Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:04, реферат
Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением» (Гибш и Форверг, 1972. С. 31). Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей
1.Предпосылки возникновения социальной психологии..............................2
2. Аристотель.....................................................................................................4
3. Эпикур............................................................................................................6
4. Декарт.............................................................................................................8
5. Спиноза...........................................................................................................11
6. Гоббс...............................................................................................................12
7. Локк................................................................................................................13
8.Зигмунд Фрейд...............................................................................................14
9.Список используемых сайтов........................................................................15
Содержание:
1.Предпосылки возникновения
социальной психологии.........
7. Локк..........................
8.Зигмунд Фрейд...............
9.Список используемых
сайтов........................
Изучение
истории социально-
Трудность
создания научной истории социальной
психологии заключается в том, что
дисциплина эта формировалась из
многих источников, и сложно определить,
на каких рубежах внутри той или
другой науки обособились элементы
социально-психологического знания. Но
еще большую трудность
При
возникновении социальной психологии
как самостоятельной отрасли
знаний, как и при возникновении
любой другой научной дисциплины,
сыграли свою роль причины двоякого
рода: как социальные, так и чисто
теоретические. Анализ теоретических
причин требует разделить вопрос
на две части. Первая часть касается
того, каким образом социально-
Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание – это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.
Многие
исследователи отмечают наличие
элементов социально-
Аристотель
Особый вклад в построение предмета
психологии принадлежит Аристотелю.
Вершиной античных психологических
изысканий считается его
Аристотель выделял два начала души – душа как энтелехия, т.е. первопричина тела, уничтожающаяся при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. Орган нахождения души в человеке – сердце.
Суммируя известные к тому времени
точки зрения о функциях и проявлениях
души, Аристотель дал собственное
истолкование их в систематической
форме в виде учений о познании,
эмоциях и характере. Общие положения
его систематики можно
Было выделено и три вида памяти: низшая, сохраняющая копии предметов; собственно память, присоединяющая к образам предметов временные характеристики и высшая память – воспоминание, в котором участвуют умозаключения. Из воспоминаний складывается опыт, на основании которого воображение образует представления.
Функция мышления – составление суждений на основании постижения общего в понятиях. Общее – это то, что есть всегда и везде. Орган мышления – нус – часть души, свойственна только человеку и не прикреплена ни к какому органу. Существует низшее мышление (мнение или предположение) и три вида высшего мышления: логическое, интуитивное и мудрость. Существуют два вида ума – теоретический (его задача – поиск истины о вещах), и практический, направленный на осуществление деятельности.
Чувства Аристотель рассматривал в тесной связи с общей активностью. Аффекты, считал он, сами по себе не являются ни добродетелями, ни пороками. О человеке судят по его делам, а в аффекте сказывается лишь манера поведения. Он не видел смысла в подавлении аффекта, т.к. без них невозможны и героические поступки, и наслаждение искусством. Страстям и аффектам противостоит по Аристотелю устойчивость характера, который выражает сущность человека. Аристотель ввел представление о катарсисе – очищении в страдании, которое мы испытываем при воздействии искусства трагедии.
Все действия человека бывают произвольными
и непроизвольными в
Аристотель дал описание душевных качеств и нравов людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Ученик Аристотеля Теофраст продолжает это начинание – в трактате Характеристики дает описание уже 30 характеров. Это стало началом традиции составления классификаций типов людей.
Вывод:
Философская мысль Аристотеля все более интересовалась этической составляющей человека, поиском путей к счастью. Он отвергает идею отделенности идей от вещей, исходя из того, что каждая вещь является единством формы и материи.
Стоики насчитали 26 видов аффектов (чрезмерных движений души, связанных с неправильным представлением о вещах). Они разработали программу борьбы с аффектами: 1) не дать аффекту принять внешнее выражение; 2) не преувеличивать аффект воображением; 3) оттянуть его нарастание; 4) отвлечься; 5) разоблачить действия, на которые толкает аффект и т.д. Так были заложены основы самовоспитания – умения владеть собой и контролировать свое состояние. Наряду с отрицательным в целом отношением к аффектам, стоики отмечали существование добрых страстей: радость (разумное возбуждение), осторожность (разумное уклонение) и воля.
К наиболее существенным чертам характера стоики относили мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков, а также путем наблюдения за поступками героев, размышления над ними. Каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер. «Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе». (Марк Аврелий.) В целом в философии стоицизма человек предстает как свободное существо, действующее в соответствии с долгом. Он склонен к внутреннему созерцанию: «…должно неустанно наблюдать за собою» (Эпиктет). Идеал человека в стоицизме – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность (автаркия).
Одновременно проводились
Позже древнеримский врач Гален (II век н.э.) в труде О частях человеческого тела, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах.
Повсюду зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части природы.
Общие закономерности развития психологических
идей в странах древнего Востока
и Запада – одни и те же. Между
различными культурами издавна происходил
обмен материальными и
Первоначальная форма
Однако, именно арабскому миру средневековая Европа, скованная диктатом христианской церкви, во многом обязана сохранением преемственности науки. Нетерпимость к «языческим» знаниям уже в 3 в. привела к уничтожению научного центра в Александрии, в начале 6 в. закрылась Афинская школа. Религиозные спекуляции и мистические взгляды в средневековых христианских странах сменили опытное изучение организма и его психической деятельности. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения.
Вывод:
С его школой безмятежности
духа, воспринимал чувства как помеху
для разумного удовольствия, и призывал
стремиться к достижению атараксии.
Принцип действия простых технических устройств все больше привлекал научную мысль для объяснения функций организма по их образу и подобию.
Рене Декарт создал свою психологическую
теорию, ориентируясь на объяснение принципов
Галилея, новой механики Ньютона
и открытие Гарвеем системы
Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Появление этого понятия – результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на деятельность организма физических категорий позволило понять ее детерминистски, «устранить» причинное воздействие души как особой сущности. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, «устраняя» душу из разряда ее внутренних регуляторов, – Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения на уровне целостного организма.
Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов». По Декарту, взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано мозгом (центр) и нервными «трубками», расходящимися радиусами от него, по образцу гарвеевского процесса кровообращения. Внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим каналам «животные духи» направляются в мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит в результате этого акта, определяется материальными изменениями «на входе».