Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Донаучная, или житейская, психология………………..……………………5
2. Психология в рамках философского знания античности и средневековья..8
3. Задание № 3…………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Psikholgoia_Kr.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

Имена великих деятелей науки и культуры средневековья: Томас Мор, Томазо Кампанелла, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Омар Хайям, Гянджеви Низами, Джованни Боккаччо, Уильям Шекспир, Сааведра Сервантес, Санти Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Все они не обошли в своем творческом и научном поиске проблемы человеческой души. Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало присущими ему средствами (католическая инквизиция) свои формы мировоззрения. Они отличались от античных образцов и современных им восточных примеров. Утверждается душевный самоанализ, связанный с христианской добродетелью смирения и покаяния. Устанавливаются церковно-обрядовые формы самоанализа: проповедь, исповедь, аскетизм, молитва. 

Специфика европейской культуры средневековья отразилась в психологических взглядах этой эпохи. Их главной особенностью было противостояние двух направлений научной мысли: номинализма (отрицалась реальность существования общих понятий – универсалий) и реализма в рамках схоластики (признавалось бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов). 

В средневековой схоластике (от греч. «схоластикос» - школьный, ученый) имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование античных авторов1. При этом позитивное исследование реальных проблем подменялось вербальными операциями. Как следствие, античная и средневековая науки представляли собой замкнутый нормативный «круг». Из двух уровней этой системы знания (божественного откровения и религиозных комментариев Платона и Аристотеля) выводилась «вечная истина». Эта концепция была направлена против представлений о вечности мира, об уничтожаемости индивидуальной души, об относительности истин. 

Святой Августин (Августин Блаженный) (354-430) - один из «отцов церкви», творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Психологические воззрения Августина выражаются в приверженности психологизму. Он придал трактовке души особый характер: ее основу образует воля, а не разум. Августин стал инициатором учения, названного позднее волюнтаризмом (от лат. «волюнтас» - воля). Ценным для совершенствования психологического знания представляется выделение Августином внутреннего опыта как способа понимания психики и сознания2. В дальнейшем определение внутреннего опыта, освобожденное от божественной предопределенности, слилось с представлением об интроспекции как методе исследования сознания, которым владеет психология. Новое в развитии психологического знания у Августина - мысли о динамике человеческой личности и общечеловеческой истории. 

Фома Аквинский (1225-1274) – «ангельский доктор», видный схоластик, основатель томизма, система которого стала ведущим направлением католицизма. В 1567 году признан «пятым учителем церкви». Решал задачу обоснования религиозного мировоззрения. Выступал против «восточных антихристов» - естественно-научного направления в исследовании психики. В психологических идеях следует своим мировоззренческим принципам. Во всей психологии Фомы проглядывается структурность и иерархичность: от низшего к высшему. Например, формы душевной жизни размещаются в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду. Психология Фомы Аквинского представляет собой классический образец средневековой схоластики. Принципы ее построения: структуры, иерархичности, последовательности, системности, строгой определенности, заняли прочное место в арсенале психологической мысли1. Идеи о человеке как общественном существе, о личности как самом благородном во всей разумной природе, о приоритетной роли интеллекта в деятельности людей сделали его выдающимся представителем средневекового психологического знания. 

Роджер Бэкон (1214-1292) - английский философ и естествоиспытатель. В критике нравов своей эпохи никого не щадил, включая Папу. Научные идеи направлены против схоластических догм. В науке и ее логике Р. Бэкон - новатор, далеко опередивший свое время. 

Главным условием построения новой научной системы Р. Бэкон считал преодоление схоластических предрассудков, целью всех наук - увеличение власти человека над природой. Его метод в формуле «опыт - эксперимент - математика». Подчеркивая роль математического анализа в исследовании естественных явлений, ученый утверждает, что психика включается в естественный ряд природных явлений, который поддается опыту, эксперименту и математической обработке. В научном анализе психики ученый исследовал зрительные ощущения. Психологические идеи Р. Бэкона, его научный метод - явились этапным событием в эволюции знаний о человеке. После него схоластика в новоевропейской науке о душе начинает исчезать.  
3. Задание № 3 

Философы средневековья: 

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля; 

б) опирались в своих исследованиях только на богословов; 

в) пытались защитить догматы христианской религии; 

г) все ответы неверны. 

Правильный ответ – в. 

Как уже рассматривалось выше, во втором вопросе, спецификой средневековой философско-психологической мысли была ее явно теологическая направленность. 

Несмотря на то, что еще одной особенностью было комментирование античных мыслителей, резкого отвержения доктрины Аристотеля не было. Вернее, изначально она церковью отвергалась, но в дальнейшем была «адаптирована» под ее нужды. 

Именно поэтому, философы Средневековья опирались и на учения богословов, и на размышления античных авторов.  
При этом наличие «святой инквизиции» предполагало защиту философами церковных догматов. Яркий тому пример – Фома Аквинский (1225–1274), учение которого согласно папской энциклике 1879 г. канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма. 

 

Заключение 

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Психологические знания являлись составной частью науки, изучавшей общие закономерности общества, природы и человека - натурфилософии (философии). Частью философии психология оставалась почти 20 веков. В обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. 

Античные ученые впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное. Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия.  
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. 

Изучение данных периодов развития психологии имеет большое значение, поскольку именно в это время зародились основные идеи понимания души, на основе которых философы последующих веков разрабатывали свои идеи. Эти периоды охватывают большую часть истории психологии. Следующий этап развития начался лишь в XVII веке.  
 
Список использованной литературы 

 
1. Абдурахманов  Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с. 

2. Введение в  психологию. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996 - 496 с.  

3. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с. 

4. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с. 

5. Психология. Учебник  для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с. 

6. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.  

7. Тертель А.Л. психология: курс лекций. – М.: Проспект, 2006. – 248 с.  

8. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. - М.: Академия, 1996. - 416 с


Информация о работе Исторические этапы развития психологии