Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 08:40, реферат
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму. Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятии, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно ? деятельность людей, занятых познанием психического мира.
Поскольку же знание является продуктом умственной работы, то обычно история психологии выступает как история научно-психологической мысли. Работа мысли в науке отличается от других способов осознания психической жизни (в религии, в искусстве, в сфере житейской мудрости и др.)
Введение.
Исторические предшественники гештальтпсихологии
Общая характеристика гештальтпсихологии
Курт Левин (1890-1947)
Теория поля К.Левина.
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
История науки? это особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает. Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов придерживаются на него те или иные индивиды.
Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных, странах.
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму. Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятии, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно ? деятельность людей, занятых познанием психического мира.
Поскольку же знание является
продуктом умственной работы, то обычно
история психологии выступает как
история научно-
Наука имеет свои внутренние
ресурсы, свой запас средств для
проникновения в тайники
Исторические предшественники гештальтпсихологии.
Как и у любого научного направления, у гештальтпсихологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), cогласно Канту, восприятие - это не пассивное впечатление и не комбинация чувствительных элементов, как предполагали эмпирики и ассоцианисты, а активная организация элементов связанных в согласованный опыт. Таким образом, утверждал Кант, именно разум придает определенную форму результатам восприятия.
Психолог Франц Брентано (1838-1917), работавший в Венском университете, возражал против представления Вундтом сознательного опыта в виде суммы его отдельных составляющих и утверждал, что психология должна изучать процесс осознания. Он считал, что вундтовская интроспекция несет в себе много надуманных ограничений, и оказывал предпочтение менее строгим, более непосредственным методам наблюдения возникающих переживаний.
Таким образом, подход Брентано был достаточно близок к возникшему позднее направлению гештальтпсихологии.
Книга профессора физики пражского университета Эрнста Маха (1838-1916) «Анализ ощущений» (The Analysis of Sensations), вышедшая в 1885 году, оказала непосредственное влияние на возникновение гештальтпсихологии.
В этой работе Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов (геометрических фигур) и временных процессов (музыкальных мелодий). Восприятие этих объектов и процессов оказалось независимым от их отдельных элементов.
К примеру, круглые предметы могут быть белыми или черными, большими или маленькими, что никак не отразится на их геометрической форме.
Мах утверждал, что наше
восприятие объекта не связано с
изменениями его пространственн
Подобным образом и мелодия останется в нашем восприятии все той же мелодией, даже если станет исполняться быстрей или медленней - то есть если ее временная форма изменится.
Идеи Маха получили свое развитие в идеях Кристиана фон Эренфельса (1859-1932), предположившего, что существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений.
Он назвал их качества формы (gestalt qualitaten) - то есть качествами, основанными на чем-то, что не воспринимается индивидуальными ощущениями. Например, мелодии присуще качество формы, которое она сохраняется и при переводе мелодии в любую другую тональность.
Другими словами, мелодия не зависит от восприятия элементарных ощущений.
Они считали, что разум
придает форму нашим
Основатель гештальт-психологии Макс Вертхеймер, учившийся в Праге вместе с Эренфельсом, отмечал, что «важнейший импульс» развитию новых идей придали именно работы Эренфельса.
Исследования Вильяма Джемса, выступавшего против идеи атомизма (материя состоит из вечно не делимых частиц - атомов), также послужили основой для создания гештальтпсихологии. Он подчеркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не в качестве набора ощущений.
Еще одним научным течением, повлиявшим на возникновение гештальтпсихологии, стало феноменологическое движение в немецкой философии и психологии. Феноменология изучает неискаженное описание непосредственного опыта в том виде, в каком он происходит. Другими словами, она использует не скорректированное наблюдение, при котором опыт не разбивается на отдельные элементы и не расчленяется никаким иным образом. Феноменология исследует простые, в какой-то мере даже примитивные переживания людей, руководствующихся только здравым смыслом, противопоставляя их переживаниям подготовленных наблюдателей, имеющих определенную внутреннюю ориентацию.
Группа психологов феноменологического направления работала в лаборатории Мюллера в Геттингенском университете в Германии в период с 1909 по 1915 год - как раз в то время, когда началось развитие движения гештальтпсихологии. Работы этой группы ускорили формальное создание школы гештальтпсихологии, которая впоследствии унаследовала подход феноменологов.
Общая характеристика гештальтпсихологии
Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии.
Гештальтпсихология
Таким образом, в отличие
от других психологических направлений
(психоанализа, бихевиоризма), кардинально
пересмотревших предмет психологии,
представители
Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.
Опровергалось прежнее
представление о том, что развитие
психики основывается на формировании
все новых ассоциативных
Поэтому многие представители данного направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов.
Идеи, развиваемые
Кроме того, это была первая
(и долгое время практически
Ученый |
Предмет и задачи исследования |
Основные результаты |
М. Вертгеймер |
Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется |
Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления |
К. Коффка |
Изучение свойств, законов и развития восприятия |
Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов |
В. Келер |
Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей |
Инсайт, законы образно-схематического мышления |
К.Левин |
Исследование психологического поля личности и социального поля группы |
Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства |
В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.
Не меньшее значение имеют и работы Левина для психологии личности и социальной психологии.
Курт Левин (1890-1947)
Курт Левин родился
в Германии в городе Могильно. Образование
он получил в университетах
Он проводил исследования по проблемам ассоциации и мотивации и начал разрабатывать свою теорию поля, которую изложил в 1929 году в США на международном конгрессе психологов в Йельском университете.
Теория поля.
Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
Левин был уже хорошо известен в Соединенных Штатах, когда в 1932 году получил приглашение прочитать курс лекций в Стэндфордском университете. На следующий год он решил уехать из Германии из-за нацистской угрозы. «Теперь я убежден, что для меня нет другого выхода кроме эмиграции, - писал он Келеру, - даже если это разобьет мою жизнь». Впоследствии мать и сестра Левина погибли в фашистских концентрационных лагерях.
Сам он два года проработал в Корнелле, а затем отправился в университет штата Айова, где проводил исследования по проблемам детской социальной психологии. По результатам этой работы он был приглашен в Массачусетский технологический институт с предложением основать и возглавить новый исследовательский Центр групповой динамики. Хотя он умер всего через несколько лет после назначения на эту должность, его программа исследований оказалась настолько эффективной, что и в наше время сохранила свою актуальность для научной деятельности исследовательского центра, который теперь относится к университету штата Мичиган.
Информация о работе Исторические предшественники гештальтпсихологии