Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:57, реферат
Именно в нравственно-философской и нравственно-духовной практиках психологическое консультирование в течение многих веков (до конца ХIХ в.) развивалось как составной элемент целостной деятельности, как тот элемент, который в дальнейшем сам станет целостной деятельностью. Исчезновение этого религиозно-философско-этического «генетического следа» из практики психологического консультирования неизбежно приведет его самого к содержательно-концептуальному вымиранию, превращению в сферу определенного рода услуг. Конечно же, и сама по себе консультативная практика нравственно-философского и нравственно-духовного наставления, поддержки на сегодня не исчезла и содержательно не исчерпала себя и, надеемся, не исчезнет никогда из социальной жизни человека.
С возникновением определенного потребностного момента и берет свое начало процесс профессионализации практики психологического консультирования.
Однако если связывать реализацию социальной практики только с ее профессионализацией, то возникает убеждение, что социальная практика может быть сконструирована лабораторным путем, из реторты, на которой поколдовали специалисты своей алхимии. Всякая социальная практика в первую очередь обязательно располагает своей культурной, социальной историей, имеет свою свои глубокие социально-культурные корни. И в этом пространстве только и может начинаться, выкристаллизовываться подлинная история ее уже профессионального становления.
Без культурно-исторических «корней», без своей истории, без своей генетической плотности профессиональная практика консультирования не может иметь своего действительного категориального поля, становясь лишь полем индивидуально-авторских интерпретаций или приложений других дисциплинарных практик (например, психиатрии, религиозной помощи).
Исключительное значение для дальнейшего развития практики консультирования представляет сам процесс перехода ее из социально-культурного, исторического контекста в профессиональный. Он формирует свои базовые точки роста, точки развития, которые имеют значение для формирования профессионального мышления консультанта. Сам этот момент трансформации, перехода становится тем системообразующим фактором, своеобразным хронотопом для сложившейся практики консультирования, в котором соединяется и накопленный бесценный психотехнический опыт прошлого и конструируются новые психологические феномены.
В 19-м веке появляются первые профессиональные консультанты, пытающиеся исцелять людей, помогать им в трудной для них ситуации посредством беседы. Невероятно, но факт, что всего лишь сто лет назад момент профессиональной практики консультирования просто еще не существовало. А в самостоятельную дисциплину психологическое консультирование оформилось только 50 лет тому назад, главным образом – в США. И за это время бурного существования и развития практики консультирования произошло как четкое оформление концептуального ядра, так и его размывание. Отечественная история психологического консультирования началась свой отчет не с «головы», а с «хвоста» американо-европейской истории консультирования. Копирование результатов чужой истории – дело свободное, необременительное, но безрезультатное и тупиковое, т.к. обязательно приводит к искажению базовых смыслов и значений того целостного явления, которое мы воспроизводим в его прикладной, операциональной его части. К числу таких искажений в первую очередь мы относим то, что, наблюдая факты эмпирической практики консультирования, мы не имеем при этом сколько-нибудь ясных профессиональных форматов этой практики, стандартов сертификации подготовки и лицензирования деятельности профессиональных консультантов и их последующей аккредитации. Фактически не разработанной в концептуальном плане является проблема образования консультантов. И обращение к истории консультирования заключает для нас зерно проектирования консультативной деятельности.
Уникальность консультирования заключается в том, что его корни можно найти во всем множестве дисциплин и духовных практик, таких как философия, религия, педагогика, медицина, психиатрия, социальная работа, психология семьи. Развитие этих дисциплин и, соответственно, практики консультирования шло неравномерно. Органично психологическое консультирование входило в развитие, жизнь и распространение философских, религиозных учений. Практически его можно найти в любой социальной, духовной практике, где оно присутствует как необходимый элемент существования и развития таковой практики.
Во времена палеолита, как пишут Дж. Коттлер и Р. Браун, первыми специалистам в области психического здоровья были служители племенных языческих культов. Чтобы выпустить демонов из тела соплеменников, одержимых болезнью, они проделывать дырки в их головах. При всей радикальности этого метода все не он лег в основу консультативной работы. Главным врачующим средством стало то обстоятельство, что служители культа для своих соплеменников фактически были носителями истин, ставших жесткими и незыблемыми. Эти истины способны были объяснить устройство мира и место в нем самого человека. От других соплеменников требовалось принятие этих истин как данности. Наличие мировоззренческой философии регулировало внутреннюю жизнь человека, делало ее более устойчивой. Но с развитием человека и общества чем более традиционными и устоявшимися были культовые обряды, тем меньше они могли просветлять и поддерживать человека, эту функцию могла выполнить уже только свободная, не заформализованная, не канонизированная практика. И в древней Мессопотамии и Персии, Греции и Риме прежде всего практикой психологического консультирования занимались уже не только служители культа, но и философы, врачи, подвижники духовных первоучений.
Первыми настоящими консультантами можно
назвать людей, пытающихся оказывать
влияние на других людей посредством
своих нравственных учений. К их
числу следует отнести в первую
очередь родоначальников
В отношении людей, жаждущих получит духовную
истину и внутреннее просветление, большинство этих
философов действовали как подлинные «
- истина оказывает целительное воздействие на человеческую душу, обретение истины и связанного с ней душевного успокоения, является высокой ценностью;
- истина заключена не только
в точном и безукоризненном
знании, но и самом процессе
ее поиска, в тех том бесценном
опыте, который обретает
- истина является открытой для всех ее ищущих, ни у кого нет права владеть ею, запрещать или разрешать ее, просто есть люди, сами более открытые для истины, более приблизившиеся к истине больше, чем другие;
- ни на один вопрос нет
единственно верного ответа и,
следовательно, на открытые
- один и тот же познавательный опыта может иметь множество возможных интерпретаций;
- если на философское или
духовное учение нельзя
Такого рода принципы, сложившиеся практике философов Древней Греции, Рима, Мессопотамии, являются важной идейной основой работы современного консультанта, который не столько учит своих клиентов, сколько помогает им найти свой путь к обретению внутреннего покоя и просветления.
Просветление, обретение человеком ощущения ясности своего движения в жизни является глубинной целью психологического консультирования. Психологический эффект просветления оказывает огромное, ни с чем не сравнимое влияние на всю человеческую жизнь.
Наиболее глубоко эта
Развитие тактики собственно профессионального
Иное отношение к психическим потребностям человека, к психической жизни в целом, а тем более к отклонениям от психической нормы со стороны медицины и общества наблюдается в средние века. В эпоху жестоких феодальных и религиозных войн, безраздельного господства религии над массовым сознанием, беззакония, эпидемий, неурожая, голода проблемы внутренней жизни человека, его устойчивости, целостности стали отходить на задний план, а сами же психические расстройства носили уже довольно распространенный характер, нередки были случаи и массового психоза.
Христианское учение в этот период в общепознавательном
плане уже перестало быть открытием для
человека, оно фактически оформилось в
мощно организованный религиозный институт,
выполняющий самые различные социальны
функции: поддержания государственной
власти, создания государственной идеологии,
собственного властного давления, ведения
образовательно-
И дальнейшее развитие религиозных
учений в ключе этого нравственно-
В житейской конкретике и эпохальном
звучании феномен духовно-
Интереснейшим материал для понимания того, каким богатым и разнообразным историческим опытом располагает практика консультирования, представляет отношения православных русских «старцев» со своими учениками и монастырскими прихожанами. В этом живом явлении и факте его исторического образования заключено много драгоценных мыслей и интересного духовно-психологического опыта, которые, несомненно, могут принести пользу и богатить мышление и даже непосредственную практику тех профессионалов, которые собираются строить со своими клиентами отношения оказания психологической помощи.
Старец исполнял свою миссию духовного наставничества и поддержки в двух направлениях: во-первых, он имел «учеников», добровольно, но раз и навсегда избравших его в свои духовные наставники; в первую очередь это были монахи, а затем – уже светские люди, нуждающиеся в духовном руководстве. Во-вторых, за советом, утешением, беседой помогал всякому страждущему, который к нему обращался.