История развития проблемы памяти в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является отображение и анализ различных теорий памяти с точки зрения представителей различных психологический направлений.
Предметом исследования является теория памяти, выдвигаемая представителями ассоциативной психологии, бихевиоризма, гештальт-психологии, социологического направления, а также деятельностная концепция памяти.

Содержание работы

Введение. Стр. 3

Глава 1. Теория памяти в ассоциативной психологии. Стр. 4-8

Глава 2. Теория памяти в бихевиоризме. Стр. 8-11

Глава 3. Теория памяти в гештальт-психологии. Стр.11-14

Глава 4.Социологическое направление психологии памяти. Стр. 14-20

Глава 5. Деятельностная концепция памяти. Стр. 20-24

Заключение. Стр. 25-26

Список литературы. Стр. 27

Файлы: 1 файл

4458.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

В шестидесятых годах  центральной проблемой исследования познавательных процессов стала  проблемы операционального состава и структуры. Важным условием успеха в ее разработке применительно к памяти было изменение содержания и методов исследования. Нужно было отказаться от традиционного объекта исследований, который кратко можно обозначить как «память в лаборатории», и перейти к изучению функций памяти в жизни и деятельности субъекта.

Это не означает, что из арсенала методов исследования памяти были исключены лабораторные эксперименты. Напротив, был разработам ряд новых  лабораторных методов исследования процессов памяти, но, в отличие о прежних, они в большей мере вопроизводили проявления памяти в реальной деятельности субъекта.

У П.И. Зинченко и А.А. Смирнова была поставлена задача структурно-функционального  анализа процессов, лежащих в  основе различных видов запоминания. Зинченко отмечал, что произвольное запоминание как специальное действие принимает в своем развитии различные формы в зависимости от характера тех компонентов, которые составляют реальное содержание этого действия: предмета, цели, мотива, средства запоминания.

По-новому была поставлена и проблема развития и формирования процессов запоминания. При разработке именно этой проблемы наиболее полно  обнаружили себя преимущества генетического  метода исследования Из исследований развития памяти была практически вытеснена формальная метрика, но главное состояло в том, что сравнительное изучение непроизвольного и произвольного запоминания на разных возрастных стадиях дошколького и школьного детства положило начало операциональному анализу процесса запоминания, изучению динамики операций на различных возрастных стадиях. Последнее представляло собой по существу исследование структуры процессов памяти.

Подводя итоги многолетних  исследований, П.И. Зинченко сформулировал  главный результат своих работ  следующим образом, что общей единицей структурного, генетического и функционального анализа непроизвольного и произвольного запоминания является действие человека.

Это кардинальное для  психологии памяти положение, не противоречит новым исследованиям, обнаружившим способность к запечатлению, для которого достаточна деятельность другого уровня, по сравнению с активной деятельностью субъекта. Такая способность установлена при изучении восприятия и кратковременной зрительной памяти.

В кратковременной зрительной памяти запечатлевается и хранится вся предъявленная информация, но для более длительного хранения некоторой части информации, т.е. для передачи ее в оперативную или долговременную память, необходимо осуществление специальных действий. И, если не произвести эти действия, то предъявленная информация не будет храниться ни в произвольной, ни в непроизвольной памяти.

 

 

 

Заключение:

Исходя из вышеизложенного  и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что родоначальником научной  психологии памяти по праву считается Г.Эббингауз.

Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов  и в своих многочисленных экспериментах  установил ряд важных закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Эббингауз твердо стоял на позициях ассоцианизма. Процессы памяти он понимал как образование ассоциаций, и поэтому в его экспериментах фигурировало только преднамеренное механическое заучивание в основном бессмысленного материала.

Бихевиористы по-своему сузили круг явлений памяти, ограничившись  процессами приобретения и сохранения навыков. Однако и они сохранили  дух ассоцианизма, представляя навык  как результат простого связывания движений.

П.Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека. Он считал, что мнемические задачи могут возникнуть только в человеческом обществе в связи с целями передачи сообщения от одного человека к другому.

Большой вклад в проблему онтогенетического развития произвольной памяти сделан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими. В экспериментах Выготского и Леонтьева была доказана гипотеза об интериоризации мнемических средств, первоначально имеющих материальную форму и привлекаемых в процессе общения взрослого и ребенка. С их точки зрения, развитие произвольного опосредствованного запоминания в онтогенезе, в известном смысле, повторяет путь развития памяти в человеческой культуре.

Направление гештальт-психологии показало, что память, будучи включенной в решение той или иной задачи, существенно определяется динамикой осознаваемых мотивов.

Другую важную линию  составили исследования закономерностей  непроизвольного запоминания П.И.Зинченко, А.А.Смирнова. Итог этих исследований состоит  в установлении зависимости непроизвольного запоминания от деятельности – ее предметного содержания, направленности, структуры, мотивов.

Вопросы психологии памяти, долгое время оставались предметом  теоретических столкновений различных  концепций. Среди коренных вопросов психологической науки память занимала неоднодначное место в отдельные периоды истории психологии. Иногда вопросы памяти выдвигались на передний план в формировании общей психологической теории, например в классической ассоциативной и, позже, в бихеовиористической психологии. В других случаях ее оттеняли вопросы восприятия – в гештальт-психологии.

Несмотря на это история  психологии памяти неразрывно связана  с общей историей психологической  науки и отражает основные этапы  ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Эббингауз Г. Смена душевных образований. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.243-263.
  2. Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или «память». // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр. 234-269.
  3. Бартлетт Ф. Человек запоминает. // Хрестоматия по психологии памяти/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.292-303.
  4. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.371-379.
  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека культурное развитие специальных функций: память. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.390-405.
  6. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания.  // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.420-436.
  7. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных действий и завершенных действий. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.437-452.
  8. Левин К. Об экспериментах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.457-465.
  9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.465-475.
  10. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – Санкт Петербург, 2002.



Информация о работе История развития проблемы памяти в психологии