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями  их удовлетворения.

Движущие  силы психического развития – это  противоречия: между потребностями  личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими  способностями, духовными запросами  и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и  навыками.

Преодоление противоречий в деятельности через  овладение соответствующими способами  ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в  овладении новыми эффективными способами  удовлетворения потребностей принадлежит  обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных  заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни  человека и характеризуется рядом  особенностей.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.

  • Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.
  • Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни  психического развития – степень  и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его  личности.

Уровень актуального развития личности - показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить  самостоятельно, но с чем справляется  с небольшой помощью других.

Рис. Движущие силы психического развития личности.

3. Условия психического развития личности.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития

Развитие  личности – сложный процесс, в  котором уровни развития постоянно  изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и  чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и  самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и  привычек находится в сложном  межэтaпном взаимодействии.

Высшие  уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих  этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как  личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально  грамотное применение принципа, утверждающего  ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка  на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения... процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития. 

Иными словами, обучение должно быть ориентировано  не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и  составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».

Зона  ближайшего развития определяется содержанием  тех задач, с которыми ребенок  еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это  тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка  чему-то новому, взрослый помогает ему  решить ту самую задачу, к пониманию  и овладению которой он уже  готов, но самостоятельно с ней еще  не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

В становлении  личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа - к обучению в высшей школе, к труду.

Возрастные  особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и  то, что характерные для определенного  возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом  ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают  от него. Это обусловливается врожденными  анатомо-физиологическими особенностями  организма, но преимущественно причинной  отставания являются условия жизни  и воспитания ребенка: они или  способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и  преподавателя - выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному  развитию, и устранять все, что  негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.

В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают  как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения  к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется  у детей дошкольного возраста. Дети этого возраста еще не имеют  собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям  взрослых и механически повторяют  их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности  дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, и подражают  только тому, что соответствует их идеалам и ценностям. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.

Информация о работе Источники, движущие силы и условия психического развития