Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:57, реферат
Именно в нравственно-философской и нравственно-духовной практиках психологическое консультирование в течение многих веков (до конца ХIХ в.) развивалось как составной элемент целостной деятельности, как тот элемент, который в дальнейшем сам станет целостной деятельностью. Исчезновение этого религиозно-философско-этического «генетического следа» из практики психологического консультирования неизбежно приведет его самого к содержательно-концептуальному вымиранию, превращению в сферу определенного рода услуг. Конечно же, и сама по себе консультативная практика нравственно-философского и нравственно-духовного наставления, поддержки на сегодня не исчезла и содержательно не исчерпала себя и, надеемся, не исчезнет никогда из социальной жизни человека.
Глава 1. Теоретические основы возникновения феномена психологического консультирования
Понятие психологического консультирования
Психологическое консультирование – одно из основных «приложений» практической психологии.
Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.
Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.
Психологическое консультирование
- прикладная отрасль современной психологии.
В системе психологической науки ее задачей является
разработка теоретических основ и
Психологическое консультирование,
как правило, представляет собой непосредственную
работу с человеком, семьей или группой,
направленную на решение личностных и межличностных
проблем средствами консультативной беседы
(в медицинской, или «классической» традиции),
а также – на развитие (поддержку развития)
личности или группы – средствами этой
беседы (в немедицинской, современной
традиции).
Психологическое консультирование также
является организованным особым образом
– в форме диалога – межличностным взаимодействием.
Поэтому как описание, так и исследование
психологического консультирования предполагают
необходимость изучения специфики межличностных
отношений психолога с клиентом:
а) по сравнению с обыденными формами взаимодействия;
б) с иными формами профессионального общения (педагогического, медицинского и т. п.).
Сравнивая различные точки зрения на сущность того, что обозначается термином «психологическое консультирование», можно обнаружить как то, что сближает эти взгляды, так и то, что существенно отличает их. В каждом из известных определений акцентируется тот или иной аспект этого вида работы, чаще всего это следующее:
- позиции и степень активности сторон;
- направленность, собственно предмет и специфика методов работы.
Некоторые специалисты условно подразделяют
все известные представления о
- консультирование как воздействие;
- консультирование как взаимодействие.
Ряд авторов для выделения сущности психологического консультирования используют прием сравнения данного вида работы с психотерапией. Как это может выглядеть, видно из следующих примеров.
Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэн-Даунинг Л. пишут следующее: «Консультирование занимает обширную территорию между итервьюированием и психотерапией. Вместе с тем трудно указать четкую границу между ними. Консультирующий часто выступает как терапевт, а также осуществляет интервьюирование обычно работая с нормой, ему часто приходится иметь дело и с патологией.
Независимо от того, как рассматривать эту схему, пересечения очень существенны. Временами психотерапевт проводит интервью и, аналогично, некоторые интервьюеры в какой-то мере занимаются психотерапией.
Терапевт и клиент встречаются для интервью, сеанса консультирования или психотерапии, как правило, добровольно. Но в некоторых случаях (закрытые школы, тюрьмы, клиники) людей специально направляют к психологу даже без их согласия. Установить взаимоприемлемые отношения в этих случаях, конечно, очень трудно» (Айви А. Е. и др., 2000, с. 29–30).
2) Ю. Е. Алешина, рассматривая
психологическое
3) Авторы «Психотерапевтической
энциклопедии», выпущенной под
редакцией Б. Д. Карвасарского,
4) В пособии «Общая психотерапия» В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донского, С. А. Игумнова психологическое консультирование не выделяется как особый вид практики, а рассматривается как разновидность психотерапии. В частности, о психологическом консультировании в этом пособии речь идет только при рассмотрении основ семейной психотерапии, где в контексте анализа особенностей семейного психологического консультирования отмечается: «Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, акценте на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждения способов разрешения ситуации...» (Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А., 1999, с. 457).
5) В. Ю. Меновщиков обращает внимание: «…консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни» и для определения сходства и различий (по параметрам «субъект», «объект», «цель») приводит сравнительную таблицу понятий «психотерапия», «психокоррекция», «неврачебная психотерапия», «психологическое консультирование» (Меновщиков В. Ю., 1998, с. 5–7). t
6) Наиболее подробно на
этом вопросе останавливаются
П. П. Горностай, С. В.
7) М. А. Гулина определяет консультирование как: «…ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентный в области релевантных психологических знаний и навыков консультант стремится способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекста его (клиента) общей личностной программы узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания с более ясно воспринимаемыми и более реалистично определяемыми целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества» (Гулина М. А., 2000, с. 37).
Разнообразие направлений, течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических и методологических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует единого определения консультирования и психотерапии.
Одни из них четко разводят консультирование и психотерапию, относя психотерапию к медицине, другие акцентируют психологические аспекты и сходство данных практик.
Отечественная традиция двойственна
и обычно склоняется к тому, что, в отличие от
консультирования как «продажи советов»,
психотерапия выступает, прежде всего,
как метод лечения, то есть входит в компетенцию
медицины и осуществляется специалистом
с медицинским образованием.
Зарубежные определения психотерапии
в большей степени подчеркивают ее психологические
аспекты и во многом сближают эти практики.
При этом, как это внешне ни парадоксально,
в случае зарубежных подходов имеются
более четкие юридические и этические
базы психологической помощи, консультированию
и психотерапии в России же до сих пор
свойственна размытость правовых и ценностных
границ.
В качестве моментов идентичности или тождества психотерапии и психологического консультирования чаще всего отмечают следующие:
Психологическое консультирование и психотерапия относятся к области активной психологической работы.
Они предполагают непосредственную
работу с людьми, хотя и на основе
использования несколько
Обе практики и их различные «компоненты» направлены на работу с личностными проблемами клиента.
Различий этих практик и понятий отмечают гораздо больше и чаще. Это особенно важно на этапе обучения консультированию и/или психотерапии. Однако когда мы имеем дело с высокими уровнями профессиональных достижений, то различия существенно нивелируются. В обеих ситуациях отмечается, что инструментом специалиста является его личность. И именно эта личность, ее способность к помогающему и развивающему диалогу, определяет масштаб и название того, что происходит между людьми, включенными в диалог как великолепный и непредсказуемый хаос человеческих отношений, моделей поведения, мыслей и переживаний.
Можно выделить некоторые особенности, которые отличают психологическое консультирование от других видов психологической помощи, например, психотерапии:
За психологическим
Психологическое консультирование
в большей степени
Психологическое консультирование – это краткосрочная помощь клиенту, обычно оно рассчитано не более чем на пятнадцать встреч.
Психологическое консультирование ориентировано на проблемы, которые касаются взаимодействия клиента с окружающим миром, то есть на область межличностных отношений, и в меньшей степени касается внутриличностных конфликтов.
Целью психологического консультирования является изменение неэффективных, стереотипных способов поведения клиента, которые мешают ему во взаимоотношении с окружающими людьми.
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
Место и роль консультирования в рамках психологической практики определяется профессиональным мировоззрением исполнителя и тем документом, который создает нормативно-правовое пространство этой работы (например, уставом учреждения, в котором работает специалист). Здесь следует отметить, что профессиональную ответственность за качество и результат своей деятельности психолог-практик несет не только перед своей совестью, но и перед профессиональным сообществом, к которому он принадлежит. Эта сторона психологической практики, как правило, отражается в профессиональных этических кодексах.
1.2. Возникновение и развитие
психологического
Психологическое консультирование является
одним из самых востребованных видов
работы практического психолога
и активно применяется во всех
«психологических школах». Рассматривая
историю возникновения
Всякая социальная профессиональная практика, каковой и является психологическое консультирование, начинает зарождаться, а затем вступать в стадию своего зрелого и целостного развития в первую очередь в силу того фактора, что она становится востребована появлением какой-либо вполне определенной потребности – психологической, социальной, социально-психологической. Можно даже утверждать, что в культурно-историческом плане практика консультирования базировалась на потребностях исключительно психологического характера, а профессиональная практика в большей степени вырастает из потребностей уже социального характера. Между содержанием культурно-исторического и профессионального периодов практики психологического консультирования существует как органичная связь, так и существенные различия. Каждый период внес и вносит свой вклад в развитие человека «культурного». В культурно-исторический период формирования практики консультирования сложилось структурно-содержательное ядро этой практики, ее базовые идеи, цели и задачи, в профессиональный – в большей степени операциональные моменты и т.д.