История развития педагогических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:48, доклад

Описание работы

С возникновением общества появилась и традиция передачи накопленного опыта молодому поколению. Долгое время этот процесс происходил естественно. Так, в первобытном обществе передача социального опыта осуществлялась в основном через игровые и имитационные действия, то есть младшие копировали поведение старших.Однако с увеличением объема передаваемой информации стал актуальным вопрос о повышении эффективности данного процесса. Общественная значимость успешной передачи информации стала возрастать.

Файлы: 1 файл

андрей.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

С возникновением общества появилась и традиция передачи накопленного опыта молодому поколению. Долгое время этот процесс происходил естественно. Так, в первобытном  обществе передача социального опыта  осуществлялась в основном через  игровые и имитационные действия, то есть младшие копировали поведение старших.Однако с увеличением объема передаваемой информации стал актуальным вопрос о повышении эффективности данного процесса. Общественная значимость успешной передачи информации стала возрастать. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта который оно получило в наследство.

Итак, накопление человечеством  знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому новому поколению необходимо было решить четыре основных задачи:

- усвоить опыт предыдущих  поколений;

- обогатить и приумножить приобретенный опыт;

- дать жизнь новому  поколению людей;

- передать новому поколению  людей все то, что усвоено, понято  и принято (свои знания).

Процесс передачи знаний от старшего поколения к молодому получил  название педагогического и является наиважнейшим с древних времен. Так, например, по античным законам отец обязывался обучать своего сына какому-либо ремеслу, а если он этого не делал, то сын мог не кормить отца в старости.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

В Древнем Риме от имени  императора учителями назначались  государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много  путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в хх в. до Н.Э. В стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах  ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым, Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь ... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее ...»". В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли, и сейчас, как известно, называют уважительно - «учитель».

Термин педагогика - греч. Paidagogike (детовождение, дето водство) возник в Древней Греции. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно термин «педагогика» стал употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.Древнегреческие корни имеют и ряд других педагогических терминов: гимназия - gumnasion и др.Однако развитие педагогики от Древней Греции до Средневековья еще не было периодом развития науки. Наука о воспитании сформировалась значительно позже.В то время в наиболее развитых странах древнего мира - Греции, Египте, Индии, Китае шел процесс обобщения воспитательного опыта, сбора информации и аккумуляции ее в философии - науке, которая положила начало первым педагогическим системам.По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки:

1-й период - педагогические  знания донаучного периода - систематизированные  на основе эмпирического опыта  воспитания и образования в  форме народной мудрости поколений.  В современных условиях эту систему знаний относят к народной педагогике, основой которой является семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая свое отражение в афоризмах, крылатых фразах, пословицах и поговорках, заповедях, сказках, традициях и обычаях народа.

2-й период - возникновение  теоретических и педагогических  концепций, для построения целостной  системы светского образования.  Этот период характеризуется  прежде всего педагогическими  идеями и положениями, содержащимися  в философских системах древности

3-й период- Античность. Древние  философы в своих трудах уделяли  достаточно много внимания вопросам  воспитания и формирования личности  человека (Демокрит (ок. 470 или 460 - нач.  IV в. до н.э.), Сок/ч т (ок. 470-399 до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 до нз.),Аристотель (384-322 до н.э.), Эпикур (341-270), Квинтипиан (ок. 35-ок. 96) и др.).

Демокрит - важнейший представитель  древнегреческой философии. Во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности. Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

Сократ поднял вопрос о  существовании в творчестве нравственного  начала, рассматривал творчество как  духовную деятельность челове ка. Большое  внимание в своих трудах уделял вопросам деятельности личности и самосознанию творящего субъекта, а также необходимости об щения, ибо считал творчество продуктом взаимодействия людей.

Платон, ученик Сократа, высоко ценил роль воспитателя в обществе. Считал, что если плохо свою работу будет выполнять башмачник, то интересы государства не будут сильно ущемлены, ибо население будет всего лишь хуже обуто, но в случае, если воспитатель станет хуже выполнять свою работу, то это породит на свет целое поколение невежественных людей.

Аристотель выступал за развитие трех главных, на его взгляд, сторон души человека: разумной, нравственной и волевой.

Период Античности знаменит также своими системами воспитания — спартанской и афинской, которые  можно рассматривать в качестве родоначальниц многих направлений  современного образования.

Образование в Спартанском  государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система  воспитания. Дети (мальчики и девочки) рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи  учились чтению, письму, счету и  очень много занимались военно-физической подготовкой. В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленной физической и военной подготовки. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль». В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе.Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века и с поправкой на современные нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях.

Более полной и  развитой по сравнению со спартанской  была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфи-бии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом раоов.

Риторская школа  Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической  ненасильственной педагогики. Он обосновал  и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспита ния: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем до машнее (индивидуальное). Его главный научный труд «Наставление и ораторском искусстве» - это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это по сути - педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.Трактат Квинтилиана подвел своеобразную черту под развитием античной педагогической мысли. В нем содержались предложения но развитию речи, а также по умственному и моральному воспитанию детей и подростков. Данный труд долгое время изучали во всех школах риторики.

Средневековье. Период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) - это эпоха средних веков, характеризующаяся безраздельным господством церкви. В период средневековья воспита ние носило духовный характер. Его проблемами занимались философы богословы. В связи с этим в педагогике того времени основу составляли идеи повиновения и аскетизма, принципы догматического и схоластического обучения. Применение таких методов, как зазубривание, угрозы, наказания (в том числе и телесные) стали нормой в воспитании детей. Яркие представители этого времени (Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274)) и др.

В странах Востока  школа в содержании образования  и в методах преподавания отражала господствующие там религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам) и верно служила интересам церковных и светских феодалов. В Западной Европе монополия церкви на образование видна уже из простого перечисления типов школ: при ходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догма там и пению псалмов и молитв.

Эпоха Возрождения. Мощный импульс к развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских знаний как отдельную науку в своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.). Он назвал педагогику самостоятельной научной дисциплиной среди других отраслей знаний. Таким образом, была признана огромная роль педагогики в развитии общества, что привело к ее более активному развитию.

Период Возрождения  выдвинул также идею гуманистического воспитания и всестороннего развития личности. Поменялась направленность методов воспитания, которые стали основываться на уважении личности ребенка, обращении к нему как к высшему началу бытия, вере в его волю и разум и ориентации на его творческое начало. Эти идеи развивали такие педагоги-гуманисты, как Эразм Роттердамский (1469¬1536), ФрансуаРабле (1494-1553), Мишель Монтень (1553-1592). В их трудах идеалом выступала раскрепощенная творческая личность.

Начало самостоятельности  педагогики как науки связывают  с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Выпущенный им в Амстердаме в 1657 году труд «Великая дидактика» является одним из первых научно-педагогических трудов. Он до сих пор представляет интерес для педагогов. Ядро современной теории обучения составляют большинство сформулированных в нем положений: предложенная классно-урочная система обучения, методы и принципы и т.д.

Я. А. Коменский  доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений-положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.Великого чешского педагога интересовали также вопросы нравственности, которую он считал выше учености.

В это же время вопросами  педагогики, поставив акцент на воспитании, занимался английский философ и  педагог Джон Локк (1632¬1704). В своем  главном труде «Мысли о воспитании»  он предложил систему воспитания джентльмена - образованного, уверенного в себе молодого человека, умеющего вести коммерческие дела. Из всех направлений воспитания Джон Локк особое внимание уделял нравственному и физическому.

Активную борьбу со схоластикой  вели французские просветители XVIII в Д. Дидро (\713~17U), К. Гельвеций (17'15-1771),Ж. Ж. Руссо.Жан-Жак Руссо предложил модель общества, в котором гармонично сочетается природное и социальное развитие человека. При этом огромную роль отводил воспитанию природой, людьми и вещами. Среди дидактических принципов, которые содействуют воспитанию природой, Ж.Ж. Руссо выделял необходимость восприятия обучения с удовольствием, а таюке познание путем опыта. Под воспитанием природой им понималось внутреннее развитие способностей и органов. В природу человека Руссо включал ряд склонностей, которые подчинены стремлению к действию и должны развиваться на каждом определенном этапе воспитания. Главное - это правильная организация воспитательно-образовательной системы. Воспитание должно быть свободным, а главная цель его - подготовить воспитанника к жизни в обществе.

Идеи французских просветителей  легли в основу творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха  Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил  и способностей человека, постоянное его совершенствование, развитие нравственности. Им была выдвинута идея развивающего и воспитывающего обучения.

Выдающийся немецкий педагог  Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) исследовал противоречия, присущие всем педагогическим явлениям, выступал против религиозного и сословного воспитания, считал, что воспитание должно способствовать гармоничному развитию физических и духовных сил человека.

Информация о работе История развития педагогических идей