Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Донаучная, или житейская, психология………………..……………………5
2. Психология в рамках философского знания античности и средневековья..8
3. Задание № 3…………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Psikholgoia_Kr.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Психология

Тема 3 
«Исторические этапы развития психологии»

 

 

 

Выполнила:

Гуринович Юлия Андреевна

1 курс, направление «менеджмент»

Группа № 102

Личное дело 100.15/140003

Проверила:

Абаджи О.В.

                                                                                                                     

 

                                         

                                                     Курск 2014 

Содержание  

Введение………………………………………………………………………….3  
1. Донаучная, или житейская, психология………………..……………………5 

2. Психология в  рамках философского знания античности и средневековья..8 

3. Задание № 3…………………………………………………………………..14 

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………………..17

 

  
Введение 

 
В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. Ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология. 

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Эпоха Средневековья не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию. В VII—VI вв. до н. э. зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода. Появление новых подходов к построению науки в XV—XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время. 

В данной работе автор рассмотрит понятие донаучной, или житейской, психологии, появившейся в античности, а также даст общую характеристику психологии в рамках античного и средневекового философского знания.  
Донаучная, или житейская, психология 

В современном научном мире принято выделять два подхода к рассмотрению психологии. Одним из них, научным, занимаются специалисты-психологи. В него входят академическая, прикладная и практическая психология. 

Другой подход - так называемая житейская психология. Представления о ней формируются на основе повседневного общения с другими людьми. Обычно в глубине души почти каждый человек считает, что уж в психологии людей он разбирается. Кроме этого, многие уверены, что эта житейская психология по сравнению с научной более верная. Есть в области житейской психологии и свои специалисты. Они всегда могут выслушать вас, посочувствовать и дать ценный совет, основанный на своем богатом жизненном опыте. Такой человек знает ответы на все вопросы - разводиться вам или нет, увольняться с работы или продолжать конфликтовать, как избегать семейных ссор и вообще каким надо быть. 

Определенное представление о психике дает человеку его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его Действия и поступки. Эти довольно обширные знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности, мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд, притч. Именно в них заключены истоки почти всех психологических теорий и отраслей современной психологии. 

Принято считать, что донаучная психология зародилась в известных нам древних цивилизациях 7 – 6 в до н.э, а именно в древнем Риме во время появления и расцвета таких наук как математика, философия, риторика, геометрия, механика и других. Однако учитывая ограниченность наших познаний истории более древней – 8, 10, 12 тыс. лет до н.э., бытующее утверждение о возникновении донаучной психологии вызывает некоторые сомнения. 

Донаучное, или житейское, мировосприятие и соответствующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом.

В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, которое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. Поэтому донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась лишь символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в котором обитали тот или иной род или племя. 

Если начало рождения донаучной психологии переложить на современный язык, может получиться приблизительно такая история: в одном человеческом племени родился малыш, с ранних лет, отличающийся от своих сородичей наблюдательностью и способностью к анализу. С возрастом эта способность дала ему возможность на основе анализа делать не только выводы, но и прогнозы. Возможно, он рассуждал так: - «Произошло такое-то событие, которое привело к таким-то результатам. Если я поступлю так-то, то результат получится очень даже неплохим лично для меня…». А если кроме аналитических способностей он обладал талантом оратора, в результате первобытный психолог получал всецело зависимую, легко управляемую толпу. 

Если же опираться на факты недавних археологических находок, доказывающих что высокоразвитые цивилизации существовали задолго до официально признанных, то и донаучная психология имеет более «внушительный» возраст, ибо любое человеческое общество строится, прежде всего, на психологии – личность, личностные взаимоотношения, психологические лидерство и т.д. А если учитывать тот факт, что «непознанные» цивилизации обладали скрытыми нам, сегодняшним, знаниями и технологиями, превосходящими самые современные, то и «донаучная психология» - понятие весьма относительное и применимо лишь к нашему сегодняшнему времени. 
 Психология в рамках философского знания античности и средневековья 

Психология как учение о душе существовала в качестве части философии в виде так называемой «философской психологии» вплоть до Нового времени, когда психологическое знание, наконец, стало обретать статус вполне самостоятельной науки.

Впервые развернутое учение о душе сложилось и развивалось в составе материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой греческой философии.  
Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого был Демокрит (460-370). Согласно данной теории, все существующее состоит из двух начал: бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы - мельчайшие частицы вещества, неделимые и недоступные чувствам. Они отличаются по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов. 

Именно на основе этих философских представлений разрабатывалось и психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы человеческого поведения. 

Другой античный философ – Демокрит - понимал душу как причину движения тела. Душа, как и все существующее, также материальна, но состоит из самых мелких, круглых и необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Отсюда Демокрит делал вывод, что душа смертна и уничтожается вместе со смертью тела. 

В отличие от Демокрита, его современник Сократ (470-399 до н. э.) считал, что единой первопричиной всего сущего, в том числе и человеческой души, являются не атомы, а божественный разум2. Поэтому не мертвая природа, а «божественный голос», заложенный в человеке, должен стать центром всего философского размышления. 

Сократ делает вывод, что душа и тело не едины, а противоположны по своей сущности, поскольку душа в отличие от тела невещественна, нематериальна. В отличие от видимого тела душа невидима. Душа - это прежде всего разум, т.е. то, что в человеческой природе наиболее близко к божеству. Поэтому душа не смертна, а бессмертна. 

Высшего развития идеалистическое понимание души достигло в философских рассуждениях Платона Афинского (427-347 до н. э.). Согласно Платону, душа, предназначенная каждому человеку, уже до его рождения существует в далеком космосе, в особом «мире идей». Он учил, что человек «есть насаждение не земное, а небесное». При рождении человека душа соединяется с ним. Все душевные, психологические явления он подразделял на три основных вида: разум, воля и низменные желания. Эти три части души соответственно помешались в голове, груди и животе человека. Низшая из частей человеческой души - низменные желания - является общей для человека и животных, это неразумное начало души; оно проявляется в удовлетворении простейших телесных потребностей. Но эта часть составляет наибольшую долю в душе человека. 

Разум есть высшее начало, оно противоположно низшему и направлено на постижение истины, добра и красоты. Третье начало обеспечивает такие качества человека, как воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели. 

Вершиной же античной психологии является учение Аристотеля о душе (384-322 до н. э.)2. Эта работа - первое в истории психологии систематическое исследование по проблеме духовного мира человека. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела, а не нечто, привнесенное в него извне. Причем душа дает смысл существованию живого тела, сообщает цель его деятельности, направляет ее. Роль тела, таким образом, состоит в том, чтобы быть инструментом, находящимся на службе у души. Он полагал, что орудиями души является не только человеческое тело, но и тело животных, растений, т.е. все, как он выражался, «естественные тела», что их и отличает от «искусственных тел», например от топора, у которого души нет. 

Действует, конечно, не сама душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. Не душа, а сам человек благодаря душе трудится, учится, размышляет. Все душевные состояния - сон, бодрствование - сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души должно быть делом двух специалистов: естествоиспытателя, который изучает тело, и философа, психолога, которые исследуют душу. Существует и главный орган, который обеспечивает работу человеческой души. Таким органом является сердце. Мозг же выполняет лишь вспомогательную функцию.  
Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психике, поскольку не могут существовать без материи, третья - метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум. Нетрудно заметить, что подобная характеристика разума противоречит общей установке Аристотеля о неразрывной связи души и живого организма. 

Аристотель впервые ввел в психологию идею «диалектики души», Т.е. развития от низших уровней к ее высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения из младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее - к разумной душе.  
При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость, т.е. представления Аристотеля о душе были в целом рационалистичны. Эта рационалистическая установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.  
Существенной особенностью эпохи средневековья является восстановление преемственности в развитии психологических идей, нарушенной падением древнегреческой цивилизации.

 Теологическая  направленность подавляющего числа  «душевных доктрин» послужила  причиной формирования в массовом  сознании стереотипа в восприятии  эпохи средних веков как периода  научной депрессии и деградации, что в корне противоречит результатам  и общей значимости вклада  ученых этого периода в поступательное  развитие человеческой культуры. 

Информация о работе Исторические этапы развития психологии