История развития игрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в
психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 61.18 Кб (Скачать файл)

ребенку  значительно  больше,  чем  дорогие  куклы  или  заводные  эффектные

машины, не говоря уже о «огнестрельных»  автоматах.

    Первое   знакомство   со   строительным   материалом    начинается    с

рассматривания всего набора, названия его  форм:  кирпичик,  кубик,  призма.

Здесь полезно сказать детям  о свойствах и особенностях той  или иной формы.

    Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему  воротики.  Крышей

служит  трехгранная  призма,  положенная  сверху.   Получим   домик.   Снова

пригодятся матрешки. Они  будут  его  новоселами.  Применение  строительного

материала разнообразно.

    Часто роль родителей   ограничивается  лишь  покупкой  игрушки.  Игрушки

лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто  давать

ребенку. Ему нужно все рассказать о ней и показать, как в нее  играть.

 

                                 Раздел III

 

       Особенности  отбора игрушек для мальчиков  и девочек в дошкольном

                                 учреждении

 

    Исследование показало, что почти половина малышей   в  качестве  любимой

игрушки  выбирает  машину.  Наибольшим  успехом  в  возрасте  2,5  –  3  лет

пользуются машины средних размеров.  Особенно  привлекают  машины-фургоны  с

открывающимися  дверцами.  Почему?  Да  потому,  что  такая  машина  немного

«загадка»: что внутри? Никто не видит!  А  вот  попробуйте  догадаться!  Так

начинается игра.

    Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины  и играют с ними,

выстраивая интереснейшие сюжеты.

    Мальчики  2,5  –  3  лет  играют  с  бытовыми  игрушками  с  таким   же

удовольствием,  как  и  девочки:  работают  утюгом,   стирают   в   корытце,

«намыливая» кубиком кукольное  белье. Нет, это не деградация мужского  начала

в ребенке, а форма отражения  счастливого  быта  семьи,  где  между  мужем  и

женой существуют гармоничные отношения  любви  и  взаимопонимания.  Именно  в

таком микроклимате в мальчике закладываются  качества, которые помогут ему  в

будущем стать хорошим семьянином.

    Что  же,  игра  мальчиков   и  девочек  не  имеет   отличий?  Павлова  Л.

утверждает, что уже в 2,5 – 3 года можно заметить разницу  в  использовании,

казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых,  девочки  в  6  раз

чаще обращаются к игре  с  куклой.  Во-вторых,  у  мальчиков  2,5  –  3  лет

значительно выше предпочтение к технической  игрушке. Если девочки интерес  к

кукле проявляют  в  игровых  сюжетах  бытового  характера  (стирка,  уборка,

приготовление обеда и т.п.), то у  мальчиков игра с куклой разворачивается  в

связи  со  строительными  ситуациями,  транспортными  «услугами».  Например,

мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и  их имущество.

    Одиночные игры детей  чаще всего  определяются  полом   ребенка.  Мальчик

стучит молотком, строит дома и  гараж, водит машину и т. д.  Девочка  убирает

в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

    При выборе игрушек  сказывается половая  принадлежность  детей.  Мальчик

чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а  девочка  –  куклу,

посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо демонстрирует,  как  идет

половая идентификация. Если  мальчик  выбирает  куклу  и  мебель,  то  нужно

посмотреть в чем дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то  следует

заинтересовать его игрушками  для мальчиков. Так же  следует  поступить  и  с

девочкой, которая любя старшего брата, освоила  лук  и  стрелы  и  научилась

кидать кумушки получше иного  мальчишки.

    Однако по последним  результатам исследования, проведенного  американским

психологом Майклом Бейли, доказано, что  сексуальная  ориентация  мужчины  в

значительной степени  обусловлена  генетически,  или,  к  примеру,  является

результатом воспитания, и  потому  может  проявляться  уже  в  очень  раннем

возрасте.

    Какое же заключение  напрашивается  из  анализа   научной  информации?  В

раннем детстве необходимо делать вывод об игре  малышей  по  «мальчишечьему»

или «девичьему»  типу.  Тем  и  замечателен  этот  уникальный  возраст,  что

игровые  сюжеты  рождает  в  ребенке  сама  жизнь.  Все  решают  обогащенная

окружающая среда, впечатления  малыша  и  характер  общения  со  взрослыми  -

родителями в семье, воспитателями  в детском саду.

    Примерно 25 %  детей  (и   мальчиков,  и  девочек)  демонстрируют   яркую

игровую фабулу. Важно отметить, что  для  дошкольника  игра  –  ведущий  вид

деятельности,   развитость   которого   отражает   его    внутренний    мир,

обогащенности и эмоциональность, насыщенность и информативность  жизни.

    Существует мнение, что  технические игрушки интересны   лишь  мальчишкам.

Наша задача – дать знания о  технике как мальчикам, так  и  девочкам.  Многое

здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который  она  может  вызвать

своим  действием,  неожиданным  результатом.  Скажем,   стиральная   машина,

швейная машина,  ткацкий  и  вязальный  станок,  пылесос  и  другая  бытовая

техника интересны и мальчикам.

    Говоря  о  моторных  играх,  не  следует  разделять   на  «девчачьи»   и

«мальчишечьи». И мальчики и девочки  должны научиться попадать в цель  мячом,

играть в кегли, городки и  т. д., набрасывать кольца на  стержень,  играть  в

бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при  езде  на  велосипеде,

самокате. В играх  со  спортивными  элементами  движения  детей  приобретают

точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество.

    Девочки любят играть  в  «мамы  и  дочки»,  подражать  домашнему  труду

взрослых.

    В разных играх используют  кукол различного размера. Например, для игр с

настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые  устойчиво

стоят и которых можно передвигать  с места на место.

    Таким образом, среди  разнообразных типов игрушки  кукла занимает и будет

занимать особое место как динамический живой образ человека.

    Ученые, проводившие   исследовательскую  работу  с   двухлетними  детьми,

отличили  следующую  закономерность:  чем   меньше   ребенок,   тем   проще,

декоративнее должна быть кукла.  Известно,  что  после  полутора  лет  кукла

выступает для ребенка в функции  человека, а не просто предмета.  По  просьбе

взрослого малыш кормит, катает и  баюкает куклу.  Ребенку  полутора-двух  лет

нужны куклы с образом сверстника – девочки, мальчика. Величина  куклы  может

быть в переделах 40 см. Желательно подобрать  куклу  из  мягких  материалов.

Нужны  куклы  шарнированые,  т.  е.  с  вращающимися  ручками   и   ножками.

Двухлетнему  ребенку  нравятся  озвученные  куклы.  Кукла  с  закрывающимися

глазами позволит малышу обогатить  игру новым  содержанием.  Ведь  именно  на

третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а  это  значит,  что

он изображает маму,  доктора,  шофера.  Теперь  для  игры  с  куклой  малышу

необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п./ 19., 87 c./

    Так  в  жизнь   ребенка  приходит  ролевая   игра.  Малыш   демонстрирует

развернутость ситуации, игра более  насыщена и приближенна к  жизни.  В  игре

преобладают бытовые мотивы. И это  самое главное – ребенок  отражает  в  игре

действия близких людей. Это  значит, что  малыш,  беря  на  себя  роль  мамы,

изображает именно свою маму.

 

                                   выводы

 

    На основе психолого-педагогических  исследований мы пришли к выводу, что

игрушка  является  важным  фактором  в  психическом  развитии  ребенка.   Мы

установили, что игрушки должны быть  свободными  от  всех  свойств,  которые

каким-нибудь образом могут нанести  вред здоровью. Они  должны  удовлетворять

и развивать эстетический вкус,  зачатки  которого  так  рано  проявляются  у

ребенка. И потому, они должны возбуждать и  поощрять  стремление  ребенка  к

коллективным усилиям.

    Самые разнообразные  задатки ребенка ищут своего  проявления и упражнения

и находят их в играх, если в  распоряжение  ребенка  дан  материал,  который

может  служить  в  одно  время  и  стимулом,  возбуждающим   ту   или   иную

деятельность,   и   орудием,   при   помощи   которого   эта    деятельность

осуществляется и совершенствуется.

    Несомненно все игрушки  должны удовлетворять требованиям  гигиены. Особое

внимание должно быть  обращено  на  качество  окраски  игрушек.  Потому  что

ребенок в ранние годы склонен все  брать  в  рот.  Краски  не  должны  никоим

образом линять и пачкать рук. Следует  во  всяком  случае  избегать  зеленых

красок, в состав которых часто  входят ядовитые вещества.

    Игрушки требуют, как  на этом настаивал Локк, известной  дозировки, как в

качественном,  так  и  в   количественном   отношении.   До   года   следует

одновременно давать ребенку не  более  одной  игрушки,  от  года  до  2  лет

ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того  как

увеличивается  объем  его   внимания,   способность   к   сосредоточению   и

определяются индивидуальные влечения, число игрушек  может  быть  увеличено.

Однако и в 4 года не следует  помещать  в  поле  зрения  ребенка  более  4-5

игрушек.

    Характер игрушек должен  меняться не только в зависимости   от  возраста,

он должен меняться и в течение  дня в  зависимости  от  состояния  ребенка  и

предшествовавшего времяпрепровождения.

    В процессе изучения  педагогической литературы по  данному  вопросу  было

установлено,  что  ни   педагог   ни   родители   не   должны   педантически

регламентировать занятия детей  с игрушками, не должны навязывать  ему  своих

интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с  каждым  предметом

и какого его назначение.

    Л. Г. Оршанский, отдавший  так много любви и энергии   изучению  игрушки,

вполне  справедливо  протестует  против  деспотичного  стремления   взрослых

внести в фабрикацию игрушки, как  и  в  игры,  свои  интересы,  искусственную

поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль  игрушки  и

игры. Можно сделать  вывод,  что  и  по  отношению  к  игрушкам,  как  и  по

отношению к играм, ребенку должен быть  предоставлен  максимум  свободы  при

постоянном, по возможности для  него неощущаемости контроля.

    Игрушки,  как  и   игры,  служат  не  только  средствами  воспитания   и

самовоспитания,  усвоения  новых  форм   поведения,   но   и   своего   рода

проявителями детской индивидуальности.

    Таким образом, совершенно  очевидным представляется, что   никакое,  даже

самое подробное исследование ребенка  при помощи  «точных»  методов  и  самых

удачных тестов на может дать нам  верного  представления  о  ребенке,  о  его

личности в целом и об  отдельных  чертах,  если  исследователь  не  наблюдал

ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

    Игрушка является регулятором  психического и  физиологического  развития

ребенка. В нашей работе мы установили, что  игрушка  пережила  много  веков.

Ведь еще в древности человек  заметил,  что  игрушка  способствует  успешному

развитию ребенка.

    Я считаю, что ребенок  всегда будет играть  с  игрушками.  Благодаря  им

ребенок усваивает социальные нормы  поведения, развивает себя  как  личность.

Ведь в будущем он должен войти  в наше общество психически  и  физиологически

здоровым человеком.

  Литература

 

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные  годы  /  под  ред.  Запорожца   А.  В.  и

   Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.

2. Аркин Е. А. Из истории  игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. –  8-

   15 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье  // Дошкольное воспитание, 1974,  №  9.  –  82

   –85 с.

4. Бениаминова М. В. Воспитание  детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.

5.  Використання  іграшки   у  вихованні  дітей  раннього  віку  /  під  ред.

   Бартнічук Е. П., Мін Освіти  УРСР, 1973. – 48 с.

6. Воспитание детей в игре / под  ред. Менджерицкой Д. В. –  М.:  Просвещение,

   1979. – 27-36 с.

7. Горностаева Л. Игрушки в  детском саду // Дошкольное воспитание,  1973,  №

   2. – 20-24 с.

8. Дошкольная педагогика / под ред.  Логиновой В. И.,  Саморуковой   П.  Г.  –

   М.: Просвещение, 1983. – 146 –  157 с.

9. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные  игры малышей:  Пособие  для   воспитателей

   детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с.

10. Игрушки и пособия для детского  сада / под ред. Изгаршевой В.  М.  –  М.:

   Просвещение, 1987. – 6-13 с.

11.  Игрушка  в  жизни   ребенка  /  под  ред.  Коссаковской  Е.  А.  –   М.:

   Просвещение, 1980. – 64 с.

12.  Линькова  Н.  П.  Игры,  игрушки  и  воспитание  способностей.  –   М.:

   Просвещение, 1969. – 7-34 с.

13. Локуциевская Г. Техническая  игрушка // Дошкольное  воспитание,  1972.  №

   5. – 18-23 с.

14. Локшин А. Игрушки древнего  мира // Дошкольное воспитание, 1976, №  3.  –

   15-18 с.

15. Менджерицкая Д. В. Воспитателю  о детской игре: Пособие  для   воспитателя

   детского сада / под ред.  Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25-

Информация о работе История развития игрушки