Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:10, реферат
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в
психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит
ребенка доброте, способности отождествлятся как с куклой, так и с людьми.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение
которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они
радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая
утка, хлопушка, пищалки.
Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их
образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только
танцует.
Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с
фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки.
Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и
поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко
представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в
народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому
детей.
Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц –
барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а
задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.
Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой.
В самостоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы
как неудобные, а так же твердые. Особый интерес проявляется к шарнированной
кукле 30 – 40 см. т.к. шарнир помогает одевать и раздевать, сажать ее и
т.п.
Если в начале второго года жизни рекомендовались куклы с мелкими
париками, т.к. малыш не мог еще отображать игре уход за волосами куклы, то
на третьем году на смену мелкому парику должны прийти пришивной парик с
короткой стрижкой. Теперь ребенок с удовольствием расчесывает кукле волосы,
прекрасно справляясь с этим заданием. Ребенок не только действует с куклой,
но и называет ее по имени. Важна узнаваемость образа. /11., 38 c./
Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек,
показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. В
эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74 % детей. (Г.Г.
Локуциевская, Е.М. Гаспарова, Е.Б. Волосова и др.) (1,5 – 2,5 года)
выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень
любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев
веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку,
свинку и овечку, уточку)
Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными
моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для
избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным –
«зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и
экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр.У
малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в
результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех
животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве,
едят и пьют; они живые.
К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, по книгам кошку,
собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову. Начинает понимать разницу
между живым и неживым объектом (заводная игрушка бедна по запасу движений,
не требует ухода и т.д.). У детей появляется большой интерес к заводным
игрушкам. Это игрушки – забавы. Знакомство с заводными игрушками должно
проходить в эмоционально – доброжелательной форме. При показе игрушечных
животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что
они «укусят». Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить,
подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.
Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под
человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п.
Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с
ними, т.е. действовать как с куклой.
Такая аналогия позволяет взрослому, во – первых, организовать игры и
инициирование с игрушками – животными как с «живыми» объектами на уровне
знаний, доступных ребенку; во – вторых учить отображать бытовые ситуации
(купание, кормление и т.п.) и
закреплять обобщенное
– третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные
признаки человека и животных; в – четвертых, подводить ребенка к пониманию
реального и сказочного в окружающей действительности.
Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но
они несут свою особую педагогичную задачу. Они используются при постановке
спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в
соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные
(ви – бато), пальчиковые, фигурки персонажей для настольных театров,
фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми
сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют
сами дети. Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее
помощью взрослый может делать буквально чудеса.
Ребенок охотно подчиняется
требованию Буратино идти
зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама,
что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом
интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если
их малыш не слушается.
Позднее ребенок сам
пробует «водить» куклу,
становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки,
показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается,
он старается получше
потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок
стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает
наиболее запомнившиеся
Дети трех – четырех лет играют в настольный театр выпиленными
раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных
сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рассказывает
сказку, передвигая фигурки
Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее
(одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).
Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника
выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально
– речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического
воспитания детей.
Большую ценность
ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в
себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи,
интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая
игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-
нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.
Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми
младшей и средней группы.
К основным видам
Разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В
большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).
На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных
колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная
игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.
Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать
меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную
игрушку.
- Игрушки для конструирования – мозаика, состоящая из геометрических форм
или цветных шариков, различные головоломки.
- Звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон,
металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение –
способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у
них должен быть звук чистого тона. Воспитатель активно использует их в
работе с детьми 3 – 4-года жизни ; старшие дети пользуются ими не только
для упражнений, но и в
сюжетных играх, инсценировках,
Музыкальные руководители и воспитатели, имеющие соответствующую
подготовку, организуют детские оркестры, что повышает интерес детей к
музыкальным игрушкам. Музыкальные органчики с разными мелодиями
встраиваются в игрушечные инструменты – балалайку, гитару, детское
пианино. Дети могут
Очень важно, покупая
музыкальную игрушку,
покупать фальшиво звучащую игрушку: она может принести ребенку только вред.
А сейчас такие игрушки сплошь и рядом. Покупая их, нужно все проверить
внимательно, учитывая при этом, конечно, возраст ребенка.
Очень любят дети «играть» и на не звучащем инструменте. Зная это
воспитатели детски садов часто сами рисуют на картоне клавиатуру пюпитр для
нот. Изображая игру на рояле дети часто поют песни, им не мешает то, что
инструмент беззвучен, наоборот песня льется свободнее, в то время как играя
на озвученном рояле – ребята обязательно ошибались и меняли темп.
Выпускаются музыкальные игрушки, изображающие струнные инструменты.
Нужно обязательно следить за тем чтобы инструмент не фальшивил. Лучше
совсем не покупать музыкальную игрушку чем дать ребенку плохую, способную
испортить его слух.
- Особый вид игрового материала
составляют настольные
парные картинки, квартеты, резные картинки, кубики.
Очень важны игрушки,
способствующие развитию
обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с
которым ребенок проделывает
ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким детям лучше
всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого размера.
Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 – 1,5 м) бросать мяч,
чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и
др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие,
воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в
ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии
мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные
качества.
Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует
двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию
ребенка (воспитывает волю, внимание).
Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие
движения – всевозможные каталки. Мяч у детей от 2 – 7 лет имеет различные
размеры, назначение и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся
перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных
упражнений с мячом, например игра «Школа мяча».
Одни из самых древних игр – игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие
ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить как
следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится
мяч далеко – взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно
движения малыша становятся увереннее. Он все еще чаще пытается встать.
А после года малыш
научится побрасывать мяч,
в стенку. Взрослый помогает ему, бросает ему в руки мяч – лови! Он,
конечно, еще не может поймать, не знает даже, как это делается, смотрит,
как ловит взрослый. А потом начинает широко расставлять ладошки. Мяч
пролетает между ними, иногда ударится о ладони и отскочит. /11., 45 c./
К четырем годам ребенок сможет играть с небольшим мячиком. Постепенно
он научится ловить и бросать мяч одной рукой.
Готовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире,
разнообразят содержание его игр и способствуют его развитию мышления и
речи. Существует и основная категория игрушек, специально созданные для