Сегодня можно уверенно сказать,
что, завоевав с боями определенное
место в западной культуре
как течение, имевшее вначале
психотерапевтическую, а затем также
философскую и социологическую ориентацию,
психоанализ стал постепенно наталкивался
в возрастающих масштабах на довольно
резкое сопротивление его дальнейшей
экспансии. При всей “модности” некоторых
его понятий и призывов, их популярности
на страницах невзыскательной массовой
печати, он остается тем не менее в условиях
современной культуры Запада скорее изолированной
сферой мысли. Подлинного оплодотворения
идеями психоанализа концептуальных направлений,
проникновения этих идей в иные философские
или психологические течения не произошло.
Такое положение вещей не может
не заострить естественно возникающий
вопрос: чем же обусловливается
эта парадоксальная жизнеспособность
системы, которая сама по себе,
то есть при ретроспективном
взгляде на ее собственные внутренние
противоречия, обрисовывается как крайне
неустойчивая? Что позволяет этой системе
сохранять определенную степень исторически
выраженной стабильности при отнюдь не
сочувственном принятии ее миром других
идей, при явном наличии в ней сильных
критических тенденций, направленных
на переосмысление ее основных исходных
положений?
Отвечая, следует, прежде всего,
подчеркнуть, что своеобразие
судьбы психоанализа объясняется
своеобразием спектра идей, которые
он пытается утвердить. Существованием
в этом спектре как важных идей, имеющих
серьезное значение для дальнейшего развития
наших знаний, так и идей малой и даже негативной
научной ценности, идей-эфемеров, о которых
перестают и думать очень скоро после
того, как они сформулированы. Если последние
придают истории психоанализа облик динамичной
мозаики, неустанной смены программ и
декораций, то первые выступают как основа
неоспоримой сопротивляемости, которую
это течение оказывало на протяжении десятилетий
самым разнообразным попыткам его критики.
Каковы же эти “стабилизирующие”
психоанализ идеи? Ответ требует
глубокого анализа, потому что
они нелегко воспринимаемы: согласие
с ними возможно лишь при
отказе от трактовок, уже давно
ставших традиционными, то есть
при условии нового взгляда
на целый ряд психологических и клинических
проблем.
Почти уже вековая история
психоанализа убедительно говорит
в пользу того, что, сколь бы
ярко ни проявлялась изменчивость
направлений психоаналитической
мысли, все эти направления,
начиная от созданных первыми
“отступниками” А.Адлером и К.Юнгом и
кончая наиболее известными современными
теоретиками психоанализа Дж. Клайном
и Ж. Лаканом, основываются так или иначе
на одной и той же общей для них идее существования
бессознательного, понимаемого как категория
принципиально психологическая.
Если утверждается, что неосознаваемая
психическая деятельность обнаруживается
в том или ином виде в
структуре любой формы человеческого
реагирования, в структуре любого
поведенческого феномена, то становится
очевидной невозможность понять в отвлечении
от этой идеи ни одно, по существу, из проявлений
целенаправленной активности человека.
Именно эта опора на категорию
бессознательного, которая объединяет
самые различные направления
психоаналитической мысли, позволила
психоанализу уцелеть как специфическому
концептуальному течению на протяжении
почти уже целого века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впервые
Фрейд заговорил о психоанализе
в 1896 году, а через год он начал
проводить систематические самонаблюдения,
которые фиксировал в дневниках
до конца жизни. В 1900 году появилась его
книга "Толкование сновидений", в
которой он впервые опубликовал важнейшие
положения своей концепции, дополненные
в следующей книге "Психопатология
обыденной жизни". Постепенно его идеи
приобретали признание. В 1910 году его приглашают
читать лекции в Америке, где его теория
приобретает особую популярность. Его
работы переводятся на многие языки. Вокруг
Фрейда постепенно складывается кружок
почитателей и последователей, в который
входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк,
К.Абрахам. После организации психоаналитического
общества в Вене его филиалы открываются
во всем мире, психоаналитическое движение
ширится. В то же время Фрейд становится
все более догматичным в своих взглядах,
не терпит ни малейших отклонений от своей
концепции, пресекая все попытки самостоятельной
разработки и анализа некоторых положений
психотерапии или структуры личности,
предпринимаемые его учениками. Это приводит
к разрыву с Фрейдом самых талантливых
его последователей Адлера, Юнга, Ранка.
По
мере роста известности Фрейда
росло и количество критических
работ, направленных против него. В 1933
году нацисты сожгли книги Фрейда
в Берлине. После захвата гитлеровцами
Австрии положение Фрейда становится
опасным. Зарубежные психоаналитические
общества собирают значительную сумму
денег и фактически выкупают Фрейда. Он
уезжает в Англию. Он умер в 1939 году, оставив
после себя созданный им мир, уже полностью
открытый для толкований и критики.
Список использованной
литературы
1.
Гальперин П.Я. Хрестоматия по истории
психологии – М.: Изд-во Моск. ун-та,
1980. – 296 с.
2.
Головин С.Ю. Словарь практического
психолога - Минск: ХАРВЕСТ, 2005. –
972 с.
3.
Маклаков А.Г. Общая психология
- СПб.: Питер, 2000. – 582 с.
4.
Фрейд Зигмунд. Я и Оно. Хрестоматия
по истории психологии – СПб.: Алетейя
, 1986. – 244 с.
5.
Ярошевкий М.Г. История психологии
от античности до середины
XX века - М.: Академия, 1996. – 416 с.