Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:04, реферат
Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением» (Гибш и Форверг, 1972. С. 31). Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей
1.Предпосылки возникновения социальной психологии..............................2
2. Аристотель.....................................................................................................4
3. Эпикур............................................................................................................6
4. Декарт.............................................................................................................8
5. Спиноза...........................................................................................................11
6. Гоббс...............................................................................................................12
7. Локк................................................................................................................13
8.Зигмунд Фрейд...............................................................................................14
9.Список используемых сайтов........................................................................15
Одно из важнейших для психологии
сочинений Декарта
Декарт считал, что сущность тела, – в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также является субстанцией, состоящей из непротяженных явлений сознания – «мыслей». Работа внутренних органов, и взаимодействие с другими внешними телами не нуждается в душе как организующем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. «Под словом мышление... – пишет Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». К мышлению отнесены не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления – все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены равны. Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли – одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) – единственный атрибут души, –постольку душа всегда мыслит. Для нее перестать мыслить – значит перестать существовать (cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, я существую»).
Декарт – дуалист: душа и тело
– самостоятельные субстанции (машина
тела и занятое собственными мыслями,
идеями и желаниями сознание –
это две независимые друг от друга
сущности). Объяснение того, как же они
сосуществуют в человеке, названное
психофизическим
Дуализм прослеживается и в различении душевных актов. В сочинении Страсти души, он разделяет эти акты на два разряда: а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (страсти души). «Страстями можно вообще назвать все виды восприятий или знаний, встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими, какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Стало быть, несмотря на свою субстанциальность, душа определяется (детерминируется) не только собственной активностью субъекта, но и воздействием внешних вещей на тела.
Освободив тело от души, Декарт «освободил» и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа – только мыслить; принцип работы тела – рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души – рефлексия (от лат. – «обращение назад», т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).
Результатом стала концепция «двух психологий» – объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу – понимаем.
Вывод :
Декарт пытался объяснить многообразие стилей поведения человека «диспозицией органов», понимая под этим состояние и изменение анатомической нервно-мышечной конструкции. Оно происходит в силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление.
Он предпринимает попытку, исходя
из рефлекторного принципа, объяснить
такую фундаментальную
в своем сочинении Этика попыталс
Основанием этого единства является
духовное начало. Мир состоит из
бесчисленного множества
Вывод:
Спиноза пытается объяснить все многообразие чувств) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждал, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Из этих фундаментальных аффектов выводит все многообразие эмоциональных состояний.
Считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Психические качества – это своего рода призраки, эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей во Вселенной.
До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio – разум). Гоббс противопоставил рационализму эмпиризм (от лат. empirio – опыт). Так возникла эмпирическая психология.
Гоббс одним из первых выдвинул тезис о «естественном человеке». Он утверждал, что человек от природы наделен неистребимым стремлением к самосохранению и к собственной выгоде. Естественное состояние – это «война всех против всех», которая вынуждает людей передать ему свои права искусственно созданному государству.
Коренной сдвиг в понимании природы психического, произведенный Гоббсом и Спинозой, выражали их идеи:
о принципиальной неотделимости души от тела и о неправомерности трактовки души как самостоятельного по отношению к телу «начала»;
о том, что предметом психологического познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность (или субстанция);
об учении о психике как части общего учения о материальном мире.
Последующее развитие представлений о психике выдвинуло понятие о бессознательной психике. Учению о том, что объектами сознания служат имманентно присущие ему явления, стал противопоставляться принцип изначальной направленности сознания на внешний объективный мир. Эти принципы 17 в. стали методологической предпосылкой всего последующего развития конкретнонаучных знаний о психической деятельности.
Локковская «идея» являлась внутренним психическим объектом, эквивалентным декартовским «мыслям». Природу психического оба понимали идентично. От Декарта к Локку перешел постулат «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Опыт, согласно Локку, образуется из двух источников: ощущений и рефлексии. Термин «рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями».
выступил против отождествления психики и сознания, одним из важнейших нововведений явилось понятие о бессознательном. Он разделил психическое явление и его представленное на уровне сознания. И при отсутствии сознания, считал он, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Правда, писал Лейбниц, нелегко представить, чтобы какая-нибудь вещь могла мыслить и не чувствовала этого, но ведь люди не сознают и реальность корпускул.
Исходя из идеи непрерывной градации
представлений, Лейбниц внес важное
разграничение. Он различал перцепцию
и апперцепцию, понимая под первой
презентацию какого-либо содержания
(«многого в едином»), под второй
– его осознание, представляющее
такой же динамический процесс, как
и все остальное во внутреннем
развитии монады. Осознание (апперцепция)
включает внимание и память. Понятие
о бессознательных
Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической причинности. Он поставил вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как представляется рефлексирующему сознанию.
Вывод:
Учение Локка о сознании
с декартовским роднится на предположении,
что единственным предметом понимания
служат не внешние объекты, а находящиеся
«внутри нас» идеи. Вместе с тем не может
быть мыслей (образов, представлений и
т. д.), о которых сам человек не имел бы
знания.
(1856–1939) – основатель одного из самых известных направлений в психологии, изучающей бессознательные психические процессы. Фрейд, изучая феномен постгипнотического внушения, пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Основные теоретические положения учения Фрейда: психическая жизнь состоит из трех уровней (бессознательного, предсознательного и сознательного). Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией (либидо), которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в имеющих символический план нейтральных формах (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)
Выделял следующие компоненты личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия; «эго» (Я) – следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)
Человек понимается в основном как
биологическое сексуальное
Самый известный из учеников Фрейда,
швейцарский психиатр К.Юнг(
Другой последователь Фрейда, А
Список используемых сайтов: