История психологии труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.

Содержание работы

Введение 3
Психология труда в России в конце XIX – начале XX вв. 4
Заключение 12
Список литературы 13
Приложение 14

Файлы: 1 файл

Контр Ист псих труд.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной системы хозяйствования важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации является активизация человеческого фактора, обеспечение возможности развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда. Очевидно, решение данной проблемы невозможно без знания психологических механизмов и факторов труда; психологических особенностей успешного выбора и овладения профессией; условий самореализации личности в трудовой деятельности.

Психология  труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.

Реконструкция психологического знания о труде и трудящемся на основании всего доступного комплекса исторических свидетельств – как вербальных так и невербальных – является задачей истории психологии труда.

Разумеется, исчерпывающая  информация о накопленных в прошлом достоверных знаниях о труде и трудящемся должна содержаться прежде всего в хранилищах внешней памяти – в монографиях, справочниках, картотеках, информационных системах на базе ЭВМ и т. д. Но для того, чтобы правильно пользоваться средствами внешней памяти, и даже для того, чтобы у специалиста в нужный момент возникла мысль об использовании таких средств, ему совершенно необходима базовая, «контурная» ориентировка в истории психологических знаний о труде и трудящемся.

История отечественной психологии труда включает в себя большое число периодов и аспектов, рассмотреть которые в рамках одной контрольной не представляется возможным. В конце XIX – начале XX вв. можно говорить о зарождении в России предпосылок и аналогов будущей психологии и психофизиологии труда и смежных психологических дисциплин. Поэтому целью данной работы является анализ состояния отечественной психологии труда в конце XIX – начале XX вв.

Психология труда в  России в конце XIX – начале XX вв.

Определяя основные тенденции в развитии отечественной психологии труда на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают следующие существенные особенности социально-экономического развития страны. Развитие капитализма сопровождалось «губительным ростом несчастных случаев на производстве» (по данным Д.П.Никольского, на южных металлургических заводах в 1907 г. при 43000 работающих было 22156 несчастных случаев…), что остро ставило проблему соответствия человека и его работы.

Резкое увеличение технического оснащения производства выдвигало следующую проблему – определение соответствия человека и техники, что в свою очередь ставило вопросы профессионально-технической подготовки работников.

Увеличение  численности коллективов (на больших  заводах и фабриках) выдвигало  проблему управления производством на научной основе, т.е. то, что сейчас называется «менеджмент». [8, 78-82]

Анализируя  состояние психологии труда в  России на рубеже ХIХ-ХХ вв., Е.А. Климов и О.Г. Носкова выделяют следующие линии ее развития:

1. Развитие идей учета  субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда:

Технико-психологическое  проектирование средств труда в  промышленности. Обозначается постепенный  переход от интуитивных методов  организации труда к их научной  обоснованности. Например, исследования трудовых действий В.П. Горячкина (на основе работ И.М. Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н.А. Шевелев впервые предложил термин «техника безопасности труда». В.И. Михайловский составил «Проект обязательных постановлений о мерах …для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях» (1899 г.) и т.п.

Идеи согласованности  особенностей человека и техники  в сельскохозяйственном труде через  специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники. Еще в 1829 г. М. Павловым описывается такая экспертиза при сравнении различных молотилок: одной шотландской конной и двух видов ручной – шотландская оказалась лучше, (т.е. более соответствующей возможностям работников). Главный смысл таких, уже усовершенствованных к концу ХIХ в. экспертиз – «предохранение работников от несчастий» и др. [8, 49]

Идеи соответствия человека и техники в отечественном  воздухоплавании. Еще в 1804 г. Я.Д. Захаров  описывает наблюдения над своим  самочувствием при полете на воздушном шаре. Позже разрабатывается метод «наблюдения над самим собой», который использовал и знаменитый летчик П.Н. Нестеров. С.П. Мунт составляет комплексную программу изучения летчиков, куда входили показатели: «силы произвольной мускулатуры», тактильной и болевой чувствительности. [5, 71]

Технико-психологическое  проектирование в системе железнодорожного транспорта. В 80-е гг. ХIХ века резко возросло число железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптического обмана машинистов выделялись (по С.Н. Кульжинскому): переутомление, физиологические причины, психологические причины – все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатываются различные приспособления контроля железнодорожных работников, например, аппарат за контролем поездных бригад (Н.Г. Дидушкин). Изобретаются «повторители семафоров» для анализа дорожных происшествий – прообраз «черных ящиков» в современной авиации (А. Эрлих, А. Мазаренко) и др.

Идеи проектирования режимов  и условий труда. В 1877 г. рабочий  день в производстве длился от 8 до 18 часов в сутки (по данным Ф.Ф. Эрисмана). При анализе аварий на железной дороге оказалось, что многие виновные находились на службе больше положенного времени: например, один – 21 час, другой – 23 часа, третий – 21 час 45 минут… (по данным А.А. Вырубова - 1884 г.). Еще в 1907 г. предлагалось увеличить число перерывов (дополнительно к обеденному - утренний и вечерний), да еще и с гимнастикой! (по М.С. Уварову и Л.М. Лялиной). Разные авторы предлагали усовершенствования в плане вентилируемости и освещения помещений (В.И. Михайловский), усовершенствования рабочего места – паровозной будки (В.А. Арциш) и т.п. [2,84]

Идеи организационно-психологического проектирования. Для повышения социальной защищенности рабочих предлагалось (еще в начале ХХ в. в России): организация страховых обществ; обеспечение материальных вознаграждений увечным работникам; проведение законов об ответственности предпринимателей за увечья рабочих; создание фонда помощи рабочим, пострадавшим от увечий и др. Еще в начале века И.И. Рихтер отмечал, что для правильной организации какого-либо предприятия важно решить два вопроса: «подбор потребного персонала и надежная организация самого производства». Предлагалась идея «сменных» или «двойных» бригад для машинистов паровозов. Еще в 1874 г. Д.И. Журавским разрабатывалась идея «распределения функций» между подчиненными (сейчас в психологии управления это называется «делегирование полномочий»). Предлагались новые варианты системы поощрения и наказания, которые важны не только для повышения производительности труда, но и для укрепления стабильности коллектива (Д.И. Журавский, И.И. Рихтер, Э.С. Пентка). [8, 96]

2. Идеи оценки и прогнозирования  профессиональной пригодности людей:

Учет субъективных факторов труда при беспроцедурном подборе  человека для работы. Еще в 1916 г. А.Ф. Лазурский отмечал, что сама идея отбора человека - не гуманная, главное – обеспечить развитие человека в труде. И.И. Рихтер писал, что задача профотбора должна решаться в контексте комплекса организационных задач, где само производство – не стабильная, а развивающаяся (меняющаяся) система. В «Обязательных постановлениях… по предупреждению несчастных случаев… на фабриках и заводах Московской губернии» (1896) акцент делается на явных противопоказаниях к труду.

Учет субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека. Впервые специальные медицинские освидетельствования в России (применительно к воздухоплаванию) 1847 г. В 1895 г. поднимается вопрос об испытаниях персонала, работающего с паровыми машинами (В.А. Рождественский). [4]

В 1909 г. Н. Мельников предлагает следующие процедуры испытаний  работников железных дорог: 1) ответы на вопросы (оцениваются в баллах); 2) оценка не по словам, а по делам (по результатам  труда)). Использовались также и статистические способы оценки (с претензией на «объективность»), а сами деловые качества предлагались не в виде четкого перечня, а на основе «предположения» об их важности для работы.

Идеи подбора – «приискания» – работы, профессии для человека. Уже в начале ХХ столетия некоторые авторы считали, что идея подбора более гуманна, чем идея селекции людей по принципу «профпригодности». Еще народники (Н.В. Левицкий и др.) пропагандировали «артели» именно потому, что они имеют важное воспитательное значение и там происходит «…развитие чувства собственного достоинства». В России вплоть до 1917 г. сохранялась жесткая традиция наследования «семейной профессии», что сильно ограничивало людей в выборе профессий. При этом проблемы помощи людям в поисках работы решались по трем направлениям:

  • государственные службы «приискания труда» (типа «бирж труда»);
  • помощь молодежи в выборе профессионального учебного заведения (интересно, что еще в работе 1900 г. «Кающийся энциклопедист» выделяются четыре варианты выбора профессии: соответственно семейной традиции; случайно; по призванию; по расчету);
  • развитие идеи «призвания» как следования гражданскому долгу, т.е. служения высшим идеалам и т.п. (А.В. Мастрюков, П.П. Блонский). [8,72]

Первые «Городские посреднические бюро», где бесплатно давались «указания работы» возникли в конце ХIХ в. (в Москве в 1897 г.). В первую мировую войну «биржи труда» получают государственный статус (статус государственных учреждений). В России с 80-х гг. ХIХ в. систематически выпускались справочники по профессиональным учебным заведениям («Адрес-календарь», «Студенческий альманах» и др.). [7, 29]

3. Идеи проектирования  и формирования субъектных факторов  труда:

Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального профессионального мышления1.

Формирование  исполнительных составляющих труда. Сразу  же обозначилась проблема построения рациональных программ и методов  профессионального обучения трудовым навыкам в противовес представлению  о труде как о «таинственном искусстве», недоступном рационализации.

С.М. Шабалов  в работе «К вопросу об истории Русской системы производственного обучения и ее влияния за рубежом» анализировал опыт конца Х1Х века в России и выделил основные моменты производственного обучения:

  • изучение данной профессии и выделение основных операций (прообраз современной профессиографии);
  • выделение умений, которые обеспечивают выполнение этих операций;
  • создание условий для тренировки этих умений в специальных упражнениях. [9, 35]

«Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Сам этот документ появился из-за участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязанности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача самих инспекторов заключалась в том, чтобы «заблаговременно узнавать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков» (сейчас в некоторых коммерческих фирмах это называется исследование «лояльности к руководству»). Таким образом, важным становится не просто развитость каких-то отдельных психических функций (памяти, восприятия), но и сама личностная позиция работника, т.е. в начале века уже был реальностью «личностный подход». Только что еще понимать под полноценной личностью: человека лояльного или человека-революционера?.. Заметим, что сам термин «лояльность» в своем первом значении часто переводится как «держащийся в границах законности, иногда только внешне, формально». [6, 53]

Рассуждая о  развитии личности работника, К.Д. Ушинский считал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является: свободным; добровольным (по осознанной необходимости); общественно-полезным; разумно организованным (в соответствии с возможностями человека).

Улучшение труда  в связи с саморегуляцией работника. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу ХIХ в. тенденции все и вся регламентировать и «заорганизовывать». Например, Г.Е. Шумков изучал поведение человека в экстремальных условиях: он сам участвовал в русско-японской войне и на богатом материале сделал вывод о необходимости учета командирами "особого чувства тревоги" бойца и его влияния на поведение в бою, а также - вывод о необходимости обучения бойцов (а позже – летчиков) способности к саморегуляции. П.Ф. Каптерев говорил о том, что обучение будет малоэффективным, если не организовать самостоятельную деятельность учащегося. Д.И. Журавский, рассматривая работу руководителя, отмечал, что контролируя подчиненных, руководитель обязательно должен контролировать и самого себя.

4. Исследования, обслуживающие сферу труда (психологический  аспект).

Заметим, что  немало проектов опережали свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Ниже приводятся несколько таких  примеров:

Информация о работе История психологии труда