История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:34, реферат

Описание работы

«Психология» - от латинского «psyche» - душа, «logia» - понимание, знание. Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, пробуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Содержание работы

Введение -2

1. Основные психологические школы -3

2. Психоанализ Зигмунда Фрейда -4

3. О причинах жизнеспособности психоанализа -8

Заключение -11

Список использованной литературы -12

Файлы: 1 файл

История психологии.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

      Введение                                                                                       -2       

      1. Основные психологические школы                                       -3

      2. Психоанализ Зигмунда Фрейда                                              -4

      3. О причинах жизнеспособности психоанализа                      -8

      Заключение                                                                                  -11

      Список  использованной литературы                                        -12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      «Психология» - от латинского «psyche» - душа, «logia» - понимание, знание. Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, пробуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

        Психологическая мысль нового  времени

             Открытие рефлекса. Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к разделу великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе.

      Зарождение  психологии как науки.

      В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Мюллер (1801-1858) сформировал «закон специфической энергии органов чувств». Психофизику открыл физиолог Вебер (1795-1878). Дондрес (1818-1889) занимался экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов.

      Уникальным  предметом психологии, который никакой  другой дисциплиной не изучается, был  признан «непосредственный опыт». Главным методом – интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в  своем сознании. Природой психики  занимался Сеченов И. М. (1829-1905).

      Саморегуляция поведения организма посредством  сигналов – таковым было физиологическое  основание сеченовской схемы  психической деятельности. 
 
 
 

      1. Основные психологические школы

           Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, чем обширнее становилось поле изучаемых его явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – инсперсия.

      А) Функционализм.

      У истоков стоял Уильям Джемс (1842-1910). Он  известен как  лидер прагматизма философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

      Б) Рефлексология.

      Павлов  вводил в это понятие принцип  условности. Отсюда и его главный термин – условный рефлекс.

      В) Бихевиоризм.

      Кредо этого направления запечатлено  в термине «поведение» (английское «бихевиор»), а само оно было названо  бихевиоризмом. Его «отцом» принято  считать Уотсона, который в 1913 году изложил манифест новой школы.

      Г) Психоанализ.

      Основоположником  можно считать Фрейда (1856-1939), как  и многие другие классики современной  психологии, он долгие годы занимался  изучением центральной нервной  системы, приобретя солидную репутацию  специалиста в области психоанализа. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения.

      Д) Психоаналитическое влечение.

      Создали ученики и сподвижники Фрейда: Юнг К. (1875-1961) и Адлер А. (1870-1937). Юнг назвал свою психологию – аналитической, Адлер – индивидуальной. 
 
 

      2. Психоанализ Зигмунда Фрейда 

          Без преувеличения можно сказать,  что австрийский психолог и  психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на  все дальнейшее развитие современной  психологии.

            Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Велико влияние его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

           Зигмунд Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

           Впервые Фрейд заговорил о  психоанализе в 1896 году, а через  год он начал проводить систематические  самонаблюдения, которые фиксировал  в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга  ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых  талантливых его последователей.

          О том, что мыслью Фрейда  правила общая логика преобразования  научного знания о психике,  говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

             Во введении в научный оборот  различных гипотез, моделей и  понятий, охватывающих огромную  неизведанную область неосознаваемой  психической жизни, и состоит  заслуга Фрейда. В своих исследованиях  Фрейд разработал ряд понятий,  запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я.

            Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

            Вместе с тем на интерпретацию  выдвинутых им проблем, моделей  и понятий неизгладимую печать  наложила социально-идеологическая  атмосфера, в которой он творил.

             Взгляды Фрейда можно разделить  на три области: метод лечения  функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

            Либидозная энергия, которая связана  с инстинктом жизни, является  также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о  том, что в процессе жизни  человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга  способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.

           Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь  занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, такую, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.

            Важнейшее место в теории Фрейда  занимал его метод — психоанализ,  для объяснения, работы которого  и были собственно созданы  остальные части его теории. В  своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное, и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной — в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

             Хотя не все аспекты теории  Фрейда получили научное признание,  а многие его положения на  сегодняшний день кажутся принадлежащими  скорее истории, чем современной  психологической науке, невозможно  не признать, что его идеи оказали  положительное влияние на развитие мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

             Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

             Несмотря на существенную модернизацию  многих положений Фрейда его  последователями, основные подходы  к психическому развитию, заложенные  в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

      1) понимание психического развития  как мотивационного, личностного;

      2) представление о развитии как  адаптации к среде; хотя среда  и не является всегда  и полностью  враждебной, однако она всегда  противостоит конкретному индивиду;

      3) представление о движущих силах  психического развития как врожденных  и бессознательных;

      4) идея о том, что основные  механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности  и ее мотивов уже в раннем  детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает. 

      3. О причинах  жизнеспособности психоанализа 

             Какие обстоятельства придали  психоанализу неоспоримую сопротивляемость, хотя ни одно, пожалуй, направление  психологической мысли не подвергалось такой резкой и никогда не прекращавшейся критике, как со стороны тех, кто идеи этого направления в той или иной степени признавал. Так и тем более со стороны тех, кто эти идеи отвергал. Пестрота мнений, которая поныне наблюдается в его рамках, делает нелегким ответ даже на такой, казалось бы, простой вопрос: является ли психоанализ, несмотря на все перипетии и парадоксы его истории, более или менее единой теоретической конструкцией или же, рассматривая его сегодня, мы оказываемся скорее лишь перед поверхностно объединенным конгломератом течений, лишенным специфического для него концептуального ядра?

            Ответ на этот вопрос тем  более затруднителен.  С одной  стороны, теоретические позиции,  которые характеризуют различные  направления современного психоанализа, никогда не были ранее так трудно совместимыми.  С другой — то, что, несмотря на эту свою внутреннюю разнородность и даже расщепленность, психоанализ продолжает оставаться в рамках западной культуры течением качественно особым, противостоящим большинству других направлений, которые в той или иной степени символизируют или выражают эту культуру.

Информация о работе История психологии