История психологических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением» (Гибш и Форверг, 1972. С. 31). Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей

Содержание работы

1.Предпосылки возникновения социальной психологии..............................2
2. Аристотель.....................................................................................................4
3. Эпикур............................................................................................................6
4. Декарт.............................................................................................................8
5. Спиноза...........................................................................................................11
6. Гоббс...............................................................................................................12
7. Локк................................................................................................................13
8.Зигмунд Фрейд...............................................................................................14
9.Список используемых сайтов........................................................................15

Файлы: 1 файл

История психологических идей.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

Учение  о душе.

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называетсяСтрасти души.

Декарт считал, что сущность тела, – в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также  является субстанцией, состоящей из непротяженных явлений сознания – «мыслей». Работа внутренних органов, и взаимодействие с другими внешними телами не нуждается в душе как организующем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. «Под словом мышление... – пишет Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». К мышлению отнесены не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления – все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены равны. Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли – одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) – единственный атрибут души, –постольку душа всегда мыслит. Для нее перестать мыслить – значит перестать существовать (cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, я существую»).

Декарт – дуалист: душа и тело – самостоятельные субстанции (машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание –  это две независимые друг от друга  сущности). Объяснение того, как же они  сосуществуют в человеке, названное  психофизическим взаимодействием, состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти  в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением  и волей, воздействует на тело, понуждая его действовать. Орган, где эти  две субстанции общаются, – одна из желез внутренней секреции –  «шишковидная» (эпифиз).

Дуализм прослеживается и в различении душевных актов. В сочинении Страсти души, он разделяет эти акты на два разряда: а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (страсти души). «Страстями можно вообще назвать все виды восприятий или знаний, встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими, какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Стало быть, несмотря на свою субстанциальность, душа определяется (детерминируется) не только собственной активностью субъекта, но и воздействием внешних вещей на тела.

Освободив тело от души, Декарт «освободил»  и душу (психику) от тела; тело может  только двигаться, душа – только мыслить; принцип работы тела – рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души – рефлексия (от лат. – «обращение назад», т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Результатом стала концепция «двух  психологий» – объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями  организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу – понимаем.

Вывод :

 Декарт пытался объяснить многообразие стилей поведения человека «диспозицией органов», понимая под этим состояние и изменение анатомической нервно-мышечной конструкции. Оно происходит в силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление.

Он предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить  такую фундаментальную особенность  поведения живых тел, как их обучаемость.

 

Спиноза

в своем сочинении Этика попытался построить психологическое учение о человеке как целостном существе. Согласно ему, психическое (мышление) столь же реально, как и физическое (протяжение). Оба – атрибуты бесконечной единой и вечной субстанции – Бога, или Природы, с бесконечным множеством атрибутов. Только они (протяженность и мышление) открыты человеческому разуму. Из этого следует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек – целостное телесно-духовное существо.

Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей – монад (от гр. monos – единое). Каждая из них «психична», т.е. не материальна (как атом), но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» – неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт – апперцепция. Она включает внимание и память. Это представление Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница, который, в сущности, ввел в обиход понятие бессознательной психики.

Вывод:

Спиноза пытается объяснить все  многообразие чувств) как побудительных  сил человеческого поведения  с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждал, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Из этих фундаментальных аффектов выводит все многообразие эмоциональных состояний.

 

Гоббс

Считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Психические качества – это своего рода призраки, эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей во Вселенной.

До него в психологических учениях  царил рационализм (от лат. racio – разум). Гоббс противопоставил рационализму эмпиризм (от лат. empirio – опыт). Так возникла эмпирическая психология.

Гоббс одним из первых выдвинул тезис  о «естественном человеке». Он утверждал, что человек от природы наделен  неистребимым стремлением к самосохранению и к собственной выгоде. Естественное состояние – это «война всех против всех», которая вынуждает людей  передать ему свои права искусственно созданному государству.

Коренной сдвиг в понимании  природы психического, произведенный Гоббсом и Спинозой, выражали их идеи:

о принципиальной неотделимости души от тела и о неправомерности трактовки  души как самостоятельного по отношению  к телу «начала»;

о том, что предметом психологического познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как  целостная сущность (или субстанция);

об учении о психике как части общего учения о материальном мире.

Последующее развитие представлений  о психике выдвинуло понятие о бессознательной психике. Учению о том, что объектами сознания служат имманентно присущие ему явления, стал противопоставляться принцип изначальной направленности сознания на внешний объективный мир. Эти принципы 17 в. стали методологической предпосылкой всего последующего развития конкретнонаучных знаний о психической деятельности.

 

 

Локк

Локковская «идея» являлась внутренним психическим объектом, эквивалентным декартовским «мыслям». Природу психического оба понимали идентично. От Декарта к Локку перешел постулат «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Опыт, согласно Локку, образуется из двух источников: ощущений и рефлексии. Термин «рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями».

выступил против отождествления психики  и сознания, одним из важнейших  нововведений явилось понятие о  бессознательном. Он разделил психическое явление и его представленное на уровне сознания. И при отсутствии сознания, считал он, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Правда, писал Лейбниц, нелегко представить, чтобы какая-нибудь вещь могла мыслить и не чувствовала этого, но ведь люди не сознают и реальность корпускул.

Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию  и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй – его осознание, представляющее такой же динамический процесс, как  и все остальное во внутреннем развитии монады. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие  о бессознательных представлениях (перцепциях) противостояло картезианскому взгляду на сознание, согласно которому за пределами того, что дано интроспективно, могут быть только материальные, физиологические  процессы.

Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической  причинности. Он поставил вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как  представляется рефлексирующему сознанию.

 

Вывод:

Учение Локка о сознании с декартовским роднится на предположении, что единственным предметом понимания служат не внешние объекты, а находящиеся «внутри нас» идеи. Вместе с тем не может быть мыслей (образов, представлений и т. д.), о которых сам человек не имел бы знания.  

Зигмунд Фрейд

(1856–1939) – основатель одного из самых известных направлений в психологии, изучающей бессознательные психические процессы. Фрейд, изучая феномен постгипнотического внушения, пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Основные теоретические положения учения Фрейда: психическая жизнь состоит из трех уровней (бессознательного, предсознательного и сознательного). Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией (либидо), которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в имеющих символический план нейтральных формах (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Выделял следующие компоненты личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняющийся  принципу удовольствия; «эго» (Я) –  следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

Человек понимается в основном как  биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии  непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные  влечения.

Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг(1875–1961), расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами).

Другой последователь Фрейда, А.Адлер (1870–1937), разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

 

 

 

 

Список используемых сайтов:

 

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999 – 375 с. http://psylist.net/socpsy/00056.htm
    2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., «Педагогическое общество России», 2002 http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/PSIHOLOGIYA_ISTORIYA.html?page=0,7

 


Информация о работе История психологических идей