Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:10, реферат
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в
психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные
машины, не говоря уже о «огнестрельных» автоматах.
Первое знакомство со строительным материалом начинается с
рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма.
Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.
Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей
служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Снова
пригодятся матрешки. Они будут его новоселами. Применение строительного
материала разнообразно.
Часто роль родителей ограничивается лишь покупкой игрушки. Игрушки
лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать
ребенку. Ему нужно все рассказать о ней и показать, как в нее играть.
Особенности отбора игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном
Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой
игрушки выбирает машину. Наибольшим успехом в возрасте 2,5 – 3 лет
пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины-фургоны с
открывающимися дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного
«загадка»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так
начинается игра.
Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними,
выстраивая интереснейшие
Мальчики 2,5 – 3 лет играют с бытовыми игрушками с таким же
удовольствием, как и девочки: работают утюгом, стирают в корытце,
«намыливая» кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала
в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и
женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в
таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в
будущем стать хорошим семьянином.
Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Павлова Л.
утверждает, что уже в 2,5 – 3 года можно заметить разницу в использовании,
казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз
чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 – 3 лет
значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к
кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка,
приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в
связи со строительными ситуациями, транспортными «услугами». Например,
мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество.
Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик
стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает
в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.
При выборе игрушек
сказывается половая
чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка – куклу,
посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо демонстрирует, как идет
половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно
посмотреть в чем дело. Если он
подражает любимой старшей
заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с
девочкой, которая любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась
кидать кумушки получше иного мальчишки.
Однако по последним результатам исследования, проведенного американским
психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная ориентация мужчины в
значительной степени обусловлена генетически, или, к примеру, является
результатом воспитания, и потому может проявляться уже в очень раннем
возрасте.
Какое же заключение напрашивается из анализа научной информации? В
раннем детстве необходимо делать вывод об игре малышей по «мальчишечьему»
или «девичьему» типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что
игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная
окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми -
родителями в семье, воспитателями в детском саду.
Примерно 25 % детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую
игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра – ведущий вид
деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир,
обогащенности и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни.
Существует мнение, что
технические игрушки интересны
Наша задача – дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое
здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать
своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина,
швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая
техника интересны и мальчикам.
Говоря о моторных играх, не следует разделять на «девчачьи» и
«мальчишечьи». И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом,
играть в кегли, городки и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в
бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде,
самокате. В играх со спортивными элементами движения детей приобретают
точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество.
Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду
взрослых.
В разных играх используют
кукол различного размера.
настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво
стоят и которых можно передвигать с места на место.
Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает и будет
занимать особое место как динамический живой образ человека.
Ученые, проводившие исследовательскую работу с двухлетними детьми,
отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще,
декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла
выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе
взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет
нужны куклы с образом сверстника – девочки, мальчика. Величина куклы может
быть в переделах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов.
Нужны куклы шарнированые, т. е. с вращающимися ручками и ножками.
Двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися
глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на
третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что
он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу
необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п./ 19., 87 c./
Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует
развернутость ситуации, игра более насыщена и приближенна к жизни. В игре
преобладают бытовые мотивы. И это самое главное – ребенок отражает в игре
действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы,
изображает именно свою маму.
На основе психолого-
игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы
установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые
каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять
и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у
ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к
коллективным усилиям.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения
и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который
может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную
деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность
осуществляется и
Несомненно все игрушки
должны удовлетворять
внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что
ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим
образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых
красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.
Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в
качественном, так и в количественном отношении. До года следует
одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет
ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как
увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и
определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено.
Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5
игрушек.
Характер игрушек должен
меняться не только в
он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и
предшествовавшего времяпрепровождения.
В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было
установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически
регламентировать занятия
интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом
и какого его назначение.
Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки,
вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых
внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную
поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и
игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по
отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при
постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и
самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода
проявителями детской
Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже
самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых
удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его
личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал
ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.
Игрушка является регулятором
психического и
ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков.
Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному
развитию ребенка.
Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им
ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность.
Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически
здоровым человеком.
Литература
1. Аркин Е. А. Ребенок в
Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 8-
15 с.
3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82
–85 с.
4. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.
5. Використання іграшки у вихованні дітей раннього віку / під ред.
Бартнічук Е. П., Мін Освіти УРСР, 1973. – 48 с.
6. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение,
1979. – 27-36 с.
7. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №
2. – 20-24 с.
8. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. –
М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.
9. Зворыгина Е. В. Первые
детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с.
10. Игрушки и пособия для
Просвещение, 1987. – 6-13 с.
11. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.:
Просвещение, 1980. – 64 с.
12. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.:
Просвещение, 1969. – 7-34 с.
13. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №
5. – 18-23 с.
14. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. –
15-18 с.
15. Менджерицкая Д. В.
детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25-