Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 18:50, контрольная работа
В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Донаучная, или житейская, психология………………..……………………5
2. Психология в рамках философского знания античности и средневековья..8
3. Задание № 3…………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………
Имена великих деятелей науки и культуры средневековья: Томас Мор, Томазо Кампанелла, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Омар Хайям, Гянджеви Низами, Джованни Боккаччо, Уильям Шекспир, Сааведра Сервантес, Санти Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Все они не обошли в своем творческом и научном поиске проблемы человеческой души. Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало присущими ему средствами (католическая инквизиция) свои формы мировоззрения. Они отличались от античных образцов и современных им восточных примеров. Утверждается душевный самоанализ, связанный с христианской добродетелью смирения и покаяния. Устанавливаются церковно-обрядовые формы самоанализа: проповедь, исповедь, аскетизм, молитва.
Специфика европейской культуры средневековья отразилась в психологических взглядах этой эпохи. Их главной особенностью было противостояние двух направлений научной мысли: номинализма (отрицалась реальность существования общих понятий – универсалий) и реализма в рамках схоластики (признавалось бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов).
В средневековой схоластике (от греч. «схоластикос» - школьный, ученый) имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование античных авторов1. При этом позитивное исследование реальных проблем подменялось вербальными операциями. Как следствие, античная и средневековая науки представляли собой замкнутый нормативный «круг». Из двух уровней этой системы знания (божественного откровения и религиозных комментариев Платона и Аристотеля) выводилась «вечная истина». Эта концепция была направлена против представлений о вечности мира, об уничтожаемости индивидуальной души, об относительности истин.
Святой Августин (Августин Блаженный) (354-430) - один из «отцов церкви», творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Психологические воззрения Августина выражаются в приверженности психологизму. Он придал трактовке души особый характер: ее основу образует воля, а не разум. Августин стал инициатором учения, названного позднее волюнтаризмом (от лат. «волюнтас» - воля). Ценным для совершенствования психологического знания представляется выделение Августином внутреннего опыта как способа понимания психики и сознания2. В дальнейшем определение внутреннего опыта, освобожденное от божественной предопределенности, слилось с представлением об интроспекции как методе исследования сознания, которым владеет психология. Новое в развитии психологического знания у Августина - мысли о динамике человеческой личности и общечеловеческой истории.
Фома Аквинский (1225-1274) – «ангельский доктор», видный схоластик, основатель томизма, система которого стала ведущим направлением католицизма. В 1567 году признан «пятым учителем церкви». Решал задачу обоснования религиозного мировоззрения. Выступал против «восточных антихристов» - естественно-научного направления в исследовании психики. В психологических идеях следует своим мировоззренческим принципам. Во всей психологии Фомы проглядывается структурность и иерархичность: от низшего к высшему. Например, формы душевной жизни размещаются в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду. Психология Фомы Аквинского представляет собой классический образец средневековой схоластики. Принципы ее построения: структуры, иерархичности, последовательности, системности, строгой определенности, заняли прочное место в арсенале психологической мысли1. Идеи о человеке как общественном существе, о личности как самом благородном во всей разумной природе, о приоритетной роли интеллекта в деятельности людей сделали его выдающимся представителем средневекового психологического знания.
Роджер Бэкон (1214-1292) - английский философ и естествоиспытатель. В критике нравов своей эпохи никого не щадил, включая Папу. Научные идеи направлены против схоластических догм. В науке и ее логике Р. Бэкон - новатор, далеко опередивший свое время.
Главным условием построения
новой научной системы Р. Бэкон считал
преодоление схоластических предрассудков,
целью всех наук - увеличение власти человека
над природой. Его метод в формуле «опыт
- эксперимент - математика». Подчеркивая
роль математического анализа в исследовании
естественных явлений, ученый утверждает,
что психика включается в естественный
ряд природных явлений, который поддается
опыту, эксперименту и математической
обработке. В научном анализе психики
ученый исследовал зрительные ощущения.
Психологические идеи Р. Бэкона, его научный
метод - явились этапным событием в эволюции
знаний о человеке. После него схоластика
в новоевропейской науке о душе начинает
исчезать.
3. Задание № 3
Философы средневековья:
а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;
б) опирались в своих исследованиях только на богословов;
в) пытались защитить догматы христианской религии;
г) все ответы неверны.
Правильный ответ – в.
Как уже рассматривалось выше, во втором вопросе, спецификой средневековой философско-психологической мысли была ее явно теологическая направленность.
Несмотря на то, что еще одной особенностью было комментирование античных мыслителей, резкого отвержения доктрины Аристотеля не было. Вернее, изначально она церковью отвергалась, но в дальнейшем была «адаптирована» под ее нужды.
Именно поэтому, философы
Средневековья опирались и на учения богословов,
и на размышления античных авторов.
При этом наличие «святой
инквизиции» предполагало защиту философами
церковных догматов. Яркий тому пример
– Фома Аквинский (1225–1274), учение которого
согласно папской энциклике 1879 г. канонизировано
как истинно католическая философия (и
психология), получившая название томизма.
Заключение
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Психологические знания являлись составной частью науки, изучавшей общие закономерности общества, природы и человека - натурфилософии (философии). Частью философии психология оставалась почти 20 веков. В обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир.
Античные ученые впервые
попытались ответить на вопросы, как соотносятся
в человеке телесное и духовное, разумное
и иррациональное. Окончился этот период
в III-IV вв., когда зарождающаяся религия
начала доминировать над научными концепциями
и стал возвращаться сакральный подход
к знаниям, которые рассматривались не
с точки зрения их доказательности, а с
точки зрения веры или неверия.
Под влиянием атмосферы,
характерной для средневековья (усиление
церковного влияния на все стороны жизни
общества, включая и науку), утвердилось
представление, что душа является божественным,
сверхъестественным началом, и потому
изучение душевной жизни должно быть подчинено
задачам богословия. Человеческому суждению
может поддаваться лишь внешняя сторона
души, которая обращена к материальному
миру. Величайшие таинства души доступны
лишь в религиозном (мистическом) опыте.
Изучение данных периодов
развития психологии имеет большое значение,
поскольку именно в это время зародились
основные идеи понимания души, на основе
которых философы последующих веков разрабатывали
свои идеи. Эти периоды охватывают большую
часть истории психологии. Следующий этап
развития начался лишь в XVII веке.
Список использованной
литературы
1. Абдурахманов
Р.А. История психологии: идеи, концепции,
направления. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.
2. Введение в
психологию. / Под ред. А.В. Петровского.
- М.: Академия, 1996 - 496 с.
3. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.
4. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
6. Сорокун П.А. Основы
психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.
7. Тертель А.Л. психология:
курс лекций. – М.: Проспект, 2006. – 248 с.
8. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. - М.: Академия, 1996. - 416 с