Источники, движущие силы и условия психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Единство социального и психического развития личности при ведущем значении социального развития отчетливо выявляется при попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются наполненными социальным и общественно-историческим содержанием.
При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через включение в системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более осмысливаться. Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Содержание работы

Введение 2
1. Источники психического развития 4
2. Движущие силы психического развития 6
3. Условия психического развития личности. 8
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции  формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором  они формируются. У ребенка это  функционирование неразрывно связано  с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений... в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.

Единство  развития и обучения, развития и  воспитания означает взаимосвязь и  взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает  ход созревания и развития. Таким  образом, психические свойства ребенка  следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат  всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит:

1) с одной  стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые  как бы присваивает ребенок; 

2) с другой  стороны, из его отношений к  этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.;

3) с третьей  - из отношений ребенка к самому  себе, к окружающим его сверстникам  и взрослым, из понимания им  своего места в этой обетованной  среде, его эмоционального самоощущения  в ней.

Значит, эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит  от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. При этом они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Взрослые в работе с детьми разного возраста должны акцентировать внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

 

Заключение

 

Психология  только подходит к серьезному анализу  подобных состояний в жизни личности. И сказать о них значительное слово ей еще только предстоит.

Сейчас  можно совершенно определенно сказать, что поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как  процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной  сферы личности. Социальная среда  вокруг индивида сложно структурирована, в частности в ней могут  быть выделены иерархические слои различных  «норм»: от правил внешнего поведения  до духовных идеалов и ценностей. Нормы, предписываемые социальными  ролями, находятся где-то посередине.

Процесс формирования и развития личности напоминает инверсию. Сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок  усваивает нормы, опосредствующие  его физическое существование. Расширение контактов ребенка с социальным миром, приводит к формированию «социального»  слоя личности. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой культуры - идеалами и духовными ценностями - успешная «инверсия» этого слоя формирует  духовный центр личности, ее нравственное самосознание. При благоприятном  развитии личности эта духовная инстанция  встает над предыдущими структурами, подчиняя их себе. Усиленные поиски смысла жизни есть борьба самосознания за интеграцию личности, превращение  ее в одновершинную структуру.

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.,2006
  2. Анцыферова Л.И. Психология формирование и развития личности.- Человек в системе наук.-М.,2007
  3. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности.-
  4. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека.-М.,2007
  5. Логинова Н.А. Принцип развития в психологии.-М.,2006
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник. Т. 1. – М., 2007.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2007.

 


Информация о работе Источники, движущие силы и условия психического развития