Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа
Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.
Введение 3
Психология труда в России в конце XIX – начале XX вв. 4
Заключение 12
Список литературы 13
Приложение 14
С.М. Богословский в 1913 г. в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида). В «Системе» С.М. Богословского выделяются семь ярусов, где соотносятся представители населения и их профессиональные занятия. Все население делится на: А – население профессиональное и Б – население непрофессиональное. В этих группах выделялись варианты пассивного, а для профессионального населения – и активного отношения к профессиональному труду. Для активного населения выделяются следующие отделы (в современном звучании – отрасли хозяйства): добывающая промышленность; обрабатывающая; транспорт; торговля; органы общественной организации (церковь, местное самоуправление); обеспечение безопасности (охрана общественного порядка); свободные профессии (наука, искусство, литература..); личные услуги. Примечательно, что была выделена и группа – «Нищие, воры, шарлатаны» – то есть это была типология реальных занятий живых людей. С.М. Богословский предложил следующее понимание профессии: «Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию…», но при этом она должна «…признаваться за профессию личным самосознанием данного лица». Интересно, Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают в этой связи, что «какую бы из современных работ мы ни взяли, и по сей день не так уж много – по существу – прибавлено к определению профессии С.М. Богословского». [8,161]
На базе Педагогического музея в Москве был организован «отдел юношествоведения» (это по сути, психология юношества в связи с проблемой выбора профессии).
Многие отечественные исследователи (И.И. Рихтер, Н.А. Шевалев и др.) акцентируют внимание на том, что человек – не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и на первый план выходят именно личностные качества работника.
Д.И. Журавский
и И.И. Рихтер рассматривали отрасль
хозяйства как некое «
Исследование проблемы работоспособности и утомления в труде. Еще в 1909 г. А.Л. Щеглов предложил новое направление – «эргометрию» (для изучения работоспособности человека). В начале века И.Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе Психоневрологического института, под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме умственной работоспособности и утомления (при этом сам труд рассматривался как фактор развития человека и общественного прогресса). И.М. Сеченов впервые дал психофизиологическое обоснование эффективности чередования работ (по принципу «активного отдыха»): это важно для повышения эффективности труда (особенно в эпоху нарождающегося «конвейерного производства»); это еще боле важно для формирования отношения человека к труду как к «значимому делу». [10, 97]
И.М. Сеченов по-своему объяснил и механизмы волевой регуляции трудовой деятельности: «центральное торможение» позволяет задерживать влияние центров головного мозга на двигательную активность организма; это значит, что человек действует не по принципу «рефлекторной дуги» (стимул – реакция), т.е. механически, а способен к произвольности, особенно, когда это касается высших нравственных принципов (отметим, что сам Сеченов был революционером…). [11, 68]
Итак, в России конца XIX – начала XX в. в работах специалистов-практиков обсуждались следующие задачи, требовавшие обращения к психологическим знаниям о труде и трудящемся:
1. Сфера рационализации
труда и управления
2. Сфера охраны жизни и здоровья трудящихся;
3. Сфера подготовки кадров.
В целом накопленные в общественной практике изучаемого периода психологические знания можно рассматривать как определенный вклад в научную разработку проблемы формирования и функционирования человека – субъекта труда, что позволяет говорить о зарождении в России конца XIX - начала XX в. предпосылок и аналогов будущей психологии и психофизиологии труда и смежных психологических дисциплин: инженерной психологии, психологии управления, индустриально-педагогической психологии. Полученные факты можно рассматривать как свидетельство важной роли практики (практических разработок, практической нацеленности научных исследований, роли эмпирического анализа самой реальности, изучения процесса и результатов труда и человека в роли деятеля, работника) в построении и развитии психологической науки.
Научное (в том числе, психологическое) изучение труда и трудящегося проводилось разрозненно, без координации и финансирования со стороны государственного управления, в рамках сферы отдельных профессиональных и общественных объединений. Поэтому можно говорить о зарождении в исследуемый период психологии труда как определенной области научно-психологических знаний, еще не выделенных организационно в самостоятельную научную отрасль.
Психология труда в России формировалась не только под влиянием мировой психологической науки и других наук о труде и человеке, но ее своеобразие объясняется также и отечественными традициями: культурным и идейным наследием революционеров-демократов 40-60-х годов, традициями материалистической естественно-научной мысли, прогрессивными идеями представителей отечественной общественной (социальной) медицины, педагогики, техники.
Характеристика подходов, идей отечественной психологии труда дореволюционного периода может быть использована в дальнейшей разработке истории советской психологии труда, а также в упорядочении понятийного аппарата современной психологии труда с учетом ее истоков.
Рис. 1. Психология труда в России в конце XIX – начале XX вв.
1 Интересно, что в этот период еще не были распространены конвейерно-исполнительные виды труда, т.е. требовались реальная деловая инициатива и творчество!