Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:19, контрольная работа
На смену феодальному средневековому розыскному процессу приходит буржуазный состязательный процесс со свойственной ему гласностью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показания и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и здесь для правильной оценки показаний заинтересованных лиц появляется потребность привлечения и использования психологического знания.
1 История развития юридической психологии ________________ 3
2 Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интуиция в работе юриста ___________14
3 Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля____________________________________19
4 Список литературы______________________________________26
2. Второй этап решения задачи
– выявление принципа, общей схемы,
возможного способа ее решения.
Для этого необходимо видение
конкретного явления как
Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение)
– вероятностное предположение о сущности,
структуре, механизме, причине какого-либо
явления – основа гипотетико-дедуктивного
метода познания, вероятностного мышления.
Гипотеза используется в тех случаях,
когда причины явления недоступны опытному
исследованию и исследованы могут быть
лишь его следствия. Выдвижение гипотезы
(версии) предваряется исследованием всех
доступных наблюдению признаков явления,
предшествующих, сопутствующих и последующих
обстоятельств события.
Гипотезы (версии) формируются лишь в определенных информационных ситуациях – при наличии концептуально сопоставимых исходных данных, служащих основанием для высоковероятностных предположений.
Можно выделить следующие основные правила выдвижения гипотезы: 1) гипотеза должна быть совместима со всеми относящимися к ней фактами; 2) необходимо выдвигать возможно меньшее количество гипотез с возможно большей связью между ними; 3) из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов; 4) противоречащие друг другу гипотезы не могут быть Истинными; 5) гипотеза должна быть основана на теоретических знаниях. В различных отраслях практики возникают специфические особенности решения задач индуктивно-гипотетическим методом. Так, в следственной практике широко используются типовые версии. Гипотезы возникают на основе предварительных мыслительных действий с объектом познания. Такие предварительные гипотезы называются рабочими. Они характеризуются раскованностью мышления, допущением самых неожиданных предположений и оперативной их проверкой. Вот как описывает П. К. Анохин мыслительную деятельность И. П. Павлова: "Поражало в нем то, что он не мог ни минуты работать без законченной рабочей гипотезы. Как альпинист, потерявший одну точку опоры, сейчас же заменяет ее другой, так и Павлов при разрушении одной рабочей гипотезы старался сразу же на ее развалинах создать новую, более соответствующую последним фактам... Но рабочая гипотеза была для него только этапом, через который он проходил, поднимаясь на более высокий уровень исследования, и поэтому он никогда не превращал ее в догму. Иногда, напряженно думая, он с такой быстротой менял предположения и гипотезы, что трудно было поспеть за ним".
3. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля
3.1 Психология обвиняемых
Для успешного проведения предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого. Следователю необходимо иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях.
Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адапционные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.
Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной степени определяются его отношение к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.
В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две разные стратегии поведения обвиняемого, связанные или со стремлением избежать суда и справедливого назначения, или с осознанием неизбежности суда.
Первая из указанных стратегий поведения ведет к выработке соответствующей защитной тактике, так называемой «защитной доминанты».
Эта защитная тактика может быть активной (дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и др.), и пассивной (отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия).
Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Преступник делает все возможное, чтобы скрыть следы преступления, затруднить расследование, ввести следствие в затруднение, а следователя в заблуждение. Опытные преступники заранее планируют линию поведения и в случаен раскрытия преступления.
Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость защитной доминанты. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым со всем тем, что охраняется этой доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценке угрожающих воздействий.
Большинство преступников не относят себя к типичному образу преступников, они выводят себя за рамки социальной ответственности, формируя механизм психологической защиты. В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для своего оправдания (механизм самооправдательной рационализации), изыскивают всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.
Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов. Поскольку социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, у него не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник сохраняет при этом ценность своего «Я-образа» и остается чувствительным в отношении собственной системы ценностей и тех качеств, которые он ценит. Так, например, уличение преступника в бесчестности может его не волновать, но уличение в трусости, малодушии, предательстве – глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых необходимо учитывать в тактическом взаимодействии с ними.
Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно подвергаться психологическому анализу, т.е. выяснению, чего обвиняемый избегает, чему придает большое значение, что тормозится или доминирует в его сознании.
Необходимо учитывать тенденцию обвиняемых к изменению своих позиций, адаптацию их оправдательной позиции по мере предъявления доказательств. Психологически важно всемерно ослаблять и находить слабые места в их оборонительной позиции. Но в ряде случаев, следователь может идти «на поводу» легенды обвиняемого, с тем, чтобы предъявить решающие доказательства на фоне психического контраста, наиболее эффективно демаскировать обвиняемого.
3.2 Психология потерпевшего
Потерпевший – одна из центральных фигур предварительного следствия. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не берется личность потерпевшего.
Показания потерпевшего – средство защиты его интересов, как индивидуальных, так и как члена общества. Формирование показаний потерпевшего имеют свои особенности, связанные с их специфическими переживаниями, которые вызваны осуществленными по отношению к ним преступных последствий. Психические переживания потерпевших, особенно в тех случаях, когда преступное деяние в той или иной степени направлено против жизни, здоровья, достоинства личности. Как объекты преступного посягательства, потерпевшие воспринимают картину осуществленного преступления, ощущая на себе его непосредственное влияние. Поэтому у них при переработке и сохранении пережитой во время преступления информации, достаточно часто значительную роль играют эмоциональные проявления переживания, связанные с психическим, физическими и социально-бытовыми последствиями преступления.
Наиболее характерной реакцией потерпевших на ситуацию нападения является состояние страха. Как эмоциональное отражение опасности страх обусловлен неверием в свои силы, отсутствием информации о благоприятном выходе из сложившейся ситуации. В состоянии страха потерпевший зачастую преувеличивает опасность, неверно воспринимает события, сохраняя их в памяти в гипертрофированном виде (жертва увеличивает количество нападавших, их силы, использование подручных и других средств и т.д.).
В условиях борьбы, потерпевшие нередко плохо или неправильно запоминают приметы преступника, у них не откладывается в памяти последовательность и отдельные моменты события. Если преступников несколько, то потерпевший может не помнить, кто из них первым и какие насильственные действия совершил.
Следователь должен учитывать динамику психического состояния потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события под влиянием чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности.
У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражения венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия их неблаговидных поступков.
Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого – дестабилизация личной психической интегрированности, нарушение социальной адаптированности.
Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших непроизвольно может сформироваться механизм психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Интенсивные процессы торможения могут значительно затруднить получение от потерпевшего нужных для расследования сведений.
Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предположением следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняемого.
Следователю необходимо чутко улавливать динамику настроения потерпевшего. Особенно тщательному анализу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекращении дела, которые зачастую вызываются психическим давлением со стороны заинтересованных лиц.
О переходе потерпевшего от правдивых показаний к ложным свидетельствуют, как правило, его психическая напряженность, замкнутость, формальность речевых построений. В таких ситуациях следователь должен понять, кто и каким образом мог оказать психическое давление на потерпевшего. В необходимых случаях следователь преодолевает негативное психическое воздействие на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц, предупреждая об уголовной ответственности за подстрекательство потерпевшего к даче ложных показаний или о понуждении к даче ложных показаний.
3.3 Психология свидетелей
Показания свидетелей играют важную роль в деятельности следователей и судей, защитников и адвокатов, прокуроров и инспекторов. Они способствуют восстановлению обстоятельств подготовки или совершения преступления, выявлению лиц, которые совершили преступление, мотивов их преступных деяний, установлению социально-психологических данных, которые характеризуют личность обвиняемого или потерпевшего.
В психологическом плане показания свидетелей – это воспроизведение ранее сформированных впечатлений, актуализация образов, действий, которые произошли. При этом очень важным является насколько правильно, адекватно происходил процесс восприятия у данного свидетеля, какие особенности сохранения и реконструкции сформированных образов в памяти данного человека.
Погрешности и ошибки в показаниях свидетелей (неполнота, неточность, лишние собственные домыслы и т.д.) – обычное, а не исключительное явление. Поэтому следователь должен выявить противоречивость в показаниях свидетелей и уяснить причину неправдивости свидетельских показаний. Когда свидетель говорит неправду, то обычно он утрачивает хладнокровность, начинает делать лишние телодвижения, часто меняет позу, меняет мимику, движения глаз.
Мотивами обманных показаний свидетеля могут быть: родственные обязанности, неправильное понимание чувства дружбы; личная заинтересованность свидетеля (зависть, ненависть, мстительность, корысть и пр.); чувство сочувствия к обвиняемому или потерпевшему; угрозы со стороны заинтересованных лиц и пр.
В трактовке специалистов психология обмана характеризуется раздвоенностью и большими внутренними трудностями. В сознании человека, дающего неверные свидетельские показания существуют два параллельных варианта события: один – то, что произошло на самом деле и он желает это скрыть, а второй – вымышленное, о котором он хочет рассказать. В представлении такого человека постоянно стоят истинные события и эти представления имеют яркий и стойкий характер. Обманщик вынужден их постоянно приглушать и менять на выдуманные образы, которые являются более бледными и слабыми. Ему приходится все время лавировать между правдой и обманом, при чем, правда, постоянно «лезет в голову», поэтому обманщик постоянно рискует проговориться и ему необходимо напрягаться, что бы не забыть то, что оно говорил ранее и помнить все свои выдумки очень подробно. Отсюда чувствуется заученность и неплатичность обманных показаний. Если в правдивых показаниях, часто встречаются неточности, то в обманных показаниях всегда все гладко, все хорошо подтасовано в меру интеллектуального развития свидетеля. Эти психические состояния, следователь должен иметь в виду и внимательно анализировать сведения, предоставляемые свидетелями.