История психоконсультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Именно в нравственно-философской и нравственно-духовной практиках психологическое консультирование в течение многих веков (до конца ХIХ в.) развивалось как составной элемент целостной деятельности, как тот элемент, который в дальнейшем сам станет целостной деятельностью. Исчезновение этого религиозно-философско-этического «генетического следа» из практики психологического консультирования неизбежно приведет его самого к содержательно-концептуальному вымиранию, превращению в сферу определенного рода услуг. Конечно же, и сама по себе консультативная практика нравственно-философского и нравственно-духовного наставления, поддержки на сегодня не исчезла и содержательно не исчерпала себя и, надеемся, не исчезнет никогда из социальной жизни человека.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.48 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические  основы возникновения феномена психологического консультирования

Понятие психологического консультирования

 

Психологическое консультирование – одно из основных «приложений» практической психологии.

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

Слово «психологическое»  можно понимать двояко. С одной  стороны, оно может указывать  на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С  другой стороны, его можно рассматривать  как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим  проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной  психологии. В системе психологической  науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Психологическое консультирование, как правило, представляет собой  непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных  проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также – на развитие (поддержку развития) личности или группы – средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции).  
Психологическое консультирование также является организованным особым образом – в форме диалога – межличностным взаимодействием. Поэтому как описание, так и исследование психологического консультирования предполагают необходимость изучения специфики межличностных отношений психолога с клиентом:

а) по сравнению с обыденными формами взаимодействия;

б) с иными формами  профессионального общения (педагогического, медицинского и т. п.).

Сравнивая различные  точки зрения на сущность того, что  обозначается термином «психологическое консультирование», можно обнаружить как то, что сближает эти взгляды, так и то, что существенно отличает их. В каждом из известных определений акцентируется тот или иной аспект этого вида работы, чаще всего это следующее:

- позиции и степень  активности сторон;

- направленность, собственно  предмет и специфика методов  работы.

Некоторые специалисты  условно подразделяют все известные  представления о консультировании на две основные группы:

- консультирование как  воздействие;

- консультирование как  взаимодействие.

Ряд авторов для выделения  сущности психологического консультирования используют прием сравнения данного вида работы с психотерапией. Как это может выглядеть, видно из следующих примеров.

Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэн-Даунинг  Л. пишут следующее: «Консультирование занимает обширную территорию между итервьюированием и психотерапией. Вместе с тем трудно указать четкую границу между ними. Консультирующий часто выступает как терапевт, а также осуществляет интервьюирование обычно работая с нормой, ему часто приходится иметь дело и с патологией.

Независимо от того, как рассматривать эту схему, пересечения очень существенны. Временами психотерапевт проводит интервью и, аналогично, некоторые интервьюеры в какой-то мере занимаются психотерапией.

Терапевт и клиент встречаются  для интервью, сеанса консультирования или психотерапии, как правило, добровольно. Но в некоторых случаях (закрытые школы, тюрьмы, клиники) людей специально направляют к психологу даже без их согласия. Установить взаимоприемлемые отношения в этих случаях, конечно, очень трудно» (Айви А. Е. и др., 2000, с. 29–30).

2) Ю. Е. Алешина, рассматривая  психологическое консультирование  в контексте методов психологического  воздействия, отмечает сложность его точного определения. По ее мнению, специфика консультирования выступает в сравнении его с психологической коррекцией и психотерапией. Она определяет психологическое консультирование как «...непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа» (Алешина Ю. Е., 1994, с. 5).

3) Авторы «Психотерапевтической  энциклопедии», выпущенной под  редакцией Б. Д. Карвасарского,  в статье «Психологическое консультирование»  (подзаголовок которой — «Профессиональная  помощь в поиске решения проблемной  ситуации») отмечают: «Профессиональное  консультирование могут проводить  психологи, социальные работники,  педагоги или врачи, прошедшие  специальную подготовку. В качестве  пациентов могут выступать здоровые  или больные люди, предъявляющие  проблемы экзистенциального кризиса,  межличностных конфликтов, семейных  затруднений или профессионального  выбора. В любом случае пациент  воспринимается консультантом как  дееспособный субъект, ответственный  за решение своей проблемы. В  этом основное отличие психологического  консультирования от психотерапии. От так называемой дружеской беседы психологическое консультирование отличается нейтральной позицией консультанта…» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 413–414).

4) В пособии «Общая психотерапия» В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донского, С. А. Игумнова психологическое консультирование не выделяется как особый вид практики, а рассматривается как разновидность психотерапии. В частности, о психологическом консультировании в этом пособии речь идет только при рассмотрении основ семейной психотерапии, где в контексте анализа особенностей семейного психологического консультирования отмечается: «Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, акценте на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждения способов разрешения ситуации...» (Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А., 1999, с. 457).

5) В. Ю. Меновщиков обращает внимание: «…консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни» и для определения сходства и различий (по параметрам «субъект», «объект», «цель») приводит сравнительную таблицу понятий «психотерапия», «психокоррекция», «неврачебная психотерапия», «психологическое консультирование» (Меновщиков В. Ю., 1998, с. 5–7). t

6) Наиболее подробно на  этом вопросе останавливаются  П. П. Горностай, С. В. Васьковская,  которые пишут: «Консультирование  — одна из форм оказания  человеку профессиональной психологической  помощи. …По характеру оказания  помощи консультирование наиболее  близко к психотерапии. Кое-кто  из специалистов вообще не  проводит между ними четкой  границы, считая консультирование  сокращенным или упрощенным вариантом  психотерапии. Однако мы придерживаемся  мнения, что консультирование имеет  право на самостоятельное существование  как отдельная отрасль практической  психологии, ибо при содержательной  и технологической близости к  остальным видам оно имеет  и свою специфику…» (Горностай  П. П., Васьковская С. В., 1995, с. 9–11).

7) М. А. Гулина определяет консультирование как: «…ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентный в области релевантных психологических знаний и навыков консультант стремится способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекста его (клиента) общей личностной программы узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания с более ясно воспринимаемыми и более реалистично определяемыми целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества» (Гулина М. А., 2000, с. 37).

Разнообразие направлений, течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических и методологических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует единого определения консультирования и психотерапии.

Одни из них четко разводят консультирование и психотерапию, относя психотерапию к медицине, другие акцентируют психологические аспекты и сходство данных практик.

Отечественная традиция двойственна  и обычно склоняется к тому, что, в отличие от консультирования как  «продажи советов», психотерапия выступает, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины и осуществляется специалистом с медицинским образованием.  
Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты и во многом сближают эти практики.  
При этом, как это внешне ни парадоксально, в случае зарубежных подходов имеются более четкие юридические и этические базы психологической помощи, консультированию и психотерапии в России же до сих пор свойственна размытость правовых и ценностных границ.

В качестве моментов идентичности или тождества психотерапии и  психологического консультирования чаще всего отмечают следующие:

Психологическое консультирование и психотерапия относятся к области  активной психологической работы.

Они предполагают непосредственную работу с людьми, хотя и на основе использования несколько разного  спектра средств.

Обе практики и их различные  «компоненты» направлены на работу с  личностными проблемами клиента.

Различий этих практик  и понятий отмечают гораздо больше и чаще. Это особенно важно на этапе обучения консультированию и/или психотерапии. Однако когда мы имеем дело с высокими уровнями профессиональных достижений, то различия существенно нивелируются. В обеих ситуациях отмечается, что инструментом специалиста является его личность. И именно эта личность, ее способность к помогающему и развивающему диалогу, определяет масштаб и название того, что происходит между людьми, включенными в диалог как великолепный и непредсказуемый хаос человеческих отношений, моделей поведения, мыслей и переживаний.

Можно выделить некоторые  особенности, которые отличают  психологическое консультирование  от других видов психологической помощи, например, психотерапии:

За психологическим консультирование обращаются психически здоровые люди, у которых имеются некоторые  психологические трудности в  повседневной жизни, жалобы невротического характера; а также люди, заинтересованные в дальнейшем развитии собственной  личности.

Психологическое консультирование в большей степени ориентировано  на настоящее и будущее клиента, а ни на прошлое, как это имеет  место, например, в психоанализе;

Психологическое консультирование – это краткосрочная помощь клиенту, обычно оно рассчитано не более чем  на пятнадцать встреч.

Психологическое консультирование ориентировано на проблемы, которые касаются взаимодействия клиента с окружающим миром, то есть на область межличностных отношений, и в меньшей степени касается внутриличностных конфликтов.

Целью психологического консультирования является изменение неэффективных, стереотипных способов поведения клиента, которые мешают ему во взаимоотношении  с окружающими людьми.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Место и роль консультирования в рамках психологической практики определяется профессиональным мировоззрением исполнителя и тем документом, который создает нормативно-правовое пространство этой работы (например, уставом учреждения, в котором работает специалист). Здесь следует отметить, что профессиональную ответственность за качество и результат своей деятельности психолог-практик несет не только перед своей совестью, но и перед профессиональным сообществом, к которому он принадлежит. Эта сторона психологической практики, как правило, отражается в профессиональных этических кодексах. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

1.2. Возникновение и развитие  психологического консультирования  

 

Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов  работы практического психолога  и активно применяется во всех «психологических школах». Рассматривая историю возникновения консультирования, специалисты связывают его появление  с промышленной революцией XIX века и  интенсивным развитием профориентации, а соответственно и профконсультации. Здесь консультант рассматривался как специалист, который помогал  клиенту развить необходимые  навыки решения проблем и правильно  понять себя, используя для этого  психологические методы, прежде всего, психологическое тестирование и  обоснованную научную информацию. Фактически консультирование рассматривалось  как «директивная ориентация», снабжение  клиента необходимыми умениями и  знаниями. К середине ХХ века консультирование уже чаще рассматривается в контексте  психотерапевтической практики.

Всякая социальная профессиональная практика, каковой и является психологическое  консультирование, начинает зарождаться, а затем вступать в стадию своего зрелого и целостного развития в первую очередь в силу того фактора, что она становится востребована появлением какой-либо вполне определенной потребности – психологической, социальной, социально-психологической. Можно даже утверждать, что в культурно-историческом плане практика консультирования базировалась на потребностях исключительно психологического характера, а профессиональная практика в большей степени вырастает из потребностей уже социального характера. Между содержанием культурно-исторического и профессионального периодов практики психологического консультирования существует как органичная связь, так и существенные различия. Каждый период внес и вносит свой вклад в развитие человека «культурного». В культурно-исторический период формирования практики консультирования сложилось структурно-содержательное ядро этой практики, ее базовые идеи, цели и задачи, в профессиональный – в большей степени операциональные моменты и т.д. 

Информация о работе История психоконсультирования