Исторические предшественники гештальтпсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 08:40, реферат

Описание работы

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму. Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятии, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно ? деятельность людей, занятых познанием психического мира.
Поскольку же знание является продуктом умственной работы, то обычно история психологии выступает как история научно-психологической мысли. Работа мысли в науке отличается от других способов осознания психической жизни (в религии, в искусстве, в сфере житейской мудрости и др.)

Содержание работы

Введение.
Исторические предшественники гештальтпсихологии
Общая характеристика гештальтпсихологии
Курт Левин (1890-1947)
Теория поля К.Левина.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Разработка проблемы восприятия в русле гештальт-психологии. Теория поля К.Левина.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

        Теория поля Курта Левина  сложилась под влиянием точных наук - физики, математики

Он исходил из того, что личность живет и развивается  в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Теория поля включает несколько взаимосвязанных и  тесно переплетающихся между  собой концептуальных частей ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Теории поля – "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое окружение", или "психологическая среда".

Понятие "поля" определяется в Теории поля как "тотальность  сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые". В качестве детерминанта поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

"Жизненное пространство" – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека Теории поля рассматривает поведение личности как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент.

Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта  валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие  предметы, которые для всех имеют  одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.

В этом состоянии человек  стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности).

Граница между жизненным  пространством и внешним миром  в Теории поля напоминает скорее проницаемую  мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.

Cтруктура личности  рассматривается в Теории поля как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Теории поля символизирует два свойства чел.: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение "часть – целое" – включенность в большее пространство.

Потребности в структуре  личности не изолированы, но находятся  в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций.

Эта гибкость достигается  благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих  между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

     Исследуя  формирование замещающих действий, Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл все посуду.

Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переключались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивались, а не уменьшались со временем.

Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особенности  когнитивных процессов, такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение, связаны с  разрядкой или напряжением потребностей.

В многочисленных экспериментах  Левина было доказано, что нереализованные  потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние  напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также  связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребенка, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. В книге «Теория поля и обучение» (1942) Левин раскрыл содержание важного для него понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Появление временной перспективы позволяет людям преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля.

 

Заключение.

Таким образом, понятие  “гештальт” можно использовать для  ссылки как на предмет, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим сенсорным полем. В него также включаются процессы научения и памяти, а также стремления, эмоциональные отношения, действия и др. В этом общем смысле гештальт-подход дает возможность нового объяснения самых различных областей психологического знания.

Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и  к групповому поведению. Согласно его  взглядам, так же как индивид и его окружение формируют психологическое пол, так и группа и ее окружение формирует социальное поле. Социальное поведения проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в каждый момент времени является функцией общего состояния социального поля.

Гештальтизм оставил  заметный след в современной психологии и оказал влияние на понимание  проблем перцепции, научения, мышления, личности и ее мотивации, а также социальной психологии. Многие более поздние научные школы и теории возникли, опираясь на идеи и термины, разработанные в гештальт-психологии.

Список литературы.

 

1. Марцинковская Т. Д История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.

3. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с

4. Шульц Д. , Шульц С.Э. История современной психологии. СПб, 1998.

5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:Питер, 2001. — 656 с.


Информация о работе Исторические предшественники гештальтпсихологии